Мы в соцсетях:


Об основании городов и возникновении новых селений, расселении чувашей в XVI-XIX веках ч.2

Индекс материала
Об основании городов и возникновении новых селений, расселении чувашей в XVI-XIX веках ч.2
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Все страницы
ПОДЕЛИСЬ!

Во многих преданиях о возникновении выселков отмечается, что варман дунтарса она туна «под поля расчищали лес путем выжига». В микротононимии материнских и дочерних селений встречаются названия полей Вутлан(а)— «Сожженное». Есть и выселки под такими же названиями. Так обозначались пахотные участки, освобожденные от леса древним подсечно-огневым способом

Весьма многочисленны названия полей в сочетании со словом ёшне (ашне). В словарях оно обычно переводится как «поляна». На наш взгляд, такой перевод не точен. В. Г. Егоров в «Этимологическом словаре чувашского языка»  сравнивает ёшне с орхоно-енисейским и татарским словом ышна «расчищенное для посева место в лесу, подсека, выжиг». Корень слова ашне [ёшне — аш — означает, по-видимому, «жечь». Словом ашне, вероятно, обозначали поле, освобожденное от леса путем выжига. Правильнее будет переводить ёшне/ашне в значении «выжиг». Названия полей указываются в такой форме: Анчак ёшни — «Выжиг Анчика», Айтар ёшни — «Выжиг Айдара», Иттан ёшни—«Выжиг Итана», Риван ёшни—«Выжиг Ривана», Ирсе ёшни — «Выжиг эрзи», Мйн ёшне — «Большой выжиг», Вирам ёшне — «Долгий выжиг», Йёкел ёшни — «Желудевый выжиг» и т. д.
На землях материнских деревень и выселков для обозначения полей и лугов широко употреблялось слово хартна. Следует разобраться в смысле этого слова. Здесь харт означает «доводить дерево до того, чтобы оно засохло на корню».

Полагаем, что чувашские крестьяне, нанося на стволы деревьев кольцевые рубцы, вначале добивались, чтоб они засыхали. Только после этого деревья вырубались. При таком способе расчистки леса легче корчевать сухие пни с корнями. Хартна условно переведем «корчевка». Названия полей и лугов со словом хартна в топонимических преданиях встречаются в сочетании с личными именами, указывающими, кто сушил и корчевал деревья, с существительными или прилагательными, показывающими, где и какой лес корчевали,1 какую форму имело расчищенное место, под какую культуру расчищали лес: Лавуй хартни — «Корчевка Лавуя», Уплей хартни — «Корчевка Уплея», Сокай хартни — «Корчевка Со-кая», Питрух хартни — «Корчевка Питруха»; Яку харт-ни — «Корчевка Якова», Карила салтак хартни — «Корчевка солдата Гаврилы», Касак хартни — «Корчевка казака», Шывла- хартна— «Корчевка влажной : Местности»,

 

Хартна вар — «Раскорчеванная ложбина», Киремет хартни— «Корчевка на киремети», Авйс хартни — «Корчевка осинового леса», Сырла хартни — «Корчевка ягодного места», и т. д.

В микротопонимии изредка встречаются названия со словом каклана, в прямом смысле обозначающим «корчевку, выдирание с корнем»: У рай каклани — «Корчевка Урая», Вырас каклани — «Корчевка русского». Редко встречаются также названия полей со словом касни «вырубка» и удси «чищоба»: Карнатун касни — «Вырубка Карнатуна», Парас удди — «Чищоба Параса», Эльмен удди — «Чищоба Эльменя» и т. п.

С сокращением бортничества чувашские крестьяне в XVIII веке стали вырубать под пашни бортевые участки в лесах (с «дельными деревьями»), являвшиеся их вотчинами (передавались по наследству). На землях как материнских деревень, так и выселков часто встречаются микротопонимы со словом пыллах «место борти», т. е. участок леса с бортевыми деревьями, с которых собирали мед диких пчел: Ентер пыллахё— «Ендерова борть», Пыллах варе — «Бортевая ложбина», Чаман пыллахё — «Чаманова борть», Киве пыллах—«Старая борть», Мулкач пыллахё — «Зайцева борть». При упоминании этих урочищ предания обычно замечают: «Там был лес, его срубили». Все это указывает на то, что до XVIII века на месте поля или луга были бортные ухожаи чувашских крестьян. В некоторых словарях пыллах переводится как «поляна», что нам представляется неверным.
Некоторые сельские общины имели общественные участки (порядка 7—10 десятин), которые назывались ём-пулёх дёре. Такие участки не распределялись по наделам, они засевались обществом, и урожай с них использовался на общественные цели. Иногда на таких участках возникали выселки (например, выселки Пизеры и Шлан, входящие ныне в Аликовский район).

В топонимических преданиях указывается на названия полей и лугов со словом парлак—«залежь»: Парлак уйё, Парлак хирё — «Залежное поле», Парлак пусси — «Залежный загон», Парлак улахё, Парлак даранё — «Залежный луг», Парлак варё—«Залежная ложбина», Парлак айкки — «Залежная сторона». Парлак шурё — «Залежное болото» и т. п. Эти названия свидетельствуют о том, что чувашские крестьяне продолжали в какой-то мере практиковать залежную систему полеводства: поле засевали несколько лет подряд, после чего давали ему отдыхать два-три года (возможно, и больше).

Чувашские крестьяне в XVI—XVII веках почти повсеместно, в XVIII столетии реже огораживали свои поля от потравы скотом. Предания и топонимика указывают на многочисленные названия полей типа Покшик карти— «Ограда Покшика», Ольтура карти — «Ограда Ольтуры», Петен карти — «Ограда Петена», Распа карти — «Ограда Распы», Шокка карти — «Ограда Шоки», Лохта карти — «Ограда Лохты», Мирон карти — «Ограда Мирона», Сён карта — «Новая ограда», Качака карти—«Ограда от коз» и т. д. В одном из преданий сообщается, что на земле дер. Нижний Магазь (ныне Чебоксарского района) имеется поле под названием Теш карти—«Ограда Теша». Это поле в старину было огорожено крестьянином по имени Теш. На лугах села Богатырева (ныне Цивильского района) есть урочище Патти карти. «Участок под таким названием являлся земельным жеребием чуваша Патти. Чтобы не было потравы посевов от скота, Патти огородил свою землю». В XVIII веке, когда с введением подушного обложения в сельских общинах начались периодические переделы земли между крестьянскими дворами и появились общие поля, начали огораживать их совместными усилиями крестьян. Каждый домохозяин должен был содержать в исправности определенное количество звеньев в общей ограде.

Если из-за неисправности звеньев какого-либо крестьянина в поле попадал скот и повреждал хлеба, то его, говорит предание, привлекали к суду общины, который иногда выносил решение такого рода: отрезать волосы у супруги подсудимого и ими завязывать столбы и жерди ограды.
Об образовании дочерних селений — выселков — в северной и центральной Чувашии записаны сотни историко-топонимических преданий. Некоторые предания указывают лишь имена основателей, но не сообщают, из какой материнской деревни выселились. Часть преданий приписывает основание выселков беглым крестьянам. Многие предания точно указывают, жителями каких материнских селений или ранее возникших выселков образованы новые выселки. Почти во всех преданиях сообщается, что выселки возникли в лесу, путем расчистки участков под усадьбы, пашни и луга. Имеется возможность рассмотреть лишь самую незначительную часть преданий о возникновении выселков.

Село Туруново, деревни Вурманкас-Туруново, Анат-кас-Туруново, Кочак-Туруново, Шинер-Туруново Чебоксарского района и деревни Арзюнакасы, Типвары, Енеш-касы, а также Итмары (Ытмар-Таран), слившаяся в 1964 году с дер. Арзюнакасы, Красноармейского района до революции составляли Туруновскую сложную общину Ядринского уезда. Материнским селением является село Туруново (Мандурт Таран). Другие — выселки, которые образованы туруновцами в XVII—XVIII веках. По преданиям, на месте выселков в старину стоял большой, густой, почти непроходимый лес. Но люди стали проникать в него, местами путем выжига образовывать поляны. Три века тому назад в поисках места для поселения выехали Арзюна, Оха и Сетрук. Они выбрали удобное место, часть леса выжгли, а часть деревьев, нужных им, срубили. Построились, поселились. Выселок назвали именем Арзюны. Но его род перевелся. Сильными, живучими оказались роды Охи и Сетрука. Некоторые из потомков Сетрука выселились в Енешкасы, расположенные в трех верстах от Арзюнакасов. Несколько потомков Охи переселились в Анаткас-Туруново. Туруновцы же, облюбовав в лесу поляну под названием Шинер, образовали выселок Шинер-Туруново. А туруновец Кочак основал выселок Кочак-Туруново.

В Мариинско-Посадском районе имеются деревни Передние Бокаши, Средние Бокаши, Ускасы (Уела Пукаш), Первые Синьялы (Сёньял Пукаш), которые до революции составляли одну общину (в Чебоксарском уезде). Предания говорят, что в глубокую старину на реку Аниш прибыли братья Бокаш и Итяк. Они основали деревни Бокаши (Передние) и Итяково. Потомки Бокаша размножились. Они корчевали лес, расширяли пашни. По две-три семьи переезжали жить на расчищенные от леса поляны, обзаводились жилищами и постройками. Так возникли Средние Бокаши, Ускасы и Первые Синьялы. Из дер. Итяково лет 250—300 назад выселились в Сюндуково, Ка-раньялы и Хорнъялы. Выселок Сюндуково возник в лесу. Сюда во главе с сыном богатея Сюндуком переселились семь семей (чувашское название деревни — Сичёпурт — «Семь изб»). В лесу же основан был выселок Караньялы также сыном другого итяковского богача—Каранем. Переселился он в лес со своими друзьями. Несколько итяковцев выселились на берег.Аниша, где основали Хорнъялы .

По преданию,: в старину три, родных брата: Анчик, Трлемес и Прмас жили в дер. Анчиково (до революции— село Анчиково, ныне село Старая Тюрлема Козловского района). Трлемес занимался бортничеством. Он остался в Анчикове же, всемерно оберегал леса вокруг деревни. Любимым занятием Анчика и Прмаса было земледелие. Они выселились из Анчикова, расчищали леса под пашню и поселения. Прмас основал дер. Аттиково (ныне село, по-чувашски Пармас), Анчик — Верхнее Анчиково (Анчик-касси). Их потомки выселились в деревни Нижнее Анчиково (Шуршу), Тоганашево (Ту канаш), Решетниково (Ватнер), Мартынове (Иёршер). А из Старой Тюрлемы выделилась Новая Тюрлема. Известный фольклорист, составитель и издатель нескольких сборников сказок С. Г. Григорьев, родом из Верхнего Анчикова, в присланном мне письме указывает, что родовым, материнским селением являлось Верхнее Анчиково, находившееся до основания русской деревни Козловка (ныне город) на ее месте. А Тоганашево было расположено на месте русского села Беловолжское. Однако чувашское название дер. Верхнее Анчиково — Анчаккасси— не позволяет считать ее материнской: в названии ни одной материнской деревни нет касси.

 



Чтобы быть в курсе новостей, подписывайтесь на нас в Вконтакте и в Одноклассниках!
ПОДЕЛИСЬ!
Мы в соцсетях: