Макаров Петр Григорьевич

Родился в 1922 году в селе Ямской Посад (ныне в черте г. Алатырь) Чувашской АССР в крестьянской семье. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. В Советской Армии с 1940 года.
В 1939 году окончил Алатырский аэроклуб. Затем учился в Энгельсском военном авиационном училище. В боевых действиях участвовал с 1942 года. В годы войны совершил 178 боевых вылетов.
Звание Героя Советского Союза П. Г. Макарову присвоено 23 февраля 1945 года. Награжден многими орденами и медалями.
В 1947 г. демобилизовался. В настоящее время живет и работает в городе Алатыре.

Шел обычный боевой полет. Промелькнул Каменец-Подольский. Вдруг — резкий удар по машине. Штурмовик покачнулся. Летчик понял, что его атаковал немецкий истребитель. Слева прошла трасса «эрликонов». Последовала новая атака, удар по кабине. Броневая спинка спасла, но кабина заполнилась едким густым дымом. Самолет горел. Пламя сбить не удалось. Каким-то невероятным усилием пилот успел несколько выравнять самолет. Но, подлетая к земле, машина задела крылом линию связи, а затем железнодорожное полотно. Что было дальше, летчик не помнил. Когда очнулся, невдалеке догорала боевая машина, а сам он, раненный, мучался от резких болей в животе и страшного головокружения. Одно было ясно: он жив.
...Родился Петр Макаров в крестьянской семье. Детство его было таким же, как и у большинства, мальчишек. В семье из одиннадцати детей он был шестым. Отец был строг и много работал: пахал землю, занимался извозом и с малых лет приучал своих детей к честности и труду. Но детство — для всех детство, и, бывало, Петя, улучив момент, с дружной ватагой мальчишек стремглав бежал к реке Алатырь купаться или ловить пескарей.
В один из дней суровой зимы тридцать четвертого года произошло необыкновенное. Низко над домами пролетел самолет и опустился на заснеженное поле. Что можно было сравнить с чувством, когда мальчишка впервые прикоснулся к этому чуду.
После семилетки Петр поступил в Алатырский железнодорожный техникум. Как-то раз к учащимся пришел побеседовать летчик, и эта встреча многое изменила в жизни Макарова: вскоре он и его друзья написали заявления в аэроклуб. С интересом и увлечением готовились ребята к полетам. Многие бывшие курсанты впоследствии с благодарностью вспоминали своих наставников— дважды Героя Советского Союза Г. Паршина, Героя Советского Союза А. Суворова, И. Миронова, К. Коновалова, В. Усова и других. Клуб позволил многим алатырцам не только впервые подняться в небо, но и стать профессиональными летчиками.
Авиация увлекла Петра Григорьевича, второй курс техникума он уже не начинал. В 1939 году он закончил учебу в аэроклубе. Райком ВЛКСМ направил его на работу старшим пионервожатым в Чуварлейскую школу.
Грустно было жить без неба, а наши газеты восторженно писали о подвигах советских летчиков в финскую кампанию 1939—1940 годов. Взахлеб они читали о капитане А. С. Топаллере, удостоенном звания Героя Советского Союза. Петр Григорьевич не мог предположить тогда, что фронтовые дороги сведут его с этим человеком.
Наконец, сбылась его мечта. Весной 1940 года по спецнабору Макаров был направлен в Энгельсское летное училище. Их стали готовить в качестве летчиков бомбардировочной авиации. В 1942 году группу перебрасывают под Куйбышев, где переучивают на штурмовик Ил-2.
Шел второй год войны, на всех фронтах наша армия вела тяжелые бои с фашистскими захватчиками. Командир экипажа Макаров рвался в бой, но вынужден был заниматься перегонкой самолетов на фронт. Помог случай.
Один за другим самолеты стартовали с аэродрома, когда один из них неожиданно развернулся на полосе. Следующему за ним Макарову пришлось задержаться. Вылетели они только через сутки, а когда прилетели под Тамбов, оказалось, что всю группу летчиков отправили на транспортном самолете обратно. Их два экипажа пришлось оставить в части. Так они оказались в 61-м Краснознаменном штурмовом полку, которым командовал известный всей стране майор А. С. Топаллер.
В августе 1942 года после нескольких тренировочных полетов начались боевые вылеты.
Штурмовик, Ил-2 имел мощную броню, но, как и всякий другой самолет, был уязвим. Поэтому от летчика требовалось умение хорошо пилотировать машину. Постепенно накапливал боевой опыт и Макаров.
2 сентября 1942 года в районе Малышева он штурмовал переправу через реку Дон. Несмотря на ураганный огонь противника, переправа с двумя танками и пятью машинами с боеприпасами была уничтожена. Причем, умело маневрируя, летчик привел самолет на аэродром без единого повреждения.
Спустя три месяца, 25 декабря, он вылетел в паре с командиром звена лейтенантом Бойко на разведку. Внизу промелькнула линия обороны Воронежского фронта! Огнями зенитных разрывов ощерились передовые позиции врага. Командование считало, что враг не имеет в районе города Россоши аэродрома, так как это была зона достижения нашего артогня. Так же считали и два наших летчика, когда на них сверху свалились немецкие истребители.
Смерть на войне о себе не оповещает. Каждый из них знал, что может быть сбит. Почти из каждого полета кто-то не возвращался. Но каждый надеялся, что это произойдет не с ним, что не изготовлен еще его снаряд.
И вот он снова сбит. За хвостом потянулись длинные шлейфы дыма и огня. По всему телу пробежал предательский холодок, а фашистский стервятник заходит на него в третий раз. Огонь уже лижет ноги. Секунды— и вся жизнь. Но немец отстал, считая бой полностью выигранным. Это спасло Макарова. Он сумел перетянуть через линию фронта и посадить самолет. Машина плюхнулась на запорошенный снегом неубранный подсолнечник. Преодолевая боль в обожженных ногах, летчик выбрался из горящего «ила». Едва он отполз, взорвались бензобаки.

После излечения Петр Григорьевич приезжает в Москву, где получает назначение в Резерв Главного Командования. Только в ноябре 1943 года командир звена лейтенант Макаров вылетает в боевой полет. Под Житомиром он получает свою первую награду— орден боевого Красного Знамени.
Трудным выдался первый день 1944 года. Густые серые облака опустились над землей, видимости почти никакой. Тем не менее в паре все же вылетел. В районе города Чуднова заметили немецкую автоколонну. Снизились до бреющего полета и огнем своих пушек и пулеметов расстреляли ее. За штурмовиками остались шесть дымящих костров с распростертыми вокруг них вражескими телами.
В том же году их эскадрилью перебросили в Карпаты. Командование возлагало на них большие надежды, так как горы и густые леса не позволяли широко использовать танки и самоходные орудия. Здесь прежде всего требовалась тщательная разведка, ибо ветвистые деревья хорошо прятали вражеские войска. Старшему лейтенанту Макарову было приказано вылететь на разведку в район станции Воловец. Погода стояла плохая, в ущельях повис густой туман, а надо было к тому пересечь главный Карпатский хребет. Рискуя каждую минуту врезаться в гору и отыскивая просветы, летчик обнаружил объект разведки. Облетев станцию, он сбросил весь боезапас на эшелоны. Затем набрал высоту и благополучно добрался до аэродрома. Разведданные оказались очень ценными.
Сентябрьским дождливым днем в районе Кабаровце на Львовском направлении противник готовился к контратаке. В тот момент, когда подвозились боеприпасы и подтягивались танки, над вражескими позициями появилась под командованием Макарова семерка «илов». Удачным мастерским бомбометанием летчики уничтожили 7 танков и 100 солдат и офицеров противника.
Контратака была сорвана, а на имя Макарова из артиллерийского дивизиона пришло благодарственное письмо.
Совершенствовалось мастерство Макарова. В 1944 году его назначают заместителем, затем командиром авиаэскадрильи, присваивают звание капитана. Возросла ответственность. Ведь от его действий подчас зависели как успех выполнения боевого задания, так и жизни его товарищей. Командир должен мыслить широко и хладнокровно принимать решения. От него зависело как правильно осуществить противозенитный маневр и подойти к цели, как развернуть эскадрилью, чтобы «работали» все экипажи. Поэтому большое внимание Макаров всегда уделял предполетной подготовке.
23 февраля 1945 года возвращался из своего очередного боевого полета Макаров. Посадив самолет на отличный Краковский аэродром, он увидел множество бегущих людей. Его окружили радостные летчики и техиики — получен Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
Еще продолжались бои. Свой последний, 178-й боевой вылет Макаров сделал в апреле 1945 года, под Моравска-Остравой.
Грудь отважного штурмовика украшали Звезда Героя, орден Ленина, три ордена Боевого Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени. Правительство Чехословакии отметило его двумя медалями «Дукельской» и «За храбрость».
Победа! Невозможно было передать радость наших воинов. Вскоре П. Г. Макарова вызвал командир полка, от которого он узнал о предстоящем своем участии в военном параде в Москве. 24 июня на древней Красной площади выстроились тысячи пехотинцев, артиллеристов, танкистов, саперов, медиков и летчиков. Под звуки тысячетрубного оркестра начался торжественный марш. Перед трибунами Мавзолея прошли сводные полки фронтовиков. В плотном строю шли победители! — гордость и слава нашей Родины и среди них П. Г. Макаров.
В 1947 году по состоянию здоровья Петр Григорьевич демобилизовался из рядов Советской Армии и возвратился в родной Алатырь.

В. Кочетков