Мы в соцсетях:


Панов Павел Григорьевич

ПОДЕЛИСЬ!

Увеличить

Родился в 1919 году в селе Полибино Порецкого района. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. В Советской Армии с 1940 года. Совершил 125 боевых штурмовых вылетов на самолете Ил-2. Погиб в боях за Берлин, в апреле 1945 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В разгар боев под Берлином, когда документы о представлении летника-штурмовика Павла Панова к званию Героя Советского Союза уже находились на утверждении вышестоящих штабов, в журнале боевых действий 103-го штурмового авиационного Гродненского Краснознаменного полка появилась запись: «Самолет лейтенанта Панова П. Г. не вернулся с боевого задания».

Высокая награда увенчала подвиги героя посмертно. После победы в село Полибино Порецкого района, на родину Павла, пришло правительственное письмо. «Уважаемый Григорий Васильевич,— писал в нем Н. М. Шверник отцу героя,— посылаю Вам Грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хранения как память о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом».

...На фронт младший лейтенант Панов прибыл в дни подготовки наступления в Белоруссии в июне 1944 года. До этого он в течение двух лет готовил летчиков в одной из авиационных школ, где зарекомендовал себя как отличный инструктор-наставник.

По три-четыре, а в отдельные дни даже по пять вылетов делали в дни наступления штурмовики 230-й штурмовой авиадивизии на поддержку частей 49-й и 50-й армий, наступающих на Могилевском направлении.

Во -время одного из вылетов для нанесения бомбо-штурмового удара по переправе противника на реке Березине Панова ждало серьезное испытание.

Во вражеском тылу, после того как переправа была разбита, осколком зенитного снаряда, разорвавшегося в носовой части самолета, повредило мотор. В кабину повалял пар и едкий дым. Вокруг все потемнело, пар жег лицо. Павел открыл фонарь кабины — положение не улучшилось. Пока совсем не заглох мотор, надо было тянуть машину к линии фронта. Но как? Перед глазами серая пелена. Приборов, изба и земли не видно.

— С какой стороны солнце? — спросил пилот стрелка-радиста.— Буду держать на восток, следи за направлением.
Так, летя вслепую в сторону утреннего солнца, пилот вел самолет к линии фронта и успешно довел машину до аэродрома.

Несмотря на упорное сопротивление, к концу июня немецкая оборона была прорвана на всем протяжении фронта. Началось отступление немецких войск.

Лесисто-болотистая местность позволяла отходить только по дорогам, которые находились под постоянным контролем партизан и авиации. Это еще больше затрудняло организованное отступление разгромленных фашистских войск. В беспорядке они двигались по проселочным дорогам и шоссе Могилев—Минск. Мосты были взорваны нашей авиацией, и во многих местах образовались пробки.

Это облегчало нашей авиации наносить бомбо-штурмовые удары и еще больше деморализовало отступающие части противника. Только на шоссе Могилев—Минск штурмовики 4-й воздушной армии при поддержке бомбардировщиков 16-й воздушной армии уничтожили не менее 3 тысяч автомашин с войсками и боевой техникой. Особенно при этом отличились штурмовики полка, в котором служил Павел Панов.

За образцовое выполнение боевого задания при прорыве обороны противника под Могилевом молодой летчик был награжден первой боевой наградой—орденом Красной Звезды, а за мужество и отвагу, проявленные при преследовании отступающих частей противника и освобождение Белоруссии, удостоен второй награды— ордена Отечественной войны II степени.

В один из ясных октябрьских дней эскадрилья, ведомая ее штурманом лейтенантом Пановым, нанесла удар по опорному пункту Остерленко на притоке Вислы реке Нарев. При подходе к цели путь самолетам отрезали «мессершмитты». Часть их вступила в бой с истребителями, сопровождающими эскадрилью, а другие обрушились на штурмовиков.
— В круг, в круг!—услышали летчики по радио тревожный голос ведущего.

В считанные секунды «илы» сомкнулись в круг и ощетинились огнем в сторону врага. Три раза наскакивали истребители врага на эскадрилью, но их попытки разорвать круг штурмовиков закончились плачевно. Потеряв два самолета, один из которых сбил лично Панов, противник вынужден был убраться восвояси. А штурмовики, выдержав воздушный бой, с двух заходов разбили речной транспорт, стоящий у причалов порта. Сильный взрыв показал, что судно было гружено боеприпасами. Вскоре после этого боевого полета на груди Павла Панова появилась третья боевая награда—орден Красного Знамени.

О боевых делах лейтенанта Панова при окружении и разгроме противника в Восточной Пруссии лучше всего свидетельствует характеристика, данная ему командованием полка и дивизии, в которых он служил.


«...16 января 1945 года,—говорится в ней,—трижды летал на выполнение боевой задачи по поддержке наших наземных частей, перешедших в наступление и прорывающих оборону противника в районе Макув. Летая заместителем ведущего группы восьми Ил-2, тов. Панов умело и мужественно выполнял боевые задания, несмотря на сильный зенитный огонь и противодействие истребителей противника. В одном из вылетов, идя заместителем ведущего в группе восьми Ил-2, Панов по приказанию станции наведения нанес бомбардировочно-штурмовой удар по полевой и самоходной артиллерии противника в районе Красносельц—Пенице.

При подходе к цели группа была встречена сильным огнем зенитной артиллерии и в воздухе появились истребители противника. Умело маневрируя в зоне зенитного огня и приняв плотный строй, группа произвела два захода на цель. освобождение Белоруссии, удостоен второй награды— ордена Отечественной войны II степени.

В один из ясных октябрьских дней эскадрилья, ведомая ее штурманом лейтенантом Пановым, нанесла удар по опорному пункту Остерленко на притоке Вислы реке Нарев. При подходе к цели путь самолетам отрезали «мессершмитты». Часть их вступила в бой с истребителями, сопровождающими эскадрилью, а другие обрушились на штурмовиков.
— В круг, в круг!—услышали летчики по радио тревожный голос ведущего.

В считанные секунды «илы» сомкнулись в круг и ощетинились огнем в сторону врага. Три раза наскакивали истребители врага на эскадрилью, но их попытки разорвать круг штурмовиков закончились плачевно. Потеряв два самолета, один из которых сбил лично Панов, противник вынужден был убраться восвояси. А штурмовики, выдержав воздушный бой, с двух заходов разбили речной транспорт, стоящий у причалов порта. Сильный взрыв показал, что судно было гружено боеприпасами. Вскоре после этого боевого полета на груди Павла Панова появилась третья боевая награда—орден Красного Знамени.

О боевых делах лейтенанта Панова при окружении и разгроме противника в Восточной Пруссии лучше всего свидетельствует характеристика, данная ему командованием полка и дивизии, в которых он служил.
«...16 января 1945 года,—говорится в ней,—трижды летал на выполнение боевой задачи по поддержке наших наземных частей, перешедших в наступление и прорывающих оборону противника в районе Макув. Летая заместителем ведущего группы восьми Ил-2, тов. Панов умело и мужественно выполнял боевые задания, несмотря на сильный зенитный огонь и противодействие истребителей противника. В одном из вылетов, идя заместителем ведущего в группе восьми Ил-2, Панов по приказанию станции наведения нанес бомбардировочно-штурмовой удар по полевой и самоходной артиллерии противника в районе Красносельц—Пенице.

При подходе к цели группа была встречена сильным огнем зенитной артиллерии и в воздухе появились истребители противника. Умело маневрируя в зоне зенитного огня и приняв плотный строй, группа произвела два захода на цель.
Огонь артбатарей был подавлен. Наши части в этот день прорвали оборону противника.

17 февраля, идя ведущим группы четырех Ил-2, бомбил и штурмовал железнодорожный эшелон, скопление автомашин на станции Гарденберг. Используя низкую облачность в районе цели, Панов незаметно для противника вывел группу на железнодорожную станцию и с бреющего полета нанес удар по эшелонам и автомашинам. В результате удара возникло два очага пожара на стоянке автомашин, эшелон весь был охвачен пламенем. Группа без потерь и повреждений возвратилась на свой аэродром.

23 февраля 1945 года командование 4-й воздушной армии за боевые действия в Восточной Пруссии наградило большую группу летчиков 230-й Штурмовой авиадивизии орденами и медалями. Среди удостоенных ордена Красного Знамени был и лейтенант Павел Панов.

С большим напряжением работали летчики полка во время окружения и разгрома Восточнопомеранской группировки противника. На защиту городов Гданьск и Данциг фашисты стянули большое количество противовоздушных средств. Но и в этих условиях эскадрильи совершали по три-четыре вылета в день, и штурмовали немецкие войска и укрепления.

Лавируя среди огня, летая почти над крышами зданий, штурмовики, ведомые Пановым, пикировали на артиллерийские позиции, расстреливали гитлеровцев. В' полк поступали благодарности отважному летчику от пехотинцев частей 19-й и 79-й армий, кавалеристов 2-го гвардейского кавалерийского корпуса, танкистов 1-го гвардейского танкового корпуса. Командир одной из бригад 1-го гвардейского корпуса писал: «Танкисты, участвующие в штурме города-порта Данциг, благодарят за отличную поддержку нашего продвижения летчиков-штурмовиков Панова и его боевых друзей».

11 марта в полосе действия одного из полков 49-й армии немцы, получив подкрепление, предприняли контратаки. Четверки Ил-2, во главе с Пановым, получили приказ уничтожить артиллерию противника и создать условия для ввода в этот район подразделений мотомех-частей. Командир группы Панов, придя в район Квашен, запросил у станции наведения место расположения артиллерии противника. Получив цель, он по вспышкам обнаружил район расположения артиллерийских батарей и под ураганным зенитным огнем уничтожил пять артиллерийских батарей противника. Путь нашим частям, наступающим на Данциг, был открыт.

«25 марта. 1945 года,—читаем в летной книжке,— Панов трижды водил группу восьми Ил-2 на выполнение боевого задания по уничтожению живой силы и техники противника в г. Данциг. В каждом вылете группа встречала исключительно сильное противодействие зенитной артиллерии противника. Несмотря на это, боевое задание выполнялось эффективно.

Группа получила отличную оценку работы от станции наведения. Только в одном из этих вылетов лично Пановым было уничтожено: одно орудие, десять солдат и офицеров и подавлен огонь двух артиллерийских батарей».

Боевая слава 103-го штурмового авиационного полка -была приумножена во время прорыва обороны противника в нижнем течении реки Одер в апреле 1945 года. Вместе со славой полка росла и слава Павла Панова.

Возвращаясь 21 апреля после удачно выполненного задания, шестерка штурмовиков, ведомая Пановым, над Одером попала в широкую полосу тумана. Видимость резко упала, и Панов по радио приказал уменьшить высоту. Оставались считанные километры до линий фронта, когда по штурмовикам, связанным низкой облачностью и лишенным свободы маневра, ударили вражеские зенитки. От первого залпа ведущий штурмовик загорелся. «Дорогие друзья, прощайте»,— были последними словами, которые успел передать Павел Панов по радио, и машина, объятая пламенем, камнем понеслась к земле.

Н. Мурышкин.


Чтобы быть в курсе новостей, подписывайтесь на нас в Вконтакте и в Одноклассниках!
ПОДЕЛИСЬ!
Мы в соцсетях: