Вальдорфские школы

Вальдорфские школыКаждый человек понимает, что ребенка воспитывают не только родители. Социальная сфера захватывает внимание малыша, расширяя сознание, знакомя с разными сторонами жизни. И даже если вы хорошо образованный человек и талантливый воспитатель собственного ребенка вполне вероятно, что вам не удастся одними рассказами о добром и полном возможностей мире привить малышу истинные ценности человечества. Глядя на то, как соратники по детскому саду вырывают друг у друга завтрак и рвут чужие рисунки,
ребенок вряд ли решит, что ими управляет чувство страха, которое в принципе ни к чему хорошему не приводит, а может и вздумает присоединиться к сильным, чтобы не быть хуже и слабее. Объяснить суть дела чаду за семейным столом, конечно же можно и даже необходимо, но вопрос о гармонии в учебном заведении все равно встанет у вас в горле и надолго засядет в голове. Чтобы не мучать себя и не переживать за грамотное развитие личности подрастающего члена семьи в ваше отсутствие, нужно правильно выбрать место его воспитания.

Детские сады и школы по вальдорфской системе образования в России появились в конце 80-х годов, в переломный период для нашего образования, когда возникла реальная возможность для внедрения продуктивных зарубежных образовательных систем. Советская идеология изживала себя постепенно, хотя правительственный курс в этом отношении имел черты самые конкретные. Первым учебным заведением основанным на анторопософии ( от гр. « антропос» - человек, «софия» - мудрость) был клуб «Аристотель» открытый в 1989 году. Туда приезжали учителя из вальдорфских школ Швеции, Германии, Финляндии делиться опытом с русскими коллегами. Сама по себе эта система обучения далеко не нова. Ее создателем был Рудольф Штайнер (10861-1925), поставивший своей целью выявление и развитие скрытых способностей человека за счет специальной системы упражнений (эвритмия, музыка и т.п. ). Обучение детей в атмосфере уважения и спокойствия задача не самая простая. но все ее положительные отличия от стандартной схемы «покажи чего ты на самом деле стоишь?», кажется на лицо.
13 апреля 1989 года дети впервые шагнули в стены вальдофского клуба «Аристотель». Можно сказать, что с этого дня в России был дан старт новой для общественности формы развития ребенка. при заведении работал так называемый лекторий, в котором все желающие могли ознакомиться с основными положениями методики. Из постоянных слушателей лектория, которых на начальном этапе насчитывалось около тысячи человек. будущее преподавательское ядро составили около сотни. Они разработали программу семинаров для дальнейшего школьного и детского обучения детей на стационарной основе.

На сегодняшний день в России существует специальная ассоциация созданная вальдорфскими школами которая готовит учителей по этой программе. Методика заключается в воспитании ребенка особым методом познания, на образном мышлении, на сопереживании.
Основной принцип вальдорфской школы - это комфортное состояние ребенка на протяжении всего учебного процесса. Поэтому группы детей небольшие и аттестация не строгая. Гуманистическая политика учебного заведения работает в интересах ребенка. Намного приятнее получать знания, когда ситуации в которых мог бы выглядеть ребенок хуже других, просто не существует. Кто то мыслит быстрее, а кто-то медленнее, что зачатую происходит не от глупости или не расторопности ребенка, а от разнообразной направленности склада ума (математический или более творческий). В школах с системой антропософии все эти тонкости справедливо учитывают и умеют правильно применять и развивать способности ребенка к восприятию и применению знаний на практике. Программа обучения составлена так, чтобы воздействовать не только на эрудированность ребенка, но и на воспитание личности в целом.

Многие современные родители считают необходимым введение школьных предметов с нравственной направленностью. Умные люди с некрасивой душой не нужны ни семье, ни государству. Об этом писали все мировые классики. Зачастую главной проблемой ребенка является неосознанность, которая появляется как результат неверной трактовки собственных реакций на внешние проявления, не уместное в применение выражение неконтролируемых эмоций. В вальдорфской системе обучения эта гармонизация себя, своих ощущений и окружающего мира обеспечивается за счет занятий творческого характера, позволяющих ребенку увидеть красоту и свет своего внутреннего мира, научится понимать свои ощущения, направляя их в созидательное русло. Например, эвритмия, сравнительно молодое искусство, успешно развивающее в человеке способность с помощью движений выражать эмоции полученные от звука. В свое время искусством эвритмии была увлечена вся русская интеллигенция. Теперь это доступно и для развития наших детей. Штайнер говорил о том, что занятия эвритмией именно в возрасте, когда дети обучаются в детском саду, дают возможность такого развития силы собственного Я ребенка, которой не достичь никаким иным образом.