О заселении юго-восточной и южной частей Чувашии ч.2

Индекс материала
О заселении юго-восточной и южной частей Чувашии ч.2
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы

О возникновении дер. Большие Абакасы записано несколько преданий. Вероятно, достовернее сообщения об основании нового поселения выходцами из дер. Алман-даево (Упакасси) Мариинско-Посадского района. Первым прибыл богатей Тин

Дер. Сосновка (Хыркасси) основана, согласно преданию, примерно 300 лет назад родом Матака из дер. Норусово (ныне село Калинино Вурнарского района). Три семьи этого рода поселились в хвойном лесу и корчевали его под поселение и поля.

Пятью семьями из дер. Ишаки (ныне село Чебоксарского района), сообщает предание, была основана дер. Хом-Яндобы (Хумри Ишек). В переписных книгах начала XVIII века в Ишаковской волости Чебоксарского уезда числятся: дер. «Яндовова Сявалпоси тож», «той же деревни Яндововы, что живут на Хоме»; дер. «Первая Алина», «Первая Алина, что на Хоме»; дер. «Вторая Пичурина», «той же деревни Второй Пичурины, что на Хоме». Таким образом, переселенцами из Ишаковской волости были основаны не только Хом-Яндобы, но и другие селения Ибресинского района.

Об основании дер. Ибреси (теперь рабочий поселок, центр Ибресинского района) предание сообщает: «До сих пор бытует предание, что сюда как будто переселились четыре семьи с волжского берега из дер. Кукшум, бывшей близ Чебоксар. В то время чуваши еще не были крещены. Одним из переселенцев был Ибресь, главой второй семьи был Султан, третьей — Савкан, четвертая семья — вдова-старуха Уль с двумя сыновьями. Они тогда, в старину, селились не улицей, не вместе, а в лесу в разных местах. Там они корчевали деревья под пахотное ноле... У Ветлового оврага поселился Султан, у Погребного оврага — Савкан... На месте современной деревни осел сам Ибресь... Впоследствии более многочисленным стал род Ибреся. У него был сын Икунтей, от Икунтея родился Имэлле. Он крестился и был наречен Емельяном...».

О возникновении селений на Хоме сложено легендарное предание, не претендующее на достоверность, но весьма интересное для познания фольклорного образного мышления народа. Оно было записано К. А. Шуловым в 1928 году. Большое пространство земли, говорится в нем, называется Камаевым полем. Камай происходил из знатного рода. У чувашского богатыря Кабана был старший сын Юман. Камай же являлся старшим сыном Юмана, внуком Кабана. Как и свои предки, Камай был сильным и бесстрашным. У Камая было четверо сыновей: старший Кукшум, второй — Хум (Хом), третий — Патр (Батыр), четвертый — Киреметь. Жили они где-то в Присурье. Двое старших были женаты. Как Патру исполнилось 15 лет, Камай его также женил. И вот Камай решил переселиться со всем своим семейством на юг. Надо получить позволение и благословение отца. Юман говорит Камаю: «Переезжай. Простись с дедом Кабаном и поклонись дубу». Камай взял небольшой бочонок пива, шыртан (чувашскую колбасу — В. Д.) из медвежьего мяса, сушеную птицу и уехал к деду. Но деда в живых он не застал, а священный дуб рода был срублен приехавшими из-за Суры русскими.

Вернувшись из деревни деда, Камай с помощью отца изготовил около десяти телег. А лошадей у Камая было много своих да были еще лошади снох, полученные в приданое. Образовалось целое стадо скота. Как только сошел снег, по первому пути Камай с семейством тронулся в путь. При прощании отец дал Камаю жеребую кобылу, сказав: «Где эта кобыла ожеребится, там ты останешься жить навсегда».

Рабочих рук у Камая было 10 человек: сам с женой, три сына с женами, сын и дочь. Едут несколько дней. По пути строят дорогу, мосты. Одну речку назвали «Черная вода».
И вот отцовская кобыла ожеребилась, принесла кобылку. Камай говорит: «Прими, земля, мой хлеб, который я даю тебе в дар. Я приехал сюда жить, прими меня. И до тех пор не откушу куска твоего хлеба, пока ты не попробуешь сама».

Построили карду (ограду) для скота. Со второго дня началась корчевка и сев яровых. Выбирались лучшие места для легкой корчевки. Закончив яровой сев, принялись за устройство домов.

Камай сказал сыновьям: «Пока земля свободна, выбирайте места и стройте дома отдельно. По нашему следу могут приехать другие». С отцом остались старший сын Кукшум и младший Киреметь. Хом построил двор в двух верстах вверх по реке, Патр отошел на две версты на север от отцовской стоянки.
Прошло немного лет, а переселенцы зажили хорошо. У каждого из них было по стаду скота. Жили дружно, вместе пили пиво, с Присурьем связь поддерживали.
Но стали пропадать у них лошади. Поехали по следам— целые сутки. Крали юго-восточные люди. Камай решил поселить южнее себя чувашей, пригласив их с Присурья. Так и сделали.

