Посев.

Посев.

В прошлом чувашские крестьяне, помимо гаданья, время начала сева согласовывали со знахарем. Последний указывал также, кому из состава семьи следует первым выносить на поле зерно. Обладателем «легкой» руки в большинстве случаев оказывался кто-нибудь из седых стариков, пользующихся почетом и уважением среди односельчан, или ж е дети, как самые «безгрешные». Прежде чем отправиться на сев, указанный «йомзей» человек мылся в бане, надевал на себя чистое белье и «после полуночи, до восхода солнца, должен был вынести в шапке или в полах одежды несколько горстей хлебны х семян так, чтобы никто не видал, и рассеять их на своем загоне» .18 В этом обряде, известном под названием «в?рл?х к?ларни» («вынос семян в поле») или «.в?рл?х патта» («каша в честь семян») большое значение придавалось зерну. Стремясь обеспечить 'зерну и одновременно земле больше плодородящей силы, первый засевальщик вместе зерном зарывал в землю куски хлеба, яйца, несколько ложек каши, а остатки обрядовых кушаний съедал с а м. Помимо указанных религиозно-колдовских действий, в быту дореволюционной деревни устойчиво держалось поверье в « тяжелые» и «легкие» дни недели. «Счастливыми» днями для начала сева чуваши считали понедельник, четверг, субботу и воскресенье. Этнограф В. К. Магницкий, например, сообщает, что чувашские крестьяне, в ожидании «счастливого» дня, начало сева иногда откладывали на целую неделю.