Мы в соцсетях:


О жизни, быте чувашского народа и социальных потрясениях XVI-XIX веков ч.2

Индекс материала
О жизни, быте чувашского народа и социальных потрясениях XVI-XIX веков ч.2
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы
ПОДЕЛИСЬ!

Для показа захватов их земель помещиками чувашские предания широко пользуются мотивом уступки небольшого клочка земли, которого хватило бы, чтобы лечь быку (вакар выртмалах). Этот мотив встречается в мифологии древних народов еще до нашей эры. Согласно одному из преданий, лет триста тому назад на место современного села Русские Норваши (ныне Янтиковского района) были сосланы два чуваша — Яков и Латыш. Они основали деревню Латышево-Яковлево. В те времена ходил в пастухах один русский человек из Козловки. Где-то он нашел крестик и отнес его козловскому помещику. Этот взял крестик и явился к чувашам дер. Латышево-Яковлево и стал доказывать, что крест, найденный на латышевской земле, принадлежит его деду, который похоронен тут, и земля была его. Чуваши не намерены отдавать землю помещику. Тогда помещик попросил уступить ему землю под памятник деду столько, сколько потребуется под лежанье быку. Когда на это чуваши согласились, тот заколол быка, нарезал его шкуру на тоненькие ленточки. Потом связал все ленточки в одну полоску и отмерил ею латышевскую землю. Чувашским крестьянам остались одни пригорки: Сюда, где теперь стоит дер. Латышево, они и вынуждены были переселиться. По второму варианту предания, этого помещика звали Дмитриевым: недаром село Русские Норваши раньше называлось селом Дмитриевка. По другому преданию, помещик Шарков, человек хитрый, зловредный и ненасытный, захватил, также «под быка», землю дер. Латышево для строительства церкви в селе Русские Норваши. Латышевцы поддались его обману. От захвата помещиком земли пострадала и соседняя чувашская деревня Ивановка, расположенная в междуречье Чике ту и Там шывё. Она переселилась в дремучий лес на Чук сырмиъ. А после захвата земли чувашской деревни Норваш-Кошки помещик перевел сюда своих крепостных и изгнал чувашских крестьян.

В чувашскую деревню Буртасы, существовавшую в прошлом на территории Урмарского района, как-то прибыл помещик из рода Арцыбашевых или Верцелиусов. Он подпоил коштанов и выпросил отрезок земли такого размера, чтобы мог полежать бык. Когда получил согласие общества и соответствующий документ, произвели обмер отводимой земли таким способом: зарезали быка, мясо пошло на общественный обед крестьянам, конечно, не без нескольких ведер вина, а шкуру быка барин приказал разрезать на узенькую беспрерывную ленту. Ленту растянули по границам будущего владения помещика. Какой круг был обведен этой бесконечной лентой из бычьей шкуры, такая площадь была отведена помещику. Он переселил из другого имения крестьян и образовал сельцо Буртасы (на месте чувашской деревни под таким же названием). Управляющий имением Чирков на принудительно собранные от чувашских крестьян-полуязычников деньги построил в Буртасах церковь, положив себе в карман немалую сумму из собранных денег. Потомки помещика помнили о быке: ежегодно отпускали ОрнарБуртасин-скому земельному обществу на общественное моление чук одного упитанного быка. Его съедали всем обществом.
Таким же образом, «под быка», были захвачены земли у дер. Малое Бишево (ныне Козловского района) помещиком Шарковым66, у дер. Альшеево и других чувашских селений Девяти деревень (ныне Буинского района Татарстана) кильнинским помещиком, у дер. Хорамалы (ныне Цивильского района) помещиком Власовым68, у дер. Пиндиково (ныне Козловского района) беловолжским помещиком (село Беловолжское в 1959 году слито с городом Козловкой) и новородионовскнм помещиком.