Сам Камай с сыновьями занял очень много земли: в несколько лет невозможно было обработать. А новые жители все прибывали. Они стали завидовать Камаю и сыновьям и сговорились отнять у них лишнюю землю. Камай схитрил, заявив претендующим на землю: «Спросим у земли». В четырех углах Камаева поля, вырыв ямы, Камай спрятал своих сыновей. С соседними чувашами Камай ходил по углам своей земли и спрашивал у нее: «Земля, кому ты должна принадлежать?». Земля отвечала: «Камаю». Земля осталась за Камаем. Но младший сын Киреметь задохнулся в яме и умер. Киреметя похоронили. Его могила стала киреметем. Кто чем бы ни заболел, стал ходить на могилу Киреметя и просить избавления от хвори, бросая на нее монеты и куски хлеба.

Умер Камай, но имя его осталось: до сих пор земля, которую он занимал, называется Камаевым полем. Никто не может указать границы Камаева поля.
Кукшум жил со своей семьей, был богат и скуп. Хлеба у него было много, скота тоже. Кроме того, он имел большой пчельник. Деревня, которую он основал вместе с от-
цом, была названа Камайпольским Кукшумом, и до сих пор в народе известна под этим именем (ныне дер. Малый Кукшум Ибресинского района).
Хом тоже жил хорошо. Так как он жил в верховье речки, ее назвали Xум шыв (речка Хома), на которой и теперь работает 12 водяных мельниц. Патр жил восточнее Хома. Их селение назвали Хумпуд Патйръел —«деревня Батыра в верховье Хомы»—Хомбусь-Батырево (ныне село Ибресинского района).

«Прошло около 350 лет, а имена Камай, Кукшум, Хом и Патр не пропали, забыто только имя Киреметя, которое чтилось до 1870 года».

В основе этого предания реально то, что Камаево поле было предоставлено богатому человеку. Персонажи в нем, по всей вероятности, вымышленные, исходя из топонимов. Происхождение дер. Малый Кукшум, возможно, связано с Присурьем: в Ядринском районе имеется дер. Кукшум. Однако более вероятно основание дер. Малый Кукшум Ибресинского района переселенцами из села Кукшум Вурнарского района.

Заселение территории Батыревского района началось в последней четверти XVI века, хотя, как указывалось выше, дер. Именево существовала здесь еще в середине этого столетия. Второй раз в документах она упоминается как существующее селение в 1608/09 году, основанное выходцами из дер. Именево Чебоксарского уезда (ныне село Именево Красноармейского района).

В 1601/02 году ясачным чувашам Шигалеевской волости Свияжского уезда (ныне селения Шигалинского, Тегешевского и других сельсоветов Урмарского района) была отведена земля по речке Оборше, от устья речки Юхмысермы вверх по реке Буле. Здесь они основали дер. Полевые Шигали (Житницы). Вскоре ясачные чуваши Ю. Бетешев, К. Избяков «с товарыщи» «подле Булы реки, а в другую сторону Хирсерма речка» получили участок земли с условием платы оброка по полуполтине в год. В приходной ясачной книге 1618/19 года значится, что на диком поле на речке Оборше за старостой Ш. Шебердеевым, Б. Еналеевым «с товарыщи» пашни 150 десятин, сенокосов 100 десятин. Оброка уплочено 3 рубля 3 алтына 2 деньги (то есть 3 рубля 10 копеек) с пошлинами. Служилому чувашу Терюшу Тенеметеву, владевшему в дер.Тегешево (ныне Урмарского района) отцовским поместьем в 4,5 десятины пашни и 3 десятины сенокоса, в 1621/22 году было отведено в поместье «на диком поле в вершине

Булы реки на речке на Польской (то есть Хирсирма,— В. Д.), а по другую сторону Семся врага пашни и перелогу 35 чети в поле, а в дву по тому ж» (то есть 52,5 десятины). В 1625 году в документах упоминается дер. Тегешево на реке Буле (ныне дер. Тигашево Батыревского района). Согласно писцовой книге 1646—1648 годов, у дер. Полевые Шигали имелась дочерняя деревня на реке Буле — дер. Алеево, Полевое Тигашево тож, в которой числилось 16 крестьянских дворов. В 1671 году в бассейне Булы между речками Юхма и Оборша в Шигалеевской волости числились три деревни Шигали с 84 дворами, с 1428 десятинами земли (ныне четыре селения: Нижние Бюртли-Шигали Комсомольского, Верхние Бюртли-Шигали, Норваш-Шигали, Подлесные Шигали Батыревского районов). И предания сообщают об основании этих селений переселенцами из Шигалей с территории Урмарского района.



Чтобы получить полную инфрмацию и быть в курсе новостей, подписывайтесь на нас в Вконтакте и в Одноклассниках!

Отзывы, обсуждение обзора "О заселении юго-восточной и южной частей Чувашии ч.2" здесь: