История д.Хорн-Кукшум

В деревне проживают несколько родов, которые все ра­дости и трудности преодолевают вместе. Один из них — род Упаҫҫи (имя крестьянина) объединяет более 17 дворов.

Мирному присоединению чувашей к России царское пра­вительство придавало огромное значение, понимая, что именно это предрешит судьбу Казанского ханства. Об этом довольно много преданий и легенд сложили люди. Это событие нашло отражение и в преданиях крестьян деревни Хорн-Кукшум: «...Чу­ваши нашей местности об Иване Грозном отзывались хорошо. Царь любил чуваш, приглашал их в Москву, в свой дворец, сажал с собой за стол, беседовал с ними, угощал, одарял их хорошими красивыми ло­шадьми, провожал домой гостей с почестью, одевая их в богатые русские одежды. Они были чувашскими князьями, влиятельными людь­ми. После этого чуваши тоже стали уважать русских, помогали войсками и за что много терпели от татар».

В архиве Чувашского государственного института гума­нитарных наук имеется документ, написанный в начале про­шлого века дьяконом Кукшумской церкви Яковым Стекловым. Он на примере деревни Хорн-Кукшум, раскрыл всю картину жизни и деятельности крестьян Норусовского края. Вот что он пишет (приводится в некотором сокращении):

« Чуваши черноватого, желтоватого типа, похожи друг на друга. Высоких среди них встречается мало, они худощавые. Это объясняется тем, что они много работают, но пищу употребля­ют обыкновенно скудную. Цвет волос у большинства населения черный, уши средней величины, глаза карие, есть и серые. Волосы носят короткие. Женщины встречаются красивых больше, чем у русских крестьян. Физически женщины отличаются от других окружающих их народностей, они могут выполнять все домаш­ние работы, пахать, косить. Детей они тоже растят в особых уходах, и они не отличаются от русских. Зрение у них острое, очков не носят, даже 70-80-летние старушки свободно вышива­ют. К холоду все выносливые, никогда не окутываются в теплую одежду. В самые сильные морозы женщины бегают по деревне в одной рубашке. Среди них мало силачей, но они выносливые.

Наша деревня расположена по речке Цивиля, на правой луговой стороне, на низменном месте. Почва для хлеба незавидная, песчаная. Рожь, овес, ячмень, полба, горох, чечевица, пшеница плохо родятся. Без удобрений ничего не получается, сила удобрения действует только два года, а на черноземах до пяти лет. Яровой сев происходит весной 15-25 апреля (по старому стилю. — Авт.), картофель — с 1 мая,до Николины дня, о кормовых травах крестьяне этих мест понятия не имеют. Садов нет, в огородах растет картофель, лук, капуста, репа, огурцы, морковь и др. Но это садят немного, только на пробу и для детей. В деревне растут ветлы, березы, осины.

Лес от деревни находится в 15 верстах, грибы, ягоды не собирают, только в урожайные годы собирают орехи и везут их на железнодорожную станцию. От губернского центра 150 верст, от уездного города Ядрина 60 верст, от приходской церкви 1,5 версты, от станции железной дороги 35 верст. Базарное село Норусово в 5 верстах и считается самой большой. На базар приезжают торговцы из Цивильского, Курмышского, Цивильско­го, Ядринского уездов.

Домашние животные —лошадь, корова, овцы и свиньи. Состо­ятельные семьи имеют 2-3 лошадей, без них нет жизни крестьянину, без лошади невозможно жить ни одного дня. От коровы получают молоко, сыр, масло, уйран. Почти у всех по одной корове, редко по 2-3. Овец держат до 15, кто держит 3-4 свиней, считаются обеспечен­ными. Коз не держат. У кого нет черной избы для скота или теплова хлева, то телят, то ягнят зимой держат в избе, где живут сами.

Полезными считают и диких животных — оленей, лосей, лисиц и зайцев. Хищными — медведей, волков, крыс, мышей, кро­тов, полевых блох, моль и ржаных червей. Медведи часто напа­дают на лошадей, особенно на жеребят, разоряют пчельники. Ржаная червь подтачивает озимые.

Весна приходит с днем Благовещения Пресвятой Богороди­цы (14-15 апреля), с этого дня тает снег. На сенокос выходят после Казанской (8 июня). Уборка хлеба зависит от лета, бывает рано, после 1 июля, но чаще после Ильина дня, после 20 июля. Убор­ка хлеба происходит быстро, к 1 сентябрю. После 1,сентября убирают картофель, коноплю. Когда заканчивают жатву, серпы оставляют в поле, в 2-3 снопах. Через день их собирает старший из семейства. Крестьяне очень быстро завершают обмолот.

Снег и морозы бывают 20-25 сентября, но быстро сходят и до 25 октября слякоть. Зимой редко бывает холодно, 10-15 градусов.

Сходы бывают сельские, общественные, церковноприходс­кие и волостные. Деревенские сходы собирают для объявления указов от власти и выборам пастуха. Сельские общественные собирают, когда выбирают старосту, сборщика податей, только 2 раза в год. Церковноприходские сходы собираются один раз в год около церкви в первых числах декабря на выборы церковной старосты и утверждения средств на содержания причты. На сходах никогда не бывают посторонних, женщин и детей.

В деревне три родословия. Первая — род Илюковых (Илюк таврашӗ). Он переселился сюда от Ишаковской стороны. Это племя самое большое, богатое и занимается пчеловодством. Второе и третье племена не сохранили имена своих предков. Они тоже-были пчеловодами и переселились в лес со своими пчельниками.

Около деревни река Хирлеп впадает в Цивиль. Говорили, если вода Хирлепа весной течет очень шумно, то жди тяжелого лета.

Баню имеют почти каждое семейство. Пища — ржаной хлеб, каша из полбы и ячмень, щи, картофельный суп, гороховый и овсяной кисель, кислое молоко, уйран, яйцо. Употребляют больше баранину и свинину. Кур, гусей и уток — по осени».

Люди в деревнях не только умели работать, но и умели радоваться, проводить каждый день с определенной целью. Несмотря на полную христианизацию, не забывали старые обряды своих предков. Так, в деревне Хорн-Кукшум моло­дые люди перед пасхой собирались на поминальник. Перед началом лицо и руки намазывали сажей, один из них в руках держал метлу, собранную из нескольких берез. С ними ходи­ли музыканты. Войдя в дом, парень с метлой начинал подме­тать пол, потолок и со словами «всё нечистое в доме очищу» заодно и «метелил» домашних. Хозяева быстро включались в веселье, угощали гостей, не забывая одаривать гостинцами на Чӳк. Так проходили все дворы. После выходили на широ­кое поле, разводили костер, угощали всех собравшихся бли­нами, яйцами и поминали Сереч.

Школа в деревне Хорн-Кукшумы открылась в 1892 году. Основателем был студент Казанской миссионерской школы Стеклов. К этому времени дети учились у единственного гра­мотного крестьянина Якова Кузьмина, за что он брал с каж­дого ученика по 20 копеек в год. В настоящее время в началь­ной школе обучаются 20 мальчиков и девочек. Бывший ученик этой школы Владимир Владимирович Тимофеев подарил детям компьютер, отличников премировал именными стипендия­ми по 500 рублей каждого. Сельский клуб здесь работает с 1935 года. В 1930 году крестьяне организовали сельскохо­зяйственную артель "Красноармеец". Здесь прошло детство Александрова Станислава Алексеевича (Убасси), родившего­ся 15 февраля 1953 года, кандидата филологических наук, генерального директора ОАО «Чувашпечать».


Чтобы получить полную инфрмацию и быть в курсе новостей, подписывайтесь на нас в Вконтакте и в Одноклассниках!

Отзывы, обсуждение обзора "История д.Хорн-Кукшум" здесь: