Падение крепостного права в 1861 году имело серьезное последствие для чувашских крестьян. Реформа 1866 года о землеустройстве государственных крестьян лишила их права пользования лесными покосами, которые были превращены в оброчные статьи. Чувашские государственные крестьяне стали свободными.
Вопросами крестьянского земледелия занималось Казанское губернское управление земледелия Государственных имуществ, образованное в 1838 году. В 1868 году это управление переименовали в Казенную Палату Государственных Имуществ, или как в народе называли, — Казанское Государственное Земство. В его ведении находились вопросы, связанные с государственными крестьянами, государственными лесами, землями, природными недрами и другими казенными имуществами.
Земли Норусовской стороны песчаные, местами черноземные. В XVI веке крестьяне пахали землю деревянными плугами «агабусь», со временем стали применять косулю (чалӑш), которая имела один железный лемех. При вспашке лесной чащобы или целины в «агабусь» впрягали 6-8 лошадей. Постепенно в нашей стороне распространилась русская соха. Возделывали рожь, овес, ячмень, полбу, горох, гречиху, репу, а пшеницу сеяли мало. В хозяйствах держали лошадей, коров, овец, свиней. Коз, гусей и уток имели только более зажиточные крестьяне.
Климат умеренно-континентальный, с отчетливо выраженными сезонами года. Среднегодовая температура составляет в пределах 3,5 градусов тепла. Осадки в виде дождя, снега, мокрого тумана выпадают до 500 мм. Устойчивый снеговой покров появляется в середине ноября, максимальная высота снега достигает в феврале до 80 см. Почва в отдельные годы промерзает от 1 до 2 метров. В прошлые времена леса занимали около 50% территории, а сегодня - не более 20%, вследствие чего идет понижение уровня подземных вод. Поэтому за 50 лет практически полностью исчезло большое Хумушское озеро.
Российское государство всегда жестко следило за ценами на продукты питания первой необходимости, своевременно их регулировало. Статистические данные конца XIX века свидетельствуют, что в течение десятилетия в Норусовской волости цены на продукты питания не менялись. За иуд пшеницы давали 35 копеек, пуд ржаной муки стоил 50 копеек, овес - 25 копеек, баранина, свинина и говядина -от 2 руб. 60 коп. до 3 руб. 20 копеек, масло - 10 рублей, рыба - 2 рубля за пуд. Хлебная торговля в Чувашии имела большое значение. Крестьяне сбывали свои излишки хлеба, чтобы рассчитаться с долгами. Предметом значительного торгового оборота служило и скотоводство. В конце XIX века в разных местах начали строить фабрики по обработке мясных продуктов.
«Всякий дом хозяином держится», - говорили в старину. Хозяйство зажиточного крестьянина того времени немного отличалось от других. Изба состояла из большой комнаты с русской печкой, где проживала семья. Было крыльцо, сени, чулан, где хранили небольшой запас еды и сезонную одежду. Хозяйственными постройками были: клеть, летний и зимний член, амбар, сарай, конюшни для лошади и стойло для короны, погреб. Внутри двора располагались - черная баня, пивоварни, колодец. Вокруг двора высокий забор с большими и маленькими воротами, так чуваши отделяли один мир от другого. Позади двора имели небольшой участок земли, сад, огород. Это все вместе называлась усадьбой. На краю усадьбы, на ее дальнем конце располагалось гумно - место для складирования и обмолота снопов, крытое помещение для хранения соломы и сена. Неподалеку от гумна распологался овин, где топили печку и сушили снопы.
