Сумар чук.

Щумар чук.

В день «Щумар чук», по поручению стариков, дети собирали по деревне необходимые продукты для жертвоприношения: крупу, яйца, молоко, масло, соль, дрова, а женщины пекли обрядовые лепешки. В се это приносилось на выбранное для моления место, где под наблюдением стариков или йомзи варилась жертвенная каш а и готовились другие кушания. После соответствующих приготовлений происходило моление с просьбой о даровании дождя. Во время моления старики бросали в воду часть приготовленной еды, приносилась и специальная жертва воде, состоявшая из воробьев и яиц. По окончании моления и трапезы происходило массовое купание участников обряда. Нежелающих исполнить этот обряд обливали водой, ловили и насильно толкали в воду. Возвращаясь обратно в селение, участники моления продолжали обливать друг друга водой, полагалось не церемониться и с лицами, не бывшими на молении.46Интересные данные о молении «?ум?р чук» приводит Т. С. Пассск на основе своих личных наблюдений в чувашских селениях Янтиковского района. В этом районе местом моления «?ум?р чук» служило озеро «Эль кулли», расположенное около дер. Алдиарова. Среди чуваш этих местностей существовала легенда о том, что во время усердного моления «?ум?р чук» собравшиеся якобы видели, как дух, живущий в озере, выезжал на вороных конях. В таких случаях чуваш и считали, что молитва их услышана и засуха должна прекратиться. Т. С. Пассек указывает, что. роль воды в обряде «?ум?р чук» не ограничивается только реалистическими представлениями о необходимости дождя для урожая, здесь же прослеживается «магический образ воды как производящего женского начала, причем обе они в религиозном сознании не разграничивались». Взгляд чуваш на воду, как на оплодотворяющую силу, и ее связь с плодородием вообще подтверждается и тем, «то во время моления о дожде молодежь молилась и об успехах в брачных делах. Например, почти во всех текстах молитв, произносимых во время «?ум?р чук» встречаются благословения-пожелания о том, чтобы девушки вышли замуж , молодые люди переженились. «?ырлах, ??н? тыр? п?ттипе ?ер?и ч?к? чуклетп?р, ?ырлах сан — ?ырлах, ?ырлахм асан — килес ?ул чуклем?п?р; ?ер?и ч?кне килн? х?рсен й?тен?сем к?к?р таран ?сч?р, пусисем м?й таран пулчч?р, кант?ресем пу? т?пиччен пулчч?р, х?йсем качча кайса п?тч?р. Качча кайсан, сак тулли ачисем пулчч?р. Ачисем ?ер?и ч?кнекилчч?р, ?ер?ипеле». («Помилуй, кашей от нового урожая справляем воробьиную жертву, если не смилостивишься, в следующем году не будем справлять жертвоприношение. Пусть у девушек — у частниц «?ер?и ч?к» — лен уродится высотой по грудь, посконь — до шеи, конопля — до макушки, а сами они повыходят замуж . Пусть в замужестве у них будет полон дом детей, а дети их придут с воробьями на «?ер?и чук»),50— говорится в одном из текстов подобных молитв, записанных Н. И. Ашмариным.