Кочетов Александр Васильевич

Родился в 1919 году в городе Алатыре Чувашской АССР в семье рабочего. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. В Советской Армии с 1938 года.
В 1938 году окончил Алатырский аэроклуб. Затем учился в Энгельсском военном авиационном училище. В Великой Отечественной войне с первых дней. Командовал авиаэскадрильей. Совершил более 450 боевых вылетов, в которых лично сбил 34 вражеских самолета и 8 — в группе.
Звание Героя Советского Союза А. В. Кочетову присвоено 13 апреля 1944 года. Награжден также многими орденами и медалями.
После войны вернулся к мирному труду. Ныне майор в отставке А. В. Кочетов живет и работает в Чебоксарах, много сил отдает военно-патриотическому воспитанию молодежи.

После освобождения Крыма летчик-истребитель А. В. Кочетов, получив краткосрочный отпуск, прибыл в родной город. Радостно встретили земляки Героя Советского Союза. Пришлось неоднократно выступать перед трудящимися Алатыря. Вспомнились детские годы, боевая деятельность...
Отец работал машинистом, мать сезонами трудилась в заготконторе. В семье было пятеро детей. Старшему из них, Саше, приходилось в летние каникулы подрабатывать на лесозаводе. После окончания школы ФЗУ в 1936—1937 годах работал в депо помощником машиниста.
Совсем не случайно десятки алатырских мальчишек пришли п авиацию. Слишком велико было впечатление от часто пролетавших над городом самолетов, а юный Кочетов к тому же пристрастился к чтению популярной литературы об авиации и самолетах. Так Александр пришел в Алатырский аэроклуб. Начались занятия по теории, первые полеты на У-2. Спустя семь месяцев, проверявший технику пилотирования старший лейтенант Яковенко и другие члены комиссии приняли решение рекомендовать Кочетова кандидатом в школу ВВС.

Тихоходный паровоз был сменен на стремительный ястребок.
В 1938 году он вместе со своими друзьями по первому выпуску аэроклуба Сашей Осиновым, Мишей Варнавиным, Юрием Голядкиным и другими становится .курсантом Энгельсского военного авиационного училища. С 1940 года Александр Васильевич Кочетов в истребительной авиации Киевского особого округа. Летал, совершенствовал боевое мастерство, готовился к встрече с врагом.
22 июня 1941 года. В этот день у А. В. Кочетова родилась дочь. Но не мог он отдаться новому, счастливому чувству отца. Командирские курсы, на которых он учился, преобразовали в полк, и 22 июня Кочетов принял первую воздушную схватку с врагом. Начались тяжелые месяцы отступления. Пойти каждый день Кочетов летал прикрывать наши войска, сопровождал бомбардировщиков... Не сразу пришел успех. В начале войны случалось «промазать», а потом скрежетать зубами от обиды. Кочетов понял, как важно стрелять без промаха, много работал и ...
13 августа Кочетов в паре прикрывал железнодорожный узел в Бахмаче. Издали заметил немецкий «Хейнкель-111», прилетевший на разведку. Краснозвездная машина стремительно вышла стервятнику в левый бок. Раздался сухой треск пулеметных очередей, убит стрелок. Получив свободу действий, истребитель зашел в хвост. «Хейнкель» вспыхнул и, оставляя за собой черный шлейф дыма, пошел к земле. Так пришла первая победа. Через два дня он увеличил свой боевой счет.

Васильевич рассказывает: «Вот идет в атаку и мой Евсеев. Я—за ним. «Юнкероов» тоже два. Я огляделся, перешел на другую сторону и пошел под первого. Торчат «лапти»— желтые обтекатели шасси. Беру в прицел, даю длинную очередь. Еще и еще. Тот задымил, и летчик тут же выбросился на парашюте. Оглянулся, а меня уже прикрывает командир.
Идем искать новую цель. Мой командир атакует Ю-88, я прикрываю. Ниже меня справа кто-то из товарищей атакует Ю-87, а за ним в хвосте «мессер». Товарищ, увлеченный атакой, его не видит. Ведомого нет. Мне и командира бросить нельзя и товарища нельзя оставить в беде. Решаю отогнать фашиста трассой. Отжимаю ручку от себя и с большим упреждением даю очередь впереди «мессера». Он не уходит, должно быть, тоже увлекся. С углом сверху подхожу ближе, но беспокоюсь за командира. Осматриваюсь, а он, поняв мой замысел, бросил «юнкерса» и стал прикрывать меня. Я успокоился, подхожу вплотную, беру в прицел, нажимаю гашетки. И «мессер» горит. Возвращаемся на свой аэродром сплоченной группой, без потерь.
В 105 успешных боевых схватках А. В. Кочетов сбил лично семь самолетов и один в групповых боях. Здесь он получил первую награду, орден Отечественной войны I степени.
А потом Северный Кавказ и Кубань, Крым и Белоруссия, Прибалтика, Польша, Берлин стали очередными вехами в боевой деятельности отважного летчика. С каждым вылетом повышалось его мастерство, укреплялось мужество, закалялся характер командира звена эскадрильи. В наградном листе отмечались его качества: отличный летчик-истребитель, в воздушных боях смел, дерзок, решителен, храбр. Отлично владеет радиосвязью и руководит группой, воздушный бой проводит тактически грамотно и с большим мастерством.
А. В. Кочетов все более убеждался в неповторимом своеобразии каждого вылета. Ни один бой не похож на другой.
Навсегда за помнились жаркие схватки в небе Кубани, в районе Мысхако (Малая Земля).
Звено Кочетова вылетело на прикрытие линии фронта. На подходе командир сразу сбил «юнкере». Тут же вела бой группа С. Маковского. Кочетов видел, как сошлись в лобовой атаке самолет Спартака и вражеский истребитель. Целым и невредимым вышел из нее наш «як». Но пошли в атаку «мессера»,, стремясь добить его. Кочетов догнал одного, дал очередь. Из «мессера» выползли струи дыма. Так он и прикрывал Маковского до своего аэродрома. Вскоре Спартак совершил подвиг, таранив самолет противника.
В июне сорок третьего А. В. Кочетов встретил в воздухе 4 ME-109. В неравном бою, умело маневрируя, он сбил одного из них и вернулся невредимым.
Очень досаждали нашим авиаторам самолеты неприятеля, вылетавшие с аэродрома в Анапе, главной базы истребительной авиации. Звену Кочетова было поручено вылететь на фоторазведку, и вскоре два наших самолета были на высоте 5 тысяч метров. Едва пролетели половину пути, как в утренней дымке стала просматриваться Анапа. Но вдруг показались тонкие, хищные силуэты восьми «месеершмиттов». Уйти без боя стало невозможным. Началась горячая схватка. Куда не оглянись, всюду немцы. Постепенно начали оттягиваться к своей территории. Кочетов прямо-таки остервенел. Вот он выходит из лобовой атаки, «мессер» горит. После следующей атаки в прицеле оказывается другой. Осталось нажать гашетку и отправить его вслед за первым. Но шесть других яростно преследовали советских летчиков. Все меньше оставалось горючего. Снизились до бреющего, помогало и солнце, постоянно слепивших немецких ассов, от чего они часто теряли из виду наши самолеты. Так и дошли в «сопровождении» до Краснодара. Сел на первый же аэродром, с которого взлетали наши. Они-то и отогнали «мессеров». Горючего не осталось, винт cpaзy встал.
Встречались трудности. И не раз. Но несмотря на это, мужественно и стойко выполнили свой долг перед Родиной летчики истребительного полка. Они уничтожили 82 самолета врага. 13 из них на счету А. В. Кочетова! Всего за время боев на Кубани советские летчики уничтожили более 1100 самолетов, одержав победу в борьбе за господство в воздухе.
Фашисты остро ощущали свои потери в воздухе. Советские летчики получали более современные и мощные машины. Заметно поубавилось в сорок третьем спеси у немецких ассов. Если в 1941—1942 годах они гонялись за каждым человеком, повозкой, машиной, теперь они все меньше думали даже об организации массированных налетов.
10 октября 1943 года восьмерка «яков», возглавляемая Кочетовым, вылетела на боевое задание в районе Мелитополя. Издали над рекой Молочной заметили под прикрытием истребителей группу из 60 вражеских бомбардировщиков. Командир приказал товарищам приготовиться и увел их в сторону солнца. Тем временем сообщил эскадрилье С. Маковского: «Спеши, Спартак, есть работа».
Смерчем обрушились они на стервятников. Командир сбивает их ведущего, затем следующего. Два самолета, сбили другие наши летчики. Подоспела группа Маковского. Строй вражеских самолетов нарушился, немцы начали пикировать, сбрасывая смертоносный груз на свои позиции, и спешно удирать. Наши группы вернулись без потерь.
В начале 1944 г. начались боевые действия наземных войск по освобождению Крыма.
Истребители полка должны были прикрывать переправы на Сиваше, штурмовать вражеские аэродромы. Впервые в большом количестве стали применяться свободный поиск и охота групп истребителей в тылу противника. Это требовало повышенного боевого мастерства.
Иногда Кочетов со своим напарником забирался высоко в небо, наблюдая со стороны солнца за исходом воздушных сражений. Вот фашистская машина повернула в сторону, а быстрый ястребок уже около нее — и через некоторое время она превращается в дымящуюся груду развалин. Два самолета врага отважный летчик сбил при штурме Сапун-горы.
14 апреля 1944 года, незадолго до окончательного освобождения Крыма, в полк приехал командир дивизии В. Ливин. Перед всем личным составом и знаменем части был зачитан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении А. В. Кочетову и С. И. Маковскому званий Героев Советского Союза. Это были первые герои в полку, награжденном орденом Красного Знамени и получившим наименование «Севастопольского». Крым запомнился не только этим. В один из погожих дней Александр Васильевич приехал в Симферополь. Как-то незаметно для себя он оказался в группе людей на окраине города. При нем разрывали могилы мирных жителей города, зверски расстрелянных гитлеровцами. Старики, женщины со скрученными проволокой руками, дети.... Смотревший десятки раз в глаза смерти летчик не выдержал, ушел. Ненависть к детоубийцам душила горло. Вывод был один—беспощадно уничтожать фашистских убийц.
...И вот он вновь на родине, среди своих близких, родных и знакомых.
Рабочие депо предложили собрать деньги на самолет А. В. Кочетову. Инициатива железнодорожников нашла поддержку у рабочих и служащих остальных предприятий города.
Во время отпуска героя пригласили в Чебоксары к руководителям республики 3. А. Андреевой и И. М. Чарыкову. Когда он вошел в кабинет, присутствующие полушутя спросили сидящего здесь третьего: «Ну, как? Этот герой тебя удовлетворяет?» Так А. В. Кочетов впервые познакомился с председателем колхоза «Марс» Яльчикского района А. Г. Гаязовым. Еще в конце 1942—в начале 1943 годов Абдулла Гаязович внес на строительство танковой колонны «Колхозник Чувашии» 105 тыс. рублей и в фонд обороны 178 пудов хлеба. Теперь, в июне 1944 года, он по примеру Ферапонта Головатого решил приобрести на сто тысяч рублей личных сбережений истребитель для А. В. Кочетова. Вскоре пришел ответ: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ , за вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. Сталин». А в августе самолет был построен. На нем была надпись «От колхозника Гаязова А. Г.».
20 декабря 1944 года на одном из подмосковных аэродромов состоялась передача двенадцати боевых самолетов ЯК-9 летчикам Севастопольского Краснознаменного ордена Суворова III степени истребительного авиационного полка. В составе делегации из Чувашии были А. Гаязов, машинист алатырского депо С. Кузнецов, заведующий военным отделом Алатырского горкома партии И. Резепкин. На летном поле был построен личный состав. Здесь же находились командир корпуса генерал-лейтенант Е. Я. Савицкий, командир полка А. Дорощенко. Выступившие заверили членов делегаций и в их лице трудящихся Чувашии, что летчики полка с честью оправдают доверие и на самолетах эскадрильи «Алатырец» еще мощнее будут громить немецко-фашистских захватчиков. Тогда же «Комсомольская правда» сообщила о том, что летчики на подаренных самолетах вылетели прямо под Варшаву.
С честью выдержала испытания войны эскадрилья А. В. Кочетова. В воздушных боях отважные соколы сбили еще 22 фашистских самолета. Свой последний, тридцать четвертый самолет врага командир эскадрильи сбил в районе Кенигсберга. Летчикам в годы войны приходилось неоднократно вылетать и на штурмовку. На счету А. В. Кочетова много уничтоженной боевой техники и живой силы противника.
Минули боевые годы. Заслуженный летчик-истребитель вернулся к мирному труду. Работал в Алатыре, а в настоящее время руководит в Чебоксарах стрелковым спортивным клубом ДОСААФ. По-прежнему он поддерживает тесные связи с ветеранами родного полка, воспитавшего 12 Героев Советского Союза, часто встречается со своими друзьями С. Маковским, Е. Я. Савицким. Славные боевые традиции отца продолжает сын героя специалист высокого класса майор-инженер В. А. Кочетов.
Как и прежде, бывший фронтовик заботится о военно-патриотическом воспитании молодежи, часто выступает перед нею.