О присоединении Чувашского народа к Российскому государству ч.2

Индекс материала
О присоединении Чувашского народа к Российскому государству ч.2
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 

Отважный батыр и военачальник тархан Ахплат со своим отрядом, разросшимся в чувашское войско, в 1552 году присоединился к войскам Ивана Грозного, движущимся на Казань. Вместе со многими чувашами Ахплат указывал путь русским войскам, строил для них мосты и дороги, снабжал их продовольствием. На последней стоянке русских войск на Анише, у Чарту кати, Ахплат построил мост через Аниш и доставил войскам хлеб и мясо. Иван Грозный благодарил чувашей за помощь. Все это помнят чуваши до сих пор и, собираясь в Чарту кати, поклоняются этому месту. По рассказам стариков, при взятии Казани чуваши оказали большое содействие. Чувашские воины сражались отважно. Одну часть (пёр уш-канне) чувашей возглавлял Ахплат. Его войско, проявив героизм (паттарлох) при штурме Казани, удостоился похвалы Ивана Грозного.

«По рассказам... братьев Ивана и Андрея Матвеевых Торхановых, их предок Чувашии деревни Кинер (ныне Козловского района.—В. Д.) получил тарханское звание за свои особые личные заслуги от царя Ивана Васильевича Грозного. Предание говорит об этом так (рассказывали сии братья Иван и Андрей Торхановы): «В то время, когда царь Иван Васильевич Грозный шел на Казань с целью покорить Казанское царство, то войска его имели сильную нужду в пищевом продовольствии, так как у войска вышел запас мяса. А предок их, будучи сам человек весьма богатый, частию от себя подарил несколько овец и коров для продовольствия царского войска, а много скупил скота у других чуваш на предмет продовольствия войска, что и выдвинуло их предка из среды других чуваш, за что их предок и был царем Иваном Васильевичем Грозным пожалован тарханским званием. А вместе с тарханским званием их предок получил также и свободу от платежа податей и повинностей, а равно и грамоту и землю, которая  находилась в трех местах: это около деревни Кинер на горе, близ реки Волги, на том возвышенном месте, называемом по-чувашски Чарту, где, по преданию, была татарская крепость, а остальная жалованная их предку земля находилась около деревни Мурзаевой в Том же приходе села Карамышева».

Землю эту жалованную, места, где она находилась, братья Иван и Андреи Торхановы знают и в настоящее время. Эта жалованная с грамотой земля дана была их предку в потомственное владение. Но со временем дарственная грамота предками их затеряна».

Среди чувашей, оказавших большую помощь русским войскам во время походов на Казань, предания называют Байдеряка Барзаева. Он жил в дер. Байдеряково (Тор-ханкасы, чув. Патирек), которая ныне входит в Чебоксарский район. Иван Грозный пожаловал ему земли, вошедшие позднее в состав Тетюшского, Буинского, Лаишев-ского и Чистопольского уездов. Сам Байдеряк переселился в Тетюшский уезд и основал дер. Байдеряково (ныне село Яльчикского района). На одном участке его земли потом возникла дер. Новое Байдеряково (в Яльчикском районе), на другом — вторая деревня, Байдеряково (ныне Шемуршинского района). Земли в других уездах он продал. Когда он умер, его похоронили близ села Байдеряково, над могилой поставили каменное надгробие.

В Батыревском районе записано предание о том, что братья Карабай и Егетбай, из тарханского рода, стали противниками казанского хана и сбежали к русскому царю. Карабай и Егетбай в составе русского войска шли на Казань, показывали русским прямую дорогу. Иван Грозный побывал у них в гостях. По взятии Казани царь пожаловал им много земли. Их дети служили у русских царей, на родину приезжали изредка. Женились на дочерях русских помещиков. Тархан Етрух также помог Ивану Грозному в войне против Казани, был пожалован им большими участками земли. Дети Етруха также служили у русского царя, охраняли кремль.

Предания повествуют и о взятии татарских городков, расположенных якобы по пути русских к Свияжску. Иван Грозный подступил к Болыпе-Таябинскому городку (городище ныне в Яльчикском районе), где жил татаро-турецкий царь (тутар-турка патши). Татары не сдавались. «Тогда русские солдаты осадили город и татаро-турецких солдат решили взять измором. Действительно, солдаты, защищавшие город, начали умирать с голоду. Тогда Иван Грозный разгромил город. Татаро-турецкий царь улетел на юг на белой лебеди». По преданию, татарский городок у села Кошки-Новотимбаево (ныне в Тетюшском районе Татарстана) также был разрушен Иваном Грозным.
Предание упоминает также о постройке Иваном Грозным крепости на возвышенном месте, где ныне расположено чувашское селение Городище Дрожжановского района Татарстана. В крепости жили солдаты.

Близ селений Тойси и Байбатырево Батыревского района бились русские с татарскими войсками, причем в сражении у второго селения предводителем татар был казанский купец, который пал в этом бою.

Во время завоевания Казани близ села Байдеряково Яльчикского района было сражение между русскими и татарскими войсками. Убитые в бою два татарских князя были зарыты в поле.

Сражение между русскими и татарскими войсками произошло, по преданию, и близ села Новые Шимкусы Яльчикского же района. Русским помогали и чуваши. В боях погибло много русских и татар. Всех погибших сложили в одну большую кучу и засыпали землей — образовался курган.

Согласно преданиям, чуваши снабжали русских воинов плотами для переправы из Свияжска на левый берег Волги, чтобы направиться под Казань.

Предание о взятии Иваном IV Казани носит черты легендарного повествования и сохранилось в нескольких вариантах.
До взятия Казани, говорится в первом варианте, Иван Грозный овладел Свияжском и построил в нем за одну ночь полотняную церковь. В то время татарский хан подъехал к Свияжску и, увидев церковь и услышав колокольный звон, удивился силе русского народа. Русские сделали подкоп под Казанскую крепость и поставили под башней пороховые бочки. Они взорвались, и башня разлетелась в облака. Татарский хан, будучи волшебником, силою нечистого духа сделался лебедем и спел умилительную песню, а затем улетел неизвестно куда. Царь Иван Грозный в это время стоял в церкви на коленях. Так взяли Казань.

По другому варианту, в старину город Казань принадлежал татарскому хану. В его руках находились чуваши и марийцы. Татары были очень сильными, их никто не
мог победить. И русский царь, прибыв к Казани с войском, не скоро овладел городом. Там имелась тогда одна очень высокая мечеть. Когда русский царь окружил город, татарский царь взобрался в верхнюю часть той мечети. Сколько ни стреляли по нему, никто не попадал. «Эти нас не победят»,—думает татарский царь и, радуясь, играет на гуслях. А перед ним на столе лежит змей с утиными ногами (то есть дракон). Пока царь играл три мотива, дракон извивался три раза. Много пуль потратили солдаты, стреляя в татарского царя. И вот один солдат подошел к русскому царю и говорит: «Я попаду в него, что мне за это дадите?» Царь отвечает: «Чего захотите, то и получите». Тогда солдат оторвал пуговицу со своего кафтана, зарядил ею ружье, выстрелил и наповал сразил татарского царя. Дракон слетел с мечети и скрылся в озере Кабан. Солдат не захотел ничего взять от царя, выпил четверть водки и скончался.

Третий вариант приведем полностью. «Старики-чуваши рассказывают следующее. В старину чувашский народ находился в руках татарского царя. С течением времени против него начал войну русский царь. Но татарский царь был волшебником и долго не покорялся русскому царю. Причем он срамил русского царя, спуская свои штаны и оборачиваясь к нему задом. В него, волшебника, не попадали пули, сколько ни стреляли. Тогда один русский воин зарядил ружье крестом и сразил татарского царя. Но он обратился в гуся и улетел. Так русский царь овладел Казанью. С тех пор, поговаривают чуваши, мы и живем в подчинении русскому царю».

Согласно четвертому варианту, татарский хан взобрался на башню и, повернувшись к Ивану Грозному, похлопывал по открытой ягодице, чтобы оскорбить его. Царь приказал пальнуть по хану из пушки. У хана слетела с головы шляпа, а сам он превратился в белого лебедя и, вытянув шею, улетел в Турцию. На том месте, где стоял дворец хана, образовалось светлое озеро (озеро Кабан). А башня, с которой улетел хан, стоит до сих пор (башня Сюбекина).

Пятый вариант сюжетом так же прост. Когда Иван Грозный брал Казань, татарский царь, желая показать, что он не страшится русских, на высокой башне играл на гуслях. Но вдруг в него попала стрела, и он с гуслями упал в озеро Кабан. Говорят, он поныне живет в озере. Чувашские гусляры и теперь играют мотив песни казанского царя.

Содержание шестого варианта таково: казанский хан на башне играл на гуслях, повернувшись к русским, похлопывая себя по открытому заду. Пули его не брали. Русские взорвали башню, устроив подкоп под нее. Хан превратился в огнедышащего дракона и улетел.

По седьмому варианту, татарский царь при взятии Казани с крепостной башни, повернувшись к русским, похлопал себя по оголенному заду, затем превратился в голубя и улетел.
Записано и предание, называющее имя последнего казанского хана: Эдигер, стоявший на вышке мечети, обернулся в лебедя и улетел в Турцию.

Эти предания, носящие в себе налет влияния русского устно-поэтического творчества, содержат мало оценочного материала, ограничиваясь указанием на подчиненность чувашей татарским ханам и трудность, продолжительность борьбы Русского государства с Казанью. Они представляют определенный интерес как художественное обобщение народом крупного исторического события, как примеры образного народного мышления.

Имеющийся в приведенных преданиях мотив превращения правителя и его семьи в лебедя, гуся, голубя встречался в преданиях, относящихся к болгарскому и золото-ордынскому периодам. Подобный мотив присутствует также в фольклоре татар и других тюркских народов.
Более значительно познавательное значение предания об услуге гусляра-чуваша в определении расстояния до стены Казанской крепости для устройства подкопа под нее, известного нам в трех вариантах.



Чтобы получить полную инфрмацию и быть в курсе новостей, подписывайтесь на нас в Вконтакте и в Одноклассниках!

Отзывы, обсуждение обзора "О присоединении Чувашского народа к Российскому государству ч.2" здесь: