О возникновении дер. Большие Абакасы записано несколько преданий. Вероятно, достовернее сообщения об основании нового поселения выходцами из дер. Алман-даево (Упакасси) Мариинско-Посадского района. Первым прибыл богатей Тин
Дер. Сосновка (Хыркасси) основана, согласно преданию, примерно 300 лет назад родом Матака из дер. Норусово (ныне село Калинино Вурнарского района). Три семьи этого рода поселились в хвойном лесу и корчевали его под поселение и поля.
Пятью семьями из дер. Ишаки (ныне село Чебоксарского района), сообщает предание, была основана дер. Хом-Яндобы (Хумри Ишек). В переписных книгах начала XVIII века в Ишаковской волости Чебоксарского уезда числятся: дер. «Яндовова Сявалпоси тож», «той же деревни Яндововы, что живут на Хоме»; дер. «Первая Алина», «Первая Алина, что на Хоме»; дер. «Вторая Пичурина», «той же деревни Второй Пичурины, что на Хоме». Таким образом, переселенцами из Ишаковской волости были основаны не только Хом-Яндобы, но и другие селения Ибресинского района.
Об основании дер. Ибреси (теперь рабочий поселок, центр Ибресинского района) предание сообщает: «До сих пор бытует предание, что сюда как будто переселились четыре семьи с волжского берега из дер. Кукшум, бывшей близ Чебоксар. В то время чуваши еще не были крещены. Одним из переселенцев был Ибресь, главой второй семьи был Султан, третьей — Савкан, четвертая семья — вдова-старуха Уль с двумя сыновьями. Они тогда, в старину, селились не улицей, не вместе, а в лесу в разных местах. Там они корчевали деревья под пахотное ноле... У Ветлового оврага поселился Султан, у Погребного оврага — Савкан... На месте современной деревни осел сам Ибресь... Впоследствии более многочисленным стал род Ибреся. У него был сын Икунтей, от Икунтея родился Имэлле. Он крестился и был наречен Емельяном...».
О возникновении селений на Хоме сложено легендарное предание, не претендующее на достоверность, но весьма интересное для познания фольклорного образного мышления народа. Оно было записано К. А. Шуловым в 1928 году. Большое пространство земли, говорится в нем, называется Камаевым полем. Камай происходил из знатного рода. У чувашского богатыря Кабана был старший сын Юман. Камай же являлся старшим сыном Юмана, внуком Кабана. Как и свои предки, Камай был сильным и бесстрашным. У Камая было четверо сыновей: старший Кукшум, второй — Хум (Хом), третий — Патр (Батыр), четвертый — Киреметь. Жили они где-то в Присурье. Двое старших были женаты. Как Патру исполнилось 15 лет, Камай его также женил. И вот Камай решил переселиться со всем своим семейством на юг. Надо получить позволение и благословение отца. Юман говорит Камаю: «Переезжай. Простись с дедом Кабаном и поклонись дубу». Камай взял небольшой бочонок пива, шыртан (чувашскую колбасу — В. Д.) из медвежьего мяса, сушеную птицу и уехал к деду. Но деда в живых он не застал, а священный дуб рода был срублен приехавшими из-за Суры русскими.
Вернувшись из деревни деда, Камай с помощью отца изготовил около десяти телег. А лошадей у Камая было много своих да были еще лошади снох, полученные в приданое. Образовалось целое стадо скота. Как только сошел снег, по первому пути Камай с семейством тронулся в путь. При прощании отец дал Камаю жеребую кобылу, сказав: «Где эта кобыла ожеребится, там ты останешься жить навсегда».
Рабочих рук у Камая было 10 человек: сам с женой, три сына с женами, сын и дочь. Едут несколько дней. По пути строят дорогу, мосты. Одну речку назвали «Черная вода».
И вот отцовская кобыла ожеребилась, принесла кобылку. Камай говорит: «Прими, земля, мой хлеб, который я даю тебе в дар. Я приехал сюда жить, прими меня. И до тех пор не откушу куска твоего хлеба, пока ты не попробуешь сама».
Построили карду (ограду) для скота. Со второго дня началась корчевка и сев яровых. Выбирались лучшие места для легкой корчевки. Закончив яровой сев, принялись за устройство домов.
Камай сказал сыновьям: «Пока земля свободна, выбирайте места и стройте дома отдельно. По нашему следу могут приехать другие». С отцом остались старший сын Кукшум и младший Киреметь. Хом построил двор в двух верстах вверх по реке, Патр отошел на две версты на север от отцовской стоянки.
Прошло немного лет, а переселенцы зажили хорошо. У каждого из них было по стаду скота. Жили дружно, вместе пили пиво, с Присурьем связь поддерживали.
Но стали пропадать у них лошади. Поехали по следам— целые сутки. Крали юго-восточные люди. Камай решил поселить южнее себя чувашей, пригласив их с Присурья. Так и сделали.
Сам Камай с сыновьями занял очень много земли: в несколько лет невозможно было обработать. А новые жители все прибывали. Они стали завидовать Камаю и сыновьям и сговорились отнять у них лишнюю землю. Камай схитрил, заявив претендующим на землю: «Спросим у земли». В четырех углах Камаева поля, вырыв ямы, Камай спрятал своих сыновей. С соседними чувашами Камай ходил по углам своей земли и спрашивал у нее: «Земля, кому ты должна принадлежать?». Земля отвечала: «Камаю». Земля осталась за Камаем. Но младший сын Киреметь задохнулся в яме и умер. Киреметя похоронили. Его могила стала киреметем. Кто чем бы ни заболел, стал ходить на могилу Киреметя и просить избавления от хвори, бросая на нее монеты и куски хлеба.
Умер Камай, но имя его осталось: до сих пор земля, которую он занимал, называется Камаевым полем. Никто не может указать границы Камаева поля.
Кукшум жил со своей семьей, был богат и скуп. Хлеба у него было много, скота тоже. Кроме того, он имел большой пчельник. Деревня, которую он основал вместе с от-
цом, была названа Камайпольским Кукшумом, и до сих пор в народе известна под этим именем (ныне дер. Малый Кукшум Ибресинского района).
Хом тоже жил хорошо. Так как он жил в верховье речки, ее назвали Xум шыв (речка Хома), на которой и теперь работает 12 водяных мельниц. Патр жил восточнее Хома. Их селение назвали Хумпуд Патйръел —«деревня Батыра в верховье Хомы»—Хомбусь-Батырево (ныне село Ибресинского района).
«Прошло около 350 лет, а имена Камай, Кукшум, Хом и Патр не пропали, забыто только имя Киреметя, которое чтилось до 1870 года».
В основе этого предания реально то, что Камаево поле было предоставлено богатому человеку. Персонажи в нем, по всей вероятности, вымышленные, исходя из топонимов. Происхождение дер. Малый Кукшум, возможно, связано с Присурьем: в Ядринском районе имеется дер. Кукшум. Однако более вероятно основание дер. Малый Кукшум Ибресинского района переселенцами из села Кукшум Вурнарского района.
Заселение территории Батыревского района началось в последней четверти XVI века, хотя, как указывалось выше, дер. Именево существовала здесь еще в середине этого столетия. Второй раз в документах она упоминается как существующее селение в 1608/09 году, основанное выходцами из дер. Именево Чебоксарского уезда (ныне село Именево Красноармейского района).
