КамАЗ-54101: почему первый советский самосвальный автопоезд не пошел в серию

В современном строительстве самосвальные полуприцепы — обычное дело. Это эффективное решение для перевозки сыпучих грузов. В эпоху СССР, когда страна переживала масштабное строительство и освоение новых территорий, потребность в подобной технике была особенно острой. В 1950-е годы, с размахом дорожного строительства, возник запрос на машины, сочетающие высокую грузоподъёмность с минимальным давлением на дорожное полотно.

Идеальным ответом на этот вызов стал седельный тягач с полуприцепом-самосвалом. Конструкция с распределением массы на несколько осей значительно снижала нагрузку на грунт. Кроме того, такой автопоезд отличался хорошей манёвренностью и компактными габаритами. На стройплощадке одна такая машина могла выполнить работу двух-трёх обычных грузовиков, при этом обладая автономностью при разгрузке за счёт самосвального механизма.

Рождение идеи и создание КамАЗ-54101

К 1960-м годам необходимость в таких машинах стала очевидной. Именно в этот период началось планирование строительства гиганта автомобильной промышленности — Камского автомобильного завода (КамАЗ). Конструкторы взяли за основу седельный тягач КамАЗ-5410 и начали разработку самосвального автопоезда, который получил индекс КамАЗ-54101.

Для нового автопоезда на Балашовском заводе автотракторных прицепов был разработан специальный самосвальный полуприцеп модели ГКБ-9575. Грузоподъёмность состава достигала 13,5 тонн. Это было своевременное решение, особенно на фоне проблем с тяжёлыми трёхосными КрАЗами, которые при полной загрузке наносили серьёзный ущерб асфальтовому покрытию, вызывая недовольство руководства страны.

Испытания и фатальный недостаток

В 1972 году первый опытный образец КамАЗ-54101 сошёл с конвейера. Тягач для него получил облегчённую кабину без спального места. Для работы самосвального механизма на коробку отбора мощности установили насос, приводивший в действие всю гидравлическую систему полуприцепа.

Однако к запуску в серийное производство машина так и не поступила. Причиной стал критический конструктивный недостаток: во время испытаний выяснилось, что при разгрузке на неровной поверхности автопоезд имел опасную склонность к крену и даже опрокидыванию. Такой риск был совершенно неприемлем для эксплуатации в реальных условиях. Проект отправили на доработку, но в итоге от него полностью отказались, и КамАЗ-54101 остался в истории как интересный, но неудачный эксперимент.

Подписывайтесь, впереди много интересного !!!

#камаз #грузовики #ссср #техникассср #тягач #фермер #ферма #машиныссср #самосвал #камаз54101

Еще по теме здесь: Фермер.

Источник: КамАЗ-54101 первый самосвальный автопоезд ссср. Почему его сняли с производства?.