Местные жители считают, что около леса, севернее мест­ности "Мӑклӑ шур" (Моховое болото), 500 лет назад поселились две семьи из деревни Байбахтино (или Байгильдино). Место было не лучшее, да и разбойники не давали покоя. Они перебрались поближе к оврагу "Хура ҫырма" (Черный овраг). В тот же год к ним поселились ещё две семьи из деревни Икково Чебоксарско­го уезда. Так образовалась деревня Малды-Кукшум, которая по­лучило свое название по месторасположению поселения, т.е. во­сточнее других кукшумских деревень. В XVII веке там проживали 10 семей из деревни Икково и 9 семей - из Байбахтино.

Возникновение этой деревни не обошлось без народной легенды. «Недалеко от местности «Кив ҫурт» в старину пересе­лился пасечник Шашкар. Был сильным, волевым человеком. Вокруг ходило много разбойников, но они не смели потрево­жить его дом. Однажды в этой местности появились чужие и стали в округе творить беззаконие. Шашкар стал готовиться к встрече. Тяжелые, наполненные медом кадушки навесил на матицу. Когда в клеть вошли разбойники, жена Шашкара по указке мужа перерубила веревку, которая связывала дубовые плахи. Тяжелая клеть рухнула, и под обломками погибли все разбойники. После этого слава его приумножилась, к нему пе­реехали предки Трофимовых (Вӑрӑм Мӗкӗте - Никита) и Бе­ловых (Якуши), за ними и другие жители старой деревни. Но такое положение не смогли стерпеть жители деревни Алгазино, так как эти земли они считали своими. Они потребовали убрать­ся подальше от этих мест. Кукшумцы не сопротивлялись, про­сили только немного подождать, пока в печах испекутся новые хлеба. По неизвестной причине алгазинцы не стали их больше беспокоить». Так и образовалась деревня Малды-Кукшум.

Родовые деревья Щашкара и Никиты сохранились в архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук. Мо­жет быть, кто-то найдет среди них своих родных. Вот как они выглядят: первый род - Шашкар - Рши - Осип (Кутӑн Уҫӑп) -Василий (Ваҫук) - Федор (Хветӗр) - Филипп (Хӗлӗп) - Алек­сей... второй род - Никита (Вӑрӑм Мӗкӗте) — Иваниш (Йӑваниш) - Сергей — Никита (Мӗкӗте) — Трофим - Марк — Андрей.

Вокруг деревни много урочищ, полей, рек и лесов, ко­торые имеют названия:

Хыр ҫырми — на этом месте стоял сосновый лес, и овраг называется сосновым оврагом.

Мӑклӑ Шур — там рос мох, пригодный для хозяйствен­ных нужд.

Аслӑ киремет — большой Киремет, где язычники прово­дили Чӳк.

Тепе киремет ҫеремӗ — «тепе», таким возгласом разгоня­ли чуваши собак, значит, так и разгоняли злого Киреметя.

Сурӑх Йӳҫҫи ҫырми — овечья трясина, где часто погиба­ли мелкие домашние животные.

Вӑрӑм хӑва ҫырми — одинокая ива росла на этом овраге.

Карас кӳлли — в озере было много карасей.

Юман ката — самое далекое поле, где рос одинокий дуб, назывался «Дальний дуб».

Ҫӗрмӗр кучӗ — так называли основание небольшой горки.

Ҫыран карти — берег реки в виде круга.

Кив ҫурт ҫеремӗ — дерновое поле около старого дома.

Мӑнар ҫеремӗ - дерновое поле крестьянина Мунара.

Кивё масар — старое кладбище.

Малти шӗшкӗ вар — передний ореховый овраг.

Каснӑ карта — это загороженное пряслом поле, делили только между участниками различных войн.

Хӑртнӑ уй — поле, разработанное после выкорчевки леса.

Куймас шывӗ — река Куймас.

Куймас шывӗ тӑрри — начало реки Куймас.


Чтобы получить полную инфрмацию и быть в курсе новостей, подписывайтесь на нас в Вконтакте и в Одноклассниках!

Отзывы, обсуждение обзора "Легенды Малды-Кукшум" здесь: