О событиях конца XVIII — первой половины XIX веков

Индекс материала
О событиях конца XVIII — первой половины XIX веков
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы

После подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева царизм установил в стране режим крепостнической реакции. Была проведена реформа административно-территориального деления страны и местного управления. Административно-полицейский и судебный аппараты были усилены. В уездах вместо воеводской канцелярии во главе с воеводой было создано для более бдительного надзора за народными массами несколько органов управления, полицейского надзора и суда: нижний земский суд во главе с исправником, нижняя земская расправа, казначейство, приказ общественного призрения, сословные суды и пр. В конце XVIII века были учреждены волостные правления. Дворянам были предоставлены по существу неограниченные права и привилегии, расширены права купечества. После подавления восстания декабристов царизм установил в стране режим жесточайшей реакции — «аракчеевщину».

В России господствовал феодально-крепостнический строй. Однако развитие производительных сил порождало новые, буржуазные, производственные отношения. В последней четверти XVIII века в России оформился капиталистический уклад. Первая половина XIX века характеризуется разложением, затем и кризисом феодально-крепостнического строя. Росло крестьянское движение. Во второй половине 50-х годов- в стране создалась революционная ситуация. В 1861 году царизм вынужден был отменить крепостное право.

Происходившие в стране сдвиги в социально-экономической и общественно-политической жизни в той или иной мере охватывали и Чувашию.

Отдельные штрихи появления зачатков капиталистических отношений в чувашской деревне содержат и предания. В крае промышленники-капиталисты широко развернули лесоразработки, на которых по найму работали чувашские крестьяне. Многие из них уходили в бурлаки и на другие заработки. В чувашских селениях северных районов распространилось кулеткачество, корзиноплетение и другие промыслы, продукция которых сбывалась купцам-посредникам. Согласно преданиям, по зачину русских торговцев и ремесленников в гуще чувашских деревень появились небольшие торгово-ремесленные поселения. В Ядринском уезде у часовни, поставленной на месте расправы пугачевцев с духовенством, в конце XVIII века поселился калашник Никандр Иванов из Владимирской губернии. Здесь возник базар, русские люди открыли харчевни, трактир. Образовалось поселение. В начале XIX века рядом с селом Большая Шатьма Ядринского уезда мещанин из Курмыша Василий Платонов открыл постоялый двор. Затем там поселились Иона и Василий Брызгаловы, занимавшиеся торговлей. Чебоксарский мещанин Василий Бронников завел кузницу.

Так возникло поселение Дворики. В торговле господствовали городские купцы. Чебоксарские хлебные закупщики, пишет С. М. Михайлов, выставляют далеко за городом своих верных служителей, которые встречают чувашских крестьян с возами хлеба и ведут к своему хозяину. «...Хлеб у чуваш скупается за самую низкую цену, а затем богатый капиталист втридорога продает его беднякам-горожанам». Но появились и чувашские богатеи, занимавшиеся хлебной торговлей. Так, в дер. Янгорас (ныне Аликовского района), по преданию, жил богатей Яскав. У него было 10—12 амбаров с хлебом — своим и скупленным. В 1812 году он продал для армии очень много хлеба. Деньги ему привезли в повозке в сопровождении конвоя. У него имелось две пудовки серебряных монет. Разумеется, сообщение преданий об обогащении крестьянина Ефрема Ефимова из дер. Шинерпоси (ныне Чебоксарского района) после нахождения клада, спрятанного пугачевцами, является фольклорным вымыслом. Ефрем Ефимов стал «капиталистам» человеком путем неэквивалентной торговли хлебом и эксплуатации кулеткачей. Он записался в чебоксарское купечество и открыл в городе торговый дом. В городе Тетюшах были купцы-чуваши Оливановы.

Зафиксировано много преданий о пуянах и коштанах рассматриваемого периода. По сравнению с предшествующим периодом их социальная природа несколько изменилась. Хотя, как и прежде, пуяны имели огромное количество обмолоченного и необмолоченного (в скирдах) хлеба, много скота, держали немало работников, но они теперь и торгуют, и участвуют в управлении.

Грозой для чувашей, проживающих на территории нынешнего Батыревского района, в конце XVIII—начале XIX веков был Эптлмень. В предании, записанном Г. Т. Тимофеевым в конце XIX века, Эптлмень считается чувашом, в записи Г. А. Кокеля 1908 года он выступает как шихирданский мишар, в записи М. Н. Юхмы 1954 года национальность не указывается, но сообщается, что он жил в Шихирданах. Приводим это предание в записи Г. А. Кокеля. Эптлмень, говорится в нем, управлял чувашами по Буле, был злым человеком, сильно притеснял чувашских крестьян, отдавал их в рекруты, заставлял работать в своем хозяйстве, работавших у него освобождал от рекрутчины. Многие чуваши, не желая стать рекрутами, скрывались в лесу и других местах. Чуваши обязаны были выполнять все распоряжения Эптлменя. Хочет женить чуваша — женит, хочет выдать чувашскую девушку замуж— выдает. Он был богатейшим человеком. Владел огромной площадью леса (потом этот лес перешел к шихирданским мишарям). У Эптлменя работало множество людей, среди них были и беглые крестьяне. Он соорудил от Шихирдан до базара подземный ход.

На его выходе, на базарной площади, построил кабак. Много было у него амбаров. Имел огромные коромысленные весы, стояк которых был толщиной в восьмивершковое бревно (то есть диаметром в 36 сантиметров). За все злодеяния чуваши страшно ненавидели Эптлменя. Жители дер. Большое Батырево Шакаман и Ильдюк, дер. Старое Котяково Ванька, Симун и Васька решили поймать Эптлменя и отправить в Сибирь. И многолюдной толпой явились в дом Эптлменя. Но кто-то уже успел известить его о намерении чувашских крестьян. Он, взяв с собой свои деньги, лег на телегу и заставил работника засыпать его навозом. Чуваши искали хозяина во всех его постройках, но, не найдя, ушли. Работник повез телегу с навозом в лес, где и вызволил наконец засыпанного хозяина. Потом пригнал туда тарантас, запряженный лучшей лошадью хозяина. Отсюда Эптлмень бежал в Москву. Это стало известно чувашам. Они поехали в Москву, разыскали Эптлменя и добились ссылки его в Сибирь. (В записи Г. Т. Тимофеева сообщается, что Эптлмень был сослан в Сибирь за воровство. Там он подружился с купцом, тайно добывавшим золото, и донес на него городовому, за что был освобожден из ссылки.) Вернувшись из ссылки, Эптлмень уже не обладал прежней властью и силой. Чувашские крестьяне теперь не давали ему житья. Как он выходит, бывало, на базар, измывались над ним.

Согласно записи М. Н. Юхмы, Эптлмень получил власть и богатство, выдав властям участников восстания против царя. У него было более тысячи десятин леса, огромные площади лугов. Он содержал ветряную мельницу. Имел много жен. В одну из его дочерей влюбился чувашский молодец. Обещав выдать за него дочь, Эптлмень держал его в работниках три года, а затем выгнал, не только не выдав за него дочь, но и не заплатив за работу. Захотелось Эптлменю жениться на дочери состоятельного чуваша Мёкёте из дер. Новое Котяково. Отец девушки не согласился, и Эптлмень живого зарыл его в землю. В Шихирданах был певец Калихван. Он пел песни, разоблачающие Эптлменя. За это его слуги жестоко избили Калихвана, до смерти. А певца из Сугут Шавламу бросили на растерзание собакам Эптлменя. Одни сказывают, что Эптлменя убили его жены, другие — что с ним покончили восставшие крестьяне, третьи — что он умер в Сибири, куда был сослан по велению царя.



Чтобы получить полную инфрмацию и быть в курсе новостей, подписывайтесь на нас в Вконтакте и в Одноклассниках!

Отзывы, обсуждение обзора "О событиях конца XVIII — первой половины XIX веков" здесь: