История деревень Ослаба, Кивъялы и Хумуши

Три деревни всегда жили одной жизнью. Поселения со­единял мост, который в апреле, перед ледоходом разбирали, и сообщение между соседними деревнями прекращалось на две недели. Земли вокруг них принадлежали данному обществу. В середине XIX века имели 2120,2 десятины земли, в том числе под пашней занимали 1509 десятин, под лугами — 333,6 деся­тин земли, под усадьбами — 63,7, выгон — 41,6, под лесом — 52,7 десятин, остальное неудобь - 119,6 десятин (с 1835 года одна десятина равна 10925 кв. м.). Крестьяне этих деревень по тем временам получали скудный урожай ржи — около 10 центнеров с гектара. В обществе проживало 737 душ — 355 мужчин,       женщин.

В начале 1900 года в деревне Хумуши проживали 52 семьи, которые должны были платить подати: 207 рублей 75 копе­ек по приговорам волостного схода и сельского общества, S03 рубля 38 копеек - по окладному листу. Недоимки прошлых лет составляли 2199 рублей 96 копеек. В деревне податями были обложены 127 мужчин. Например, в доме Захара Львова сборами были обложены 2 человека. Семья должна была платить мирские сборы по приговорам волостного ода и сельского общества 3 рубля 27 копеек. По окладному листу 12 рублей 65 копеек. В том числе первый срок оплаты до 1 марта в сумме 3 рубля 70 копеек, второй срок к 1 ноября — 4 рубля 30 копеек, третий срок - до 1 января будущего года в сумме 4 рубля 65 копеек. Это он своевременно оплатил, но недоимки прошлых лет в сумме 28 рублей 45 копеек не давали просто дышать. Тогда в Хумушах 10 дворов не имели даже лошадей, они не могли накормить себя хлебом. Мясо, масло, яйца, картофель, капуста  уходили на уплату податей.

Основная часть крестьян деревень Хумуши, Ослаба и Ки­пы жили так же. В деревне Ослаба тогда проживали 66 семей.

182 души были обложены сборами: 297 рублей 70 копеек -по приговорам волостного схода и сельского общества, 1152 рубля 60 копеек — по окладному листу, недоимки прошлых лет составляли 3426 рублей 93 копеек. В деревне Кивялы было 35 дворов, где 80 душ были обложены сборами, которые дол­жны были платить 130 рублей 90 копеек - по приговорам, 506 рублей 10 копеек - по окладному листу, 1864 рубля 58 копеек — недоимки прошлых лет.

Несмотря ни на что, они жили, радовались, ходили на хороводы, гуляли на ярмарках, уходили на войны, рожали и воспитывали детей на примерах героев сказок, легенд и ре­альной жизни. Вот пример: «В деревне Ослаба жил крестьянин Тимофей, любил веселить народ и приврать, да так, что многие из-за его выходок страдали. Люди обижались на него, заодно любили, прощали его шутки. Однажды он проходил мимо крес­тьян, убирающих хлеб. Усталый народ захотел немного отдох­нуть, повеселиться. Остановили его и попросили что-нибудь со­врать. Он отвечает: «Некогда мне, спешу, в волости за уборку урожая раздают соль, туда и тороплюсь». Народ побросал серпы, прихватил емкости и побежал в Норусово. Там удивились. Толь­ко тогда люди догадались, что Тимофей в очередной раз обманул их. В это время прошел сильный дождь и загубил неубранный урожай. Крестьяне остались без средств к существованию. Ти­мофей понял, что перегнул палку и надолго исчез из деревни».

Такие истории, передавались поколениям для воспитания молодых, непонятливых крестьян. В жизни, как бы ни было тя­жело, даже когда семья теряла кормильцев, общество никогда не оставляло детей одних. После похорон, мужчины собира­лись на Совет, и решали, кою назначить опекунами сирот. В ходе разбирательства проводили опись всего имеющегося иму­щества, оценивали их полную стоимость, а документы вместе с опекуном передавали на рассмотрение властей. В волости, принимая решения, не забывали своевременно заслушивать отчеты об опекунстве сирот. Когда сироты становились совер­шеннолетними, крепко вставали на ноги, Совет решал, что сохранилось и какое имущество вернуть им обратно. Такова она была реальная жизнь крестьян в обществе. Сегодня другие вре­мена, другие нравы. Некоторые не постесняются отдать родите­лей в дом ветеранов, детей в интернаты при живых родителях.