Любимая школа: прикладная психология = психология рукоприкладства

Любимая школа: прикладная психология = психология рукоприкладстваКак известно, любой квалифицированный педагог (или считающий себя таковым) обязан знать психологические особенности своих маленьких подчинённых. Он должен сам иметь устойчивую психику, уравновешенный характер. Он обязан относиться к детям с уважением. Он не имеет права оскорбить ребёнка и применять физические меры, подавляющие его волю и унижающие его достоинство. Но так ли всё получается на практике? И насколько «тонкими» психологами можно назвать учителей?

Начнём с педагогических ВУЗов. Будущие педагоги изучают психологию. В теории их натаскивают от и до опытные преподаватели. Но сумеет ли будущий учитель в дальнейшем воздействовать на детей так, чтобы они сидели тихо и с замиранием сердца слушали рассказы об инфузории-туфельке или спряжении глаголов? Сможет ли он правильно отреагировать, если дети начнут оскорблять друг друга и произносить бранные слова в адрес педагога? Если в первом случае психологические особенности, надиктованные когда-то мудрыми преподавателями на лекциях, отчасти помогут, то во втором неопытный учитель вряд ли сможет адекватно себя повести. А какие же способы используют педагоги с внушительным стажем?

Способы бывают разные. У каждого свои. Прежде чем огласить список, разберёмся в заведённых в школах порядках. На уроках должна быть железная дисциплина, иначе придёт суровый завуч и «надаёт по шапке» учителю. Дети должны сидеть смирно и подчиняться учителю. Не дай бог, кто-нибудь встанет и разобьёт себе или другому нос: учитель будет отвечать по всей строгости закона. Он несёт полную ответственность за происходящее на уроке. И в этих условиях учитель должен развивать творческие способности детей, заинтересовать их, создавая доброжелательную атмосферу на уроке. А ещё нужно провести классный час, собрать деньги, заставить всех детей идти дружненько на скучную выставку, позвонить родителям… И всё это за считанные гроши.

Естественно, получается держать себя в руках далеко не у всех. Нервные педагоги, раздавленные нареканиями «сверху», замученные непослушанием учеников, вряд ли смогут адекватно реагировать на их выходки. Слухи о том, что педагоги оскорбляют детей, остаются только слухами. А всё потому, что заботливая администрация старается «замять» больные темы, дабы не подпортить репутацию школы. Некоторые прибегают к более суровым методам: истерично кричат, вытаскивают ребёнка за шиворот из-за парты и вышвыривают в коридор; дают подзатыльники; бьют линейкой по рукам. Иногда все эти методы (и многие другие) психологического воздействия применяются вместе, иногда – по отдельности.

Да, прикладные психологи здесь нервно покуривают в сторонке. А всё потому, что психология рукоприкладства действует намного эффективнее прикладной в условиях, созданных доблестным и весьма бдительным Министерством Образования.

Казалось бы, результат налицо: железная дисциплина, хорошая успеваемость… А дома ребёнок перестаёт разговаривать или наоборот становится чересчур вспыльчивым, агрессивным. Униженный и угнетённый, он думает о… Да только Бог знает, о чём он там думает, что чувствует.
«А ещё в нашей гимназии учителя проводят классные часы, посвященные профилактике суицидов…»