В 1693 году Чебоксарский Преображенский монастырь завладел 375,5 десятинами пашни, 300 десятинами лугов, 20 десятинами пашенного леса и 15 квадратными верстами черного леса у чувашей деревни Сорма-Маресево, Тинсарино тож, Чебоксарского уезда и основал здесь село Русская Сорма. В предании же рассказывается, что сюда первым прибыл хоратум (черноризец) и попросил уступить клочок земли, чтобы на ней можно было уложить семь быков. После того как эти быки были заколоты, из их шкур нарезали шнуры, и монах захватил столько земли, сколько было обведено этими шнурами.

В 1745 году свияжский помещик П. Ф. Кольцов объявил в двух чувашских деревнях Кошлауш Рунги тож, «ходивших в Цивильский и Симбирский уезды, что в 1690 году ему было пожаловано 258 десятин пашни и много других угодий (леса, сенокосы и прочее) из земель этих деревень. Здесь же, уверял он, 186 десятин пашни и другие угодья принадлежат цивильскому помещику В. Амач-кину. Свияжская провинциальная канцелярия направила сюда дворянина И. Далакина для отвода земли помещикам. Чувашские крестьяне заявили ему, что земли эти принадлежат им по документам (крепостям) и передавать их помещикам не позволят. Когда Далакин со «сторонними людьми» выехал в поле для описи земли, «то объявленных деревень Кошлауш чюваша человек со ста выехали на тое ж землю, ис которых чюваш пять человек с дубинами, а протчие с топорами на долгих топорищах». Кошлаушские чуваши не позволили Далакину составлять опись земель.

Однако в дальнейшем они не сумели отстоять свои земли. П. Кольцов вскоре здесь основал дер. Кольцовку, В. Амачкин — дер. Зеленовку (по-чувашски Алман-чак— от фамилии Амачкин). Эти события в фольклоре получили такое отражение. К кошлаушским чувашам, сообщает предание, приехал один русский (барин) на повозке, запряженной быком. Он просит у сельчан маленький участок земли, чтобы бык мог полежать на нем до утра. Чуваши согласились, подписали даже соглашение, приложив к нему большую печать. Барин заколол быка, кожу нарезал на тонкую длинную ленточку и отрезал большую площадь земли, охватываемую лентой. Утром чуваши изумились (пёдёсене шарт дападдё): их земля отошла обманщику. А соглашение защищало его. Обманщик оказался помещиком Кольцовым. Он перевел сюда своих крепостных крестьян и заложил дер. Кольцовку, за ним заявился помещик Амачкин (Аманчка худа) и тоже основал деревню (Зеленовку).

Ряд преданий без фольклорных приемов сообщает о захвате помещиками земель чувашских общин. Дер. Олмалуй (ныне Козловского района), называвшаяся в прошлом Нижнее Исенево, была расположена на месте дер. Русское Исенево, в поле которой до сих пор сохранилось урочище Кие дурт (Старые постройки). Чуваши были выдворены отсюда помещиком Апехтиным''.

Есть предания, рассказывающие о сопротивлении чувашских крестьян захвату их земель монастырями. Спасо-Юнгинский монастырь под Козьмодемьянском расширил свои владения путем захвата земель марийских крестьян. Добирался он и до чувашских земель. Предание говорит, что чуваши по реке Юнге во главе с Салтаном сражались с людьми Спасо-Юнгинского монастыря за землю. Сал-тан отступил на Орбу. Но монастырские люди (в предании они названы Ионкон вырассам) дошли и до Орбы, и Салтану еще раз пришлось отступить. У него было семь дочерей. Они вооружились луками с железными наконечниками стрел, стали стрелять по монастырским людям. И чуваши отогнали монастырских людей. Стояла здесь монастырская деревня Йолхой. Она убралась. На ее месте возникла чувашская деревня Хорачка (ныне село Большое Карачкино Моргаушского района). Согласно документу, Спасо-Юнгинский монастырь в 1654 году попытался овладеть землями марийских селений Кадышево, Еласы, Чермышево и чувашских селений по реке Юнге. Марийские и чувашские крестьяне отчаянно сопротивлялись. В 1670/71 году они вместе с разинскими казаками разгромили монастырь, забрали «всякия монастырский крепости (земельные документы.—В. Д.) и отводныя всякия монастырский земляныя книги подрали». В лесу близ дер. Чербай (ныне Ядринского района) выходят кирпичи. «Здесь,—говорит предание,—в старину начали строить монастырь. Уже по Суре навезли немало кирпича.

Но здешние деревни отказались выделить землю. Из Нижнего Новгорода по Суре доставили большой колокол. Когда провозили этот колокол мимо Салабаевского озера, преднамеренно, говорят, спустили его в озеро. Поэтому, говорят, отставили строительство монастыря». По документам известно, что патриарший Амвросиев Дудин монастырь, расположенный в Нижегородском уезде, в 70-х годах XVII века захватил земли чувашских крестьян Ядринского уезда и в 1680 году основал на ней село Николаевское, Выла тож (ныне село Чиганары Ядринского района). В 80-х годах монастырь начал захватывать новые участки земель. В 1694 году чувашские крестьяне деревень Янымово, Мочары, Асламасы и других с оружием в руках выступили против курмышского воеводы, приказных служителей, монастырских властей, прибывших для отмежевания земли монастырю. Но в 1697 году земли чувашских деревень по правому притоку реки Вылы все же отошли Дудину монастырю. Возможно, было намерение возводить здесь монастырские дома, о чем говорится в предании. Попытка основать монастырь, по преданию, была предпринята и на земле дер. Шешкары (ныне в основном селения Шешкарского сельсовета Моргаушского района). На возвышенности Амаксар, заволжской земле Шешкар, появился игумен. Красивая местность ему очень понравилась. Он заявил: «Поставлю монастырь, построю церковь. Колокольный звон на сколько верст будет слышен вокруг — все эти земли будут монастырские». Шешкарские крестьяне не согласились и не допустили основания монастыря на Амаксарской возвышенности.

Предания отмечают, что помещики переводили в Чувашию крепостных крестьян из центральных и верхневолжских уездов. В помещичьих и монастырских имениях оседало немало беглых русских крестьян. В селе Русская Сорма, по преданию, осели «беглые от помещиков и от судов; к этому русскому населению время от времени примыкали чуваши, скоро русевшие и слившиеся совершенно с русскими». Село Выла (Чиганары) Дудин монастырь заселил ссыльными крестьянами из разных местностей.

Предания свидетельствуют, что чуваши сочувственно относились к положению русских владельческих крепостных крестьян. Так, по одной из записей, некий помещик на одну собаку обменял шесть пар крепостных крестьян и заселил ими деревню Опехтино под Чебоксарами. После первого помещика остались наследники. От шести пар деревня размножилась. На усадьбе помещика построили большой красивый дом. Сына помещика величали олбутом (барином). У него власть была неограниченной. Он очень сильно притеснял крепостных крестьян. Матери с грудными детьми ежедневно один раз должны были приходить на барскую усадьбу и кормить грудью помещичьих щенят. Крепостных крестьян помещик избивал, сажал в свою тюрьму. Не угодивших ему навечно отдавал в солдаты. Никто не заступался за них. Вышедшую замуж девушку помещик заставлял приводить в первую ночь к нему. Нашелся один отважный молодец, сильно возненавидевший барина. Как женился молодец, помещик распорядился привести его жену к нему. Молодой храбрец, разозлившийся до предела, снаряжается в девичью одежду, прячет за пазуху нож и, как стемнело, девушкой заявляется в барских покоях. Как легли спать, храбрец ударил ножом ненавистного злодея, покончил с ним. Позднее деревню стали именовать Аникеево (она до сих пор по-чувашски называется Оппехтин).



Чтобы быть в курсе новостей, подписывайтесь на нас в Вконтакте и в Одноклассниках!
ПОДЕЛИСЬ!
Мы в соцсетях: