ВТОРОЕ СЧАСТЬЕ

ВТОРОЕ СЧАСТЬЕЧтобы стало ясно, о чем пойдет речь ниже, мы немедленно обратимся к первоисточнику.

«— Скорее, — крикнул он Остапу, — вашу бумажку.

* Два места, — сказал Остап очень тихо, — в партере.

* Кому?

* Мне.

* А кто вы такой, чтоб я вам давал места?

* А я все таки думаю, что вы меня знаете.

* Не узнаю.

Но взгляд незнакомца был так чист, так ясен, что рука администратора сама отвела Остапу два места в одиннадцатом ряду.

— Ходят всякие, — сказал администратор, пожимая плечами, — кто их знает, кто они такие... Может быть, он из Наркомпроса?.. Кажется, я его видел в Наркомпросе... Где я его видел?»

Второе счастье, которому будет посвящена эта глава, — не что иное, как наглость. Или, скорее, дерзость, то есть умение вести себя так, как если бы вы были лицом, облеченным соответствующими полномочиями в конкретной ситуации. Остап Бендер пользуется данной методикой практически постоянно по ходу действия обоих романов.

Собственно, методику эту мы рассматриваем в качестве вспомогательного средства в любой комбинации. Без способности быть уверенным даже тогда, когда дело окончательно выглядит пропащим и бесперспективным, невозможно обойтись тому, кто встал на тропу великого комбинатора. Согласитесь, невозможно представить себе испуганного, заикающегося и краснеющего Остапа Ибрагимовича.

Кто то умный однажды заметил, что пистолет может понадобиться человеку один раз в жизни, но чтобы он оказался при нем в нужный момент, носить оружие придется все время. Точно так же и этот навык должен быть при вас постоянно.

Заметим: тут ни в коем случае не говорится про игру. Если только вы не профессиональный актер, вам будет крайне сложно изобразить нужную эмоцию. А в таком случае выход только один: ваша уверенность должна быть истиной даже для вас. То есть, возвращаясь к цитате, приведенной выше, поясняем: Остап Бендер не притворялся своим человеком в театре. В момент диалога с кассиром, он по настоящему являл собою субъекта, имеющего право на контрамарку.

Это дается не сразу, но, как и везде в жизни, все решает практика. Только многочисленными повторениями и внимательным анализом собственных ошибок можно добиться настоящего успеха на данном поприще.

Ну, а мы укажем на пару самых элементарных ошибок, которые делают практически все.

Главная ошибка в случае, если надо сойти за кого то, — это ваша недостаточная или, наоборот, чрезмерная разговорчивость. Понятно, что обыкновенным молчанием и каменным лицом обойтись получится не всегда. Говорить что то, объяснять ваше присутствие или действие наверняка понадобится. И вот тут надо отыскать четкую пропорцию слов, которая произведет не случайное впечатление, а именно то, которого хотите вы.

Здесь тоже имеет значение ваша подкованность в том, кто есть кто (несколькими главами раньше я упоминал про нее). Нужное имя, произнесенное в нужный момент, способно очень неплохо сыграть вам на руку. Но только — в нужный момент. То же самое имя, но в обстановке несоответствующей, приведет к фиаско.

Что до чрезмерной молчаливости, то она срабатывает уверенно только в том случае, если вокруг царит полная неразбериха. Тогда людям, контролирующим процесс, будет уже просто не до расспрашивания каждого, кто молчит и не лезет на рожон.

Вторая ошибка — это перегиб. Даже если вам удалось сойти за когото, кто имеет права влиять на текущую ситуацию, избегайте соблазна начать влиять на нее в большей степени, чем это нужно вам для достижения цели комбинации. Помните: вы появились на месте действия только для того, чтобы извлечь собственную выгоду.

Примером тому служит поведение Остапа Бендера, представившегося инспектором пожарной охраны для того, чтобы найти стул во «Втором доме Стареобеса». Он приходит именно тем, кем надо, — полномочным представителем, имеющим доступ в любое помещение этого заведения. Но обратите внимание — общаясь с застенчивым воришкой Альхеном, великий комбинатор не пытается выиграть на мелочи и заполучить от него что то, кроме стула. Он бросает скупые реплики, вводящие оппонента в смятение, но неизменно оказывается, что за репликами не следует действие, которое, разумеется, принесло бы Остапу сиюминутную прибыль, но могло бы повредить поиску стула. И только тогда, когда выясняется, что стула там уже нет, что он продан, только тогда Бендер, как говорится, подступается к Альхену по настоящему.

И главное — соразмеряйте свои способности и желание. Только так вы добьетесь настоящего успеха.