А нужен ли репетитор?

А нужен ли репетитор?Увидев в школьном дневнике любимого чада двойки и тройки, многие родители хватаются за голову и начинают срочно искать репетитора. Вот только всегда ли этот репетитор нужен? Прежде чем платить немалые деньги за дополнительные занятия, задумайтесь: а нужны ли они, эти занятия?

Причин снижения успеваемости существует множество.
1. Ребенок не справляется с нагрузкой в школе.
Несколько лет назад попросили меня позаниматься с мальчиком, у которого была стабильная двойка по немецкому языку. Способности у мальчика были весьма и весьма скромные, были проблемы с памятью и логическим мышлением, но при этом родители отдали его в школу с изучением трех (!) иностранных языков. Ему и один-то не давался, а тут целых три. И по всем, естественно, репетиторы. Плюс еще репетиторы по русскому языку, математике и физике, благо и по этим предметам были сплошные двойки. Вот и получалось: приходит ребенок в школу в 9 утра, у него подряд три репетитора, а потом с 14.00 до 19.00 уроки в школе (учеба была во 2 смену). И в довершение всего – с 19.00 до 20.00 – тренировка. А когда же он, спрашивается, уроки делать будет? Ну, часть уроков, он, допустим, с репетиторами сделает, а остальные? Да и захочется ли ему вообще что-то делать? В общем, к 6 классу у мальчика выработалось стойкое неприятие школы и вообще любой учебы. А ведь одна из главных задач школы на сегодняшний день – не только научить основам наук, но и научить учиться.

Поможет ли репетитор в том случае, если ребенок не справляется со школьной нагрузкой? Вряд ли. Лучше перевести ребенка в школу, где нагрузка поменьше, а освободившееся время потратить на дополнительное образование, например, отдать чадо в спортивную секцию или в музыкальную школу. Главное - чтобы получение этого самого дополнительного образования доставляло ребенку удовольствие, а не было очередным стрессом.

2. Конфликт с учителем.
Если причиной снижения успеваемости является нежелание ребенка изучать какой-то конкретный предмет из-за конфликта с учителем, то в данном случае репетитор вполне может помочь. Конфликт он, конечно, не устранит, но вот те знания, которые ребенок должен был получить на уроке, передаст. Возможно, это и не отразится на оценках (есть учителя, которые предвзято относятся к подобным ученикам и просто не хотят ставить хорошую оценку даже при наличии знаний), но, по крайней мере, знания в голове у Вашего сына или дочери будут.

3. Личные переживания.
Если ребенка что-то тревожит (например, ссора с лучшим другом или безответная первая любовь), то нередко он просто перестает работать на уроке. Все мысли его заняты переживаниями, какая уж тут учеба! Нужна ли в данном случае помощь репетитора? Если рассматривать репетитора как человека, который в состоянии отвлечь ребенка от внутренних переживаний и направить его в русло учебы, то да. Хотя тогда получается, что репетиторов надо нанимать чуть ли не по всем предметам. Поэтому это если и решение проблемы, то лишь на короткий срок.

4. Нежелание выделяться среди одноклассников.
Иногда бывает так, что способные дети, стремящиеся к знаниям, в определенный момент перестают учиться. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте. Причина – нежелание выделяться среди одноклассников, воспринимающих учебу как прерогативу "ботаников". Нужен ли здесь репетитор? Скорее всего, нет. Гораздо важнее откровенно побеседовать с ребенком и постараться убедить его, что хорошее образование – залог достойного будущего, что не стоит обращать внимания на тех, кто уверен в обратном.

И напоследок: не приглашайте репетитора для того, чтобы он выполнял вместе с ребенком все домашние задания. Это палка о двух концах. Есть у меня ученик, который все домашние задания делает с гувернанткой-репетитором. Домашние задания у него всегда выполнены качественно, все написано и выучено на пятерку. Вот только учиться он не умеет. Точнее, разучился, в чем ему благополучно помог как раз репетитор. Почему, спросите Вы? Да потому, что родители этого мальчика рассматривают оценки ребенка как доказательство качества работы репетитора.

Получило чадо пятерку – репетитор молодец, хорошо объяснил, получил двойку или тройку – репетитор недоработал. Что приходится делать репетитору, чтобы не было подобных недоработок? Правильно, не допускать появления ошибок у ребенка. То есть при малейшем намеке на ошибку – тут же ее исправлять. Но ведь на ошибках учатся! И вот печальный итог таких занятий: ребенок ничего не может делать самостоятельно, он уже привык ждать, когда ему все разжуют и в рот положат.
Помните: одна из главных задач школы – научить самостоятельно добывать знания. Поэтому если уж Вы решили прибегнуть к помощи репетитора, то это должно иметь веские основания.