Посеяно хлебов | Снято урожая хлебов | |
в 1891 году (пудов) | в 1891 году (пудов) | |
Рожь | 2533 | 11266 |
Яровая пшеница | 21 | 63 |
Овес | 2885 | 8855 |
Ячмень | 1343 | 4029 |
Греча | 31 | 93 |
Другие хлеба | 471 | 1413 |
Картофель | 160 | 640 |
Сено | 33000 |
Чуваши любили и любят баню. Крестьяне для этого строили, как везде, специальную постройку, где можно было мыться и париться, т. е. баню. Сруб строили из легкого, пористого дерева, впитывающего влагу — осины. Сама баня состояла из двух частей - бани-парной и предбанника. В предбаннике можно было переодеваться и отдыхать после парной. У входа в основное отделение бани была сложена каменка-калильня без трубы, для топки и нагрева камней. Такая баня топилась только по-черному, дым выходил через волоковое окно или дверь. Сажа оседала на потолок, на верхние бревна. Когда камни раскалялись, баня достаточно прогревалась, ей давали выстояться, иначе можно было угореть. Воду грели всегда одним способом. В деревянную кадушку с холодной водой кидали раскаленные камни, где вода мгновенно нагревалась. У дальней стены около каменки был устроен полок. Здесь люди прогревали свои кости и парились веником, пока не улетят все болячки...
В 1892 году в Норусовской волости количество земли, находящейся в общественном пользовании крестьян, составляло 9789,7 десятин.
При общинном землепользовании применялся трехпольный севооборот, когда поля делились на три участка - озимое, яровое, паровое, которые ежегодно последовательно чередовались и назывались трехпольными. Государство, казна искусственно поддерживали поземную общину, чтобы сохранить установленные повинности за каждым домохозяином. Это было невыгодно зажиточным крестьянам и середнякам. Крестьяне не были уверены, что могут сохранить все свои участки земли при его новом «переделе». Поэтому обработка их велась не эффективно, земли становились скудными. Русские крестьяне удивлялись, как чувашские крестьяне в таких климатических условиях получают неплохой урожай хлебов, хотя почва не везде плодородна - песчаная или супесчаная.
Как мы видим, основными хлебными злаками чувашских крестьян были озимая рожь, яровые - овес, ячмень. В первую очередь это обусловлено неприхотливостью культур, устойчивостью к различным болезням, способностью давать довольно приемлемый урожай на небогатых почвах.
В XVIII - в начале XIX веках урожайность на Руси принято было считать отношением объема брошенного в землю зерна к объему взятого с неё урожая, и называлось сам-шесть, сам-восемь. В неурожайном, 1892 году в волости посеяли 2533 пуда, сняли 11266 пудов ржи, т.е. получили всего сам-пять, низкий урожай того времени.
Рожь занимала половину посевных площадей, потому что чуваши считали, что она сильнее пшеницы и в зернах, и в муке. В благоприятные годы урожайность ржи с десятины составляла 50-60 пудов, до 9 центнеров с гектара. Стоимость хлеба в Норусовской стороне была ниже, чем в русских губерниях. Яровой овес использовали для содержания лошадей. Ячмень, самый скороспелый из всех злаковых культур (вегетативный период составляет всего девять недель против шестнадцати у яровой ржи) славился у чувашей, без него не было бы знаменитого чувашского пива. Полбу сеяли только чуваши, местные русские ее использовали редко.
Пшеницу считали сорной, площади посева занимали незначительное место. Она часто заглушалась сорными травами, не дозревала, ложилась на землю, или половина колосьев были пустыми. Репу сажали для приготовления щей, супов и других блюд, использовали как картофель.
Многие крестьяне выращивали хмель как для домашних нужд, так и для продажи. Хмель из Чувашского края отправляли в Москву, Петербург, Тверь и в другие города России. После открытия местных винокуренных заводов вывоз хмеля резко сократился.
В 1856 году ученый этнограф Казанского университета Василий Сбоев писал, что «...далеко не так деятельны русские и татары в уборке хлеба. У них обыкновенно по три, по четыре года и даже более хлеб лежит в гумнах немолоченный, в копнах, отчего, разумеется, и сырость много портит его, и мышь немало истребляет. Ещё въезжая в село или в деревню, Вы и в Казанской, Симбирской и Оренбургской губерниях заранее можете определить, кто в этой деревне живет, стоит только взглянуть на гумно. Если в исходе ноября или декабря не заметите на гумнах ни одной хлебной копны, а только увидите воткнутый на верхушке каждого овинного шиша необмолоченный сноп, то смело заключайте отсюда, что здесь селение чувашское, а не татарское и не русское...».
Действительно так. Чуваши во время уборки хлеба работали не зная ни сна, ни отдыха. Не завершив уборку, никто не проводил праздник нового хлеба, не позволял себя немного отдохнуть, отдышаться, сварить новое пиво. Крестьяне последний сноп специально оставляли на шише, птицам на еду и доброму путнику знак, что тяжкое время уборки хлеба завершилось, и хозяин будет рад принимать дорогого гостя, поднять вместе с ним кружку пива...
Приговор Норусовского волостного правления «О разделе земли крестьянами на наличия души.
1891 года Марта 11 дня, мы нижеподписавшиеся Казанской губернии Ядринского уезда Норусовской волости сельских обществ 1-го Норусовского, составляющегося из 158 душ мужского пола по 10 ревизии, живущие в 119 дворах, 2-го Норусовского общества из 373 ревизских душ, живущие в 182 дворах, имеющие земельный надел, данной по владенной записи, в общем собрании в присутствии местных наших сельских старост Сидора Яковлева и Силиверста Иванова, от 1-го Норусовского 68, и от 2-го Норусовского 137, всего 205 домохозяев, имеющих право голоса на сходе, т.е. не менее 2/3 общего числа домохозяев, где имели суждение о том, что земельные наделы данным на число душ по 10 ревизии нам пользоваться стало неудобно для некоторых хозяев, потому что у них число наличных душ увеличилось, и следовательно недостаток земли в таких хозяйствах крайне ощутителен для их благосостояния, затем тех семействах, в которых после ревизии наличных душ убавилось, и они излишки земли давали в аренду крестьянам даже других обществ в ущерб домохозяев своего общества. В устранение означенных неудобств по землевладении, мы согласно приговора от 18 октября 1878 года весь земельный надел наших двух обществ, села Норусово, и деревень 1 и 2 Норусовой с околотками, разделили между собой на наличия душ мужского пола которые состояли 1 января 1879 года, установив тем приговором срок, с весны 1879 года впредь на 12 лет. Ныне срок пользования землею на изложенных условиях по наличным душам окончилось и в течение последних 12 лет, тоже много произошло в составе семейства изменений, из-за этого является пользование земельным наделом опять не уравнительным, в отвращении этого мы домохозяева 1 и 2 Норусовского общества единогласно ПОСТАНОВИЛИ:
Весь земельный надел крестьян села Норусово и деревень 1 и 2 Норусово с околотками, который находиться, в общем не раздельном пользовании двух обществ 1 и 2 Норусовских, разделили между собой на наличие душ мужского пола, которая по поверке семейных списков будут на лицо к 1 апреля 1891 года и следующую оброчную подать, поземельный налог, земская и все прочие сборы платить с наличного числа душ с начала 1891 года. Раздел земли по утвержденным начальством сего приговора сделать с весны сего 1891 года до начала яровой пашни. Засеянный озимой хлеб на 1891 год остается на пользовании прежних владельцев. Новый раздел земли принять впредь на 12 лет. Для уравнительного раздела земли на каждого домохозяева избрали повторенными крестьянского Норусовского общества Антона Антонова, выселка Синьялы Прохора Самсонова, деревни Мачамуши Дмитрия Кириякова, деревни Хумуши Захара Львова, д. Кивьялы Трофима Игнатьева, д. Ослабев Якова Герасимова и деревни Кумбалы Луку Антонова, в том и подписываемся.
Под приговором подписались 20 грамотных крестьян, за остальных неграмотных по списку и по их личной просьбе расписался запасной унтер-офицер села Норусово Григорий Федотов, поставили печати старосты сельских обществ Сидор Яковлев и Силивестр Иванов, волостной старшина Роман Мартынов 1891 года марта 11 дня приговор освидетельствовали, зарегистрировали в книге приговоров под № 4 и утвердили печатями волостной старшины и волостного правления.
К этому документу приложен список душ мужского пола всего Норусовского общества в количестве 817 мужчин. В составе 1-го Норусовского общества было 236 мужчин, в том числе: в селе Норусово - 112 чел, в деревнях Синьялы -37, Мачамуши - 85, Кумбалы - 2. Во 2-ом Норусовском обществе насчитывался 581 человек мужского пола, в том числе: в селе Норусово - 29 мужчин, в деревнях Хумуши - 123, Кивьялы - 82, Ослаба - 184, Кумбалы - 109, Мачамуши -13, Синьялы - 41.
Эти 7 поселений вместе назывались населенным пунктом Покровское Норусово. Жители называли себя семинору-совцами, вирьяльскими - верхними чувашами.
В тот период такие сходы крестьян проходили во всех сельских обществах волости. Допускались отдельные нарушения, в том числе в самом 1-ом Норусовском обществе -оставили без земельного надела вдову. Она с жалобами дошла до Ядринского уезда. 10 апреля 1893 года земской начальник 4-го участка Ядринского уезда направляет протест в Норусовское волостное правление: «Предписываю волостному немедленно собрать сход 1-го Норусовского общества и объявить им, что всему разъяснению Сената 1885 года за № 2694 к 6 пункту, 188 ст. общественный волостной сход не имеет право обеземеливать женщин, пользующихся землею на правах домохозяев, вследствии чего обязать, сход надлежить обеспечить землею всех вдов, лишенных земельного надела, в последней передать земли с предупреждением, что если настоящее мое законное требование будет не исполнено, то приговор общества о переделе земли будет отменено, за неисполнение моего законного распоряжения весь сход будет подлежать ответственным по 61 статье о Земельном налоге. Об исполнении доложить. Земской начальник Аристов».
Семнадцатого апреля 1893 года волостное правление отвечает, что по новому приговору вдова крестьянина села Норусово Матрена Сорокина землею наделена.
Уездная земская управа строго следила за состоянием посевных и уборочных сельскохозяйственных работ, не допускала перекосов, просила своевременно информировать о состоянии погоды и роста хлебов. Вот что сообщает 25 апреля 1900 года Норусовский волостной старшина Андреев: «Прошедшая зима на озимые посевы имела благоприятные условия, так как с осени снег лег на мерзлую землю, покрывая поля равномерным слоем, глубина снегового покрова на ровных местах достигала 6-8 вершков, и он мог служить достаточной защитой от морозов. Весеннее таяние снега так же было благоприятно для просачивания снеговой воды на достаточную глубину, при таянии снега застоя воды и ледяной коры на полях не было, поэтому повреждение озимой не ожидается. В настоящее время озимые находятся в удовлетворительном состоянии. К распашке полей под яровые хлеба приступили с 24 апреля и сев продолжается. Погода с 23 апреля установилась теплая и благоприятная». 9 мая того же года вновь сообщает, что посев яровых завершен, при выполнении сельскохозяйственных работ рабочим с конем без кормежки оплачивали по 60 копеек, пешим по 30 копеек в день.
В начале 1900 года в Норусовской волости засеяли 3384 десятин земли озимой рожью, 2425 десятин — овсом, около 1000 десятин — ячменем, гречкой, полбой, чечевицей, картофелем, льном, коноплей. Осенью собрали 35532 пуда озимых хлебов, 24436 пудов яровых, 1320 пудов картофеля и 185775 пудов сена. На следующий посев оставили 5076 пудов озимых, 6109 пудов яровых семян и 264 пуда картофеля. На продовольственные нужды волости заготовили 16366 пудов озимых, 5455 пудов яровых хлебов и 1056 пудов картофеля. 4357 пудов озимых и 3672 пуда яровых заложили на взносы в магазинах. По 10 тысяч пудов яровых и озимых хлебов остались излишними, около 3,0 тысяч пудов озимых и 2,5 тысячи пудов яровых хлебов крестьяне выставили на продажу.
В волости ещё имелись удельные земли, т.е. земельная собственность Российской императорской фамилии. Они находились в пользовании у бывших удельных, государственных крестьян. Такие земли обрабатывали всем миром, полученный хлеб хранили в отдельных амбарах и охраняли по очереди. Общество не могло распоряжаться зерном, но излишки разрешалось использовать при весеннем севе как беспроцентную ссуду.
Крестьяне со времен возникновения государства российского знали прописную истину: нет запаса хлеба на 5 лет, жди голода, смуты народа при любой обстановке и состоянии природы. Государство выделяло нуждающимся посевные семена по самой приемлемой цене, будь это рожь, пшеница, просо, горох, овес. В уборочную пору государство на нужды россиян закупало хлеб в больших объемах. Поэтому перекупщики не могли занижать цену на хлеб. Так было 300 лет. Но почему сегодняшние руководители государства не понимают или не хотят понимать, такие элементарные основы сельскохозяйственного производства?
В те годы в волостях появились кредитные товарищества, которые предоставляли крестьянам ссуду сроком до трех лет для покупки лошадей, коров. Они помогали крестьянам выгодно продавать сельскохозяйственные культуры. Осенью 1914 года крестьяне волости собрали неплохой урожай зерновых, а спекулянты снизили закупочные цены до 50-60 копеек за пуд. Тогда некоторые сельские общества волости заложили свой урожай в кредитное товарищество, которое через полгода реализовало этот хлеб по 97 копеек, удержало свои расходы и крестьянам дополнительно оплатило по 30 копеек с каждого пуда.
В начале XX века в Норусово начал работать агрономический участок, который обслуживал Норусовскую, Асакасинскую, Тойсинскую волости. Участок в своем ведении имел
2 сеялки, 2 культиватора, 5 видов различной техники для обработки пропашных культур, 1 жнейку, 3 плуга, 2 железные бороны. Правительство и Ядринское земство по возможности помогали им, ежегодно на развитие агротехники волости выделяли до 9500 рублей.
Волостные агрономические старосты старались заинтересовать крестьян в посадке на своих участках новых сортов сельскохозяйственных культур, плодовых деревьев. Сельскохозяйственной старостой Норусовского агрономического участка в те годы работал Игнатий Михайлович Михайлов, крестьянин из деревни Тукасы Балдеевской волости Ядринского уезда, с окладом 20 рублей в месяц. Он окончил курсы полеводства и луговодства при сельскохозяйственной ферме Казанского губернского земства. Благодаря ему, при больничной территории, на школьных земельных участках появились сотни яблонь сортов антоновка, анис, боровинка, титовка, скороспелка и налива. Посадочный материал доставляли издалека, часто из специальных дендрариев.
В это время при сельскохозяйственной ферме Казанского губернского земства работали курсы по птицеводству, молочному хозяйству, при деревне Коракши Асакасинской волости курсы садоводов и плодосушения, при селе Полянка Слободо-Стрелецкой волости курсы луговодства. Многие хотели попасть на учебу в Казань, на шести- и десятимесячные курсы. Но из-за отсутствия казенных мест им отказывали, или предлагали учиться за свой счет содержания, оплатив 7 рублей 50 копеек в месяц. Более пробивные крестьяне стали слушателями таких курсов за счет средств уездной земской управы. Так, крестьянин деревни Хорн-Кукшум Антон Романов окончил десятимесячные курсы в Тобольской губернии, где получил специальность мастера маслоделия. Крестьянин деревни Алгазино Леонтий Никонов был принят слушателем на шестимесячные курсы пчеловодов, крестьянин села Альменево Трофим Васильев стал специалистом молочного хозяйства.
Перед Первой мировой войной в Норусовском крае был садовый бум. Самые активные садовники братья Шумиловы из села Коракши сумели заинтересовать крестьян Норусовскич п Асакасинских поселений заниматься выращиванием яблонь. У некоторых в саду росли до 30 деревьев. Сады цвели в самые трудные годы, их не смогли погубить даже неблагоприятные погодные условия 1920-1921 годов. В конце 30-х годов власти обложили садовников налогами, за каждое дерево надо было отдать 250 яиц в год. Вырубать боялись, могли приписать вредительство. Помогла сама природа, зимой 1941-1942 годов из-за сильных морозов все деревья разом погибли.
Благоприятные природные условия способствовали развитию в Норусовской волости пчеловодства. Крестьянам были известны два способа возделывания меда: колодное (каска вёлли) и пасечное (утар вӗлли). В селе Норусово и в ближайших деревнях было довольно много пчеловодов, в начале прошлого века они стали использовать рамочные улья. Среди «рамочников» особо профессиональными пчеловодами считались жители Ядринской волости В.В. Зорин и кампания А. И. Трондина с более 50 рамочными ульями. Третьего июня 1910 года Казанское общество пчеловодов в селе Норусово открывает курсы пчеловодов, слушателями которых стали сельскохозяйственные агрономические старосты, учителя церковноприходских школ и простые крестьяне.
Чуваши пчелам проводили моления, оно называлось пчелиной «Хурт Чӳк'». Были даже пчелиные Боги. Про пчеловодов ходило много легенд и преданий: «В старину на территории Чувашского края было очень много меда. Один крестьянин задумал нажиться медом, но не захотел делиться с соседями. Дупло было большое, он не успел опомниться, как погрузился в мед до горла. Начал кричать, звать на помощь, но никто отозвался. В дупле он провел двое суток, питался медом. Помог удивительный случай. За медом пришла медведица и стала спускаться в дупло задом. Крестьянин не струсил, схватил её за задние лапы и заорал, сколько есть сил. Медведица испугалась, быстро убежала, вытащив крестьянина из дупла».
Малоземелье, низкий уровень техники земледелия, отсутствие кормовых культур отражалось на состоянии животноводства. В хозяйствах держали малорослых, малосильных лошадей весом до 15 пудов, малопродуктивных коров с удоем до 750 литров в год, свиней с убойным весом не более 50 кг, мелких овец с настригом шерсти до 2-х кг.
Особое внимание уделялось лошадям. Лошадь живет долго, сопровождает хозяина по жизни - в труде, в праздничные и свадебные дни. Благодаря коню, крестьянин полностью облегчил свой непосильный ручной труд. У чувашских крестьян существовал обычай - какова цвета дома живет кошка, такой масти и надо покупать лошадь. Чуваши лошадь считали членом семьи, для неё строили специальный дом — конюшню, выращивали овес, ухаживали, вовремя кормили, поили, мыли, чесали гривы. А она за это, вместе с крестьянами добывала хлеб - возила, пахала, косила, убирала, брала всю тяжелую работу на свою спину, становилась верным, надежным помощником, настоящим другом, спутником крестьянина, была прямым участником всех военных действий.
Содержание домашних животных (1884 год):
Всего по Норусовской волости | Первое Норусовское общество - Норусово, Мачамуши, Синьялы | Второе Норусовское общество - Кивьялы, Кумбалы, Ослаба, Хумуши | |
Коровы | 1336 | 175 | 137 |
Быки | 48 | 12 | 9 |
Телята | 214 | 59 | 32 |
Лошади | 2200 | 216 | 203 |
Жеребята | 161 | 9 | 14 |
Овцы | 4671 | 505 | 200 |
Козы | 187 | 2 | 3 |
Свиньи | 1566 | 98 | 96 |