В 1601/02 году ясачным чувашам Шигалеевской волости Свияжского уезда (ныне селения Шигалинского, Тегешевского и других сельсоветов Урмарского района) была отведена земля по речке Оборше, от устья речки Юхмысермы вверх по реке Буле. Здесь они основали дер. Полевые Шигали (Житницы). Вскоре ясачные чуваши Ю. Бетешев, К. Избяков «с товарыщи» «подле Булы реки, а в другую сторону Хирсерма речка» получили участок земли с условием платы оброка по полуполтине в год. В приходной ясачной книге 1618/19 года значится, что на диком поле на речке Оборше за старостой Ш. Шебердеевым, Б. Еналеевым «с товарыщи» пашни 150 десятин, сенокосов 100 десятин. Оброка уплочено 3 рубля 3 алтына 2 деньги (то есть 3 рубля 10 копеек) с пошлинами. Служилому чувашу Терюшу Тенеметеву, владевшему в дер.Тегешево (ныне Урмарского района) отцовским поместьем в 4,5 десятины пашни и 3 десятины сенокоса, в 1621/22 году было отведено в поместье «на диком поле в вершине
Булы реки на речке на Польской (то есть Хирсирма,— В. Д.), а по другую сторону Семся врага пашни и перелогу 35 чети в поле, а в дву по тому ж» (то есть 52,5 десятины). В 1625 году в документах упоминается дер. Тегешево на реке Буле (ныне дер. Тигашево Батыревского района). Согласно писцовой книге 1646—1648 годов, у дер. Полевые Шигали имелась дочерняя деревня на реке Буле — дер. Алеево, Полевое Тигашево тож, в которой числилось 16 крестьянских дворов. В 1671 году в бассейне Булы между речками Юхма и Оборша в Шигалеевской волости числились три деревни Шигали с 84 дворами, с 1428 десятинами земли (ныне четыре селения: Нижние Бюртли-Шигали Комсомольского, Верхние Бюртли-Шигали, Норваш-Шигали, Подлесные Шигали Батыревского районов). И предания сообщают об основании этих селений переселенцами из Шигалей с территории Урмарского района.
В 1602 году дер. Первое Янгильдино, Балдаево тож, на речке Малой Шатьме Кинярской волости Чебоксарского уезда (ныне село Исаково — Кёдён Шетмё — Красноармейского района) был отведен земельный участок по реке Буле. В переписной книге 1648—1650 годов указывается, что дер. Первое Янгильдино имеет на Буле дочернее селение —дер. Янгильдино (чувашское название— Шетмё). Предание сообщает, что деревни Янгильдино (Шетмё) и Бахтигильдино (Ишлё) основаны одновременно переселенцами из селений Шатьма нынешнего Красноармейского района. Оттуда прибыло 11 семей. На старом месте их притесняли царские власти, здесь же привлекали свободные земли и леса с их богатствами.
В 1607 году свияжские воеводы Я. М. Годунов и В. Б. Сукин отвели шести крестьянам-чувашам дер. Бакашево Чекурской волости (ныне деревни Передние и Средние Бокаши Мариинско-Посадского района) каждому на полъясака по 7,5 десятины пашни и 5 десятин сенокоса, по речке Хирсирма, впадающей в Булу. Здесь возникла деревня, названная также Бакашево. Позднее сюда подселились, согласно преданию, и крестьяне существовавшей рядом с дер. Нюргечи дер. Чака и дер. Твеняшево (ныне Комсомольского района).
Одним из старинных селений на Буле является село Батырево (Паторъел). По преданию, его основали переселенцы из дер. Богатыреве (Паторъел, ныне село в Цивильском районе). Позднее из Батырева выселилась дер. Малое Батырево.
В предании о возникновении села Сугуты (Сакат, Чаваш Сакачё) говорится, что это поселение основали чуваши, прибывшие из верховых Сугут, расположенных юго-восточнее города Чебоксар. Там есть речка Сугутка, впадающая в Чебоксарку. Переселенцы прибыли втроем. Вначале поселились за Симуновым оврагом, на горке, где теперь двор Ивана Васильева. Позднее один из них переселился в Сугут-Мижары. Одного из оставшихся звали Шаншакай, другого Ентимер. На месте современной деревни в те времена был лес с непроходимым болотом. Со временем болото высохло. Сюда и переселились потомки Шаншакая и Ентимера. Потомки первого заняли Большую улицу, второго — Ентимеров околоток. Так вначале возникли два околотка. Деревню назвали Сугутами, чтобы знали, откуда переселились. Позднее здесь стали поселяться небольшие деревни. Так, на месте нынешней фермы у леса появилась деревенька Вйрманъял. Потом она перешла в Сугуты. Место этой деревни мишары до сих пор называют Старым поселением. Вокруг Сугут сплошь были леса. Росли там очень большие дубы.
Один срубленный дуб приходилось увозить на двенадцати лошадях. Сугутцы под пахотные поля сжигали лес. На таких полях несколько лет подряд сеяли, урожаи получали отменные. Поэтому и деревня росла быстро. В ней появились новые околотки. Но и здесь чувашских крестьян держали в узде царские чиновники и духовенство. Из истории известно, что в XVII—XVIII веках в Чебоксарском уезде существовала Сугутская волость. Деревни, входившие в эту волость, ныне состоят в Чебоксарском районе. В волости имелась дер. Янгильдино, называвшаяся по-другому Сугут-Мунал (Сакат Манал). Теперь село Янгильдино входит в Кшаушский сельсовет Чебоксарского района и сохранило сокращенное чувашское название Манал. В документе начала XVIII века в Сугутской волости числилась, кроме дер. Янгильдино, другая деревня — «Янгильдино, что в степи на Шихирдане». Это и есть современное село Сугуты Батыревского района, расположенное на речке Шихирданке.
С территории Чебоксарского же района, из дер. Туруново (ныне село) были основатели дер. Туруново (ныне село) на Буле. Здесь в то время были дремучие леса. Вначале на поляне жили в землянках шесть семей. Однако они покинули это место. Вскоре сюда пришли четыре семьи чебоксарских туруновцев.
Предания повествуют, что деревни Большие Арабузи (ныне село Первомайское) и Малые Арабузи были основаны одновременно переселенцами из дер. Арабоси (ныне Урмарского района). К тому времени Туруново уже существовало. Туруновские женщины во время стирки белья увидели, что по Буле сверху плывут щепки. Сообщили мужчинам, и они из любопытства пошли вверх вдоль реки и только на другой день дошли до Малых Арабузей. Однако вначале возникли, наверное, Большие Арабузи. Жители этого села вплоть до 1916 года ездили в гости в дер. Арабоси к своим родственникам, и оттуда приезжали в Большие Арабузи. По месяцу жили в гостях.
Жители дер. Убеево и ее дочерних селений (на территории современного Красноармейского района) выступили в XVII веке зачинателями нескольких деревень в бассейнах Булы и Карлы. В 1621/22 году ясачные чуваши деревень Янмурзино и Досаево Убеевской волости Цивильского уезда оформили на оброк 1200 десятин пашни и 400 десятин сенокосов в бассейне Большой Булы, речек Юхмы и Оборши. Позднее, как видно из Цивильского перечневого списка Аранзбекова «с товарыщи» 1650/51 года, здесь же получили за службу и на шестирублевый оброк 900 десятин пашни и 300 десятин сенокоса 30 служилых чувашей Убеевской волости. По Буле возникло несколько убеевских селений. Но от них сохранилась лишь дер. Новоприписные Убей (в советское время дер. Красный Пахарь).
В 1666 году убеевские чуваши пожаловались симбирскому воеводе, что за отведенные им пашни и сенокосы по речке Арбуше от Шихирдана острова до реки Булы и по речке Юхме они ежегодно платят ясак и оброк, но ими завладели шигалеевские чуваши, которые половину этой земли отдали служилым татарам Сюндуку Булаеву «с товарыщи» (по-видимому, на этой земле возникла дер. Шихирданы, ныне село Чкаловское Батыревского района). Убеевцам, вероятно, не удалось отстоять здесь свои земли. Они продвинулись на юго-восток и на юг, основали дер. Начар-Убеево (ныне дер. Красномайск Батыревского района) и ряд селений на территории нынешнего Дрожжановского района Татарстана. Предания сообщают, что из селений Убей на Буле переселялись на реку Цильна. Здесь вначале возникла дер. Старые Убей. Первыми переселенцами были Чунай, Чурак, Чаман, Искандер. Затем, в середине XVII века, начала свое существование дер. Базарные Убей (ныне село), позднее — Малые Убей (Тархан), Новые Убей.
Дер. Новое Бахтиарово (Ватаел) на левом берегу Булы образовали переселенцы из дер. Бахтиарово (Ватаяль), что ныне в Янтиковском районе. Согласно одному преданию, вначале переселился род Тиммы, по другому — Пухтил.
Дер. Старое Котяково, по преданию, основали 350—400 лет назад переселенцы из дер. Котяки (ныне дер. Топнеры Цивильского района). Позднее из Старого Кютякова выселились в лес несколько семей и образовали дер. Новое Котяково. Возглавлял переселенцев крестьянин Трень, от имени которого деревня получила чувашское название Тёрёньял.
В начале XVII века из дер. Старое Ахпердино (ныне Канашского района) прибыли на Булу старик Еливан, Салма и Кыдра, затем Сеприхав со своими родственниками, всего семь семей (по другому преданию—12 семей). Вначале они разместились на левой стороне Булы, на ее старом русле. Но поселение здесь затопляло весенним разливом. Кроме того, в деревне совершали кражи ново-бахтиаровцы. Поэтому она переместилась на правую сторону Булы. Деревня сохранила название материнского селения — Старое Ахпердино.
Согласно преданиям, начало дер. (ныне село) Новое Ахпердино (Щёнё Ахпурт) положили переселившиеся из дер. Аниш-Ахпердино ; семьи Тукшика, Паршика и Утеша. Теперь же в Новом Ахпердине 600 дворов. Это село имеет свои дочерние селения: то ли в 1864 году 13 дворов, то ли в 1882 году 27 дворов выселились в дер. Булаково, а в советское время, при организации колхозов выселилась дер. Козловка (инициатором образования нового поселения был Александр Козлов, ставший первым председателем колхоза в этой деревне, названной по его фамилии).
В юго-восточные и южные районы Чувашии переселились и чуваши левобережного Казанского уезда — Приказанья и Заказанья. В 1623/24 году безъясачные чуваши Казанского уезда Байгирей Баишев «с товарыщи» подали казанским воеводам челобитную, чтобы им отвели на 40 ясаков незанятые земли по реке Буле, речкам Семсе и Хирсирме. Просители обещали «впредь с тое земли в государеву казну денежный ясак и посопной хлеб платить с сорока ясаков по тому ж, по чему казанская чуваша и черемиса платят». Посланный на реку Булу из Казани дворянин О. Зюзин обнаружил, что у 15 ясачных чувашей дер. Тегешево (ныне дер. Тигашево) имеется излишней пахотной земли 1027,5 десятины и сенокоса 235 десятин, у служилого чуваша Т. Тенеметева — излишней пашни 910,5 десятины и сенокоса 155 десятин. По ввозной грамоте казанского воеводы С. В. Головина от 30 января 1625 года указанная излишняя земля была отведена 40 чувашским крестьянам Казанского уезда. Переселенцы образовали дер. Баишево Казанского уезда за речкою Хирсирмою, на речке Семсе (ныне село Балабаш-Баише-во).
Согласно документу, челобитную подал Байгирей Баишев, то есть сын Баиша. В предании же как основатель деревни выступает один Баиш, а другие жители деревни поселяются позже. Возможно, до оформления земли на ясак нашел место и поселился Здесь один Баиш. «Чуваш по имени Баиш,—говорится в предании,—задумал оставить родные места, найти свободную, никем не занятую землю в дремучем лесу и основать там деревню. Оставив селение предков, он направился на юг искать свободную землю. Долго он шел. И в лесу он увидел огромную старую сосну. Взобрался он на нее спел песню и увидел в восточном направлении, недалеко от сосны, красивую поляну.
Он занял ее и построил дом. Корчуя лес, заимел пахотное поле. И другие чуваши стали прибывать, к нему, ставить дома и корчевать лес под пашни. Так появилась новая деревня, названная, в честь первопоселенца Баишевом. Старую сосну Баиш объявил киреметем и завещал: «Как я умру, вы, поминая меня, у старой сосны зажигайте свечи, делайте жертвоприношение и, угощаясь, говорите: «Благодарим тебя, Баиш-пичей». По его смерти жители деревни выполняли завет Баиша. Со временем сосна высохла, но чуваши продолжали почитать ее пень».
В 1625 году казанские воеводы выдали ввозную грамоту безъясачному чувашу волости Красный Яр Галицкой дороги Казанского уезда Матаку Мангесеву на пустошь на реке Буле между речками Шурбут и Хирснрма с правом «прибирать товарищев». Мангесев должен был платить пол-ясака. В следующем году на этой пустоши поселилось пять новых дворов: из волости Красный Яр два двора, из дер. Ахпердино три двора, каждый из которых обязывался платить по пол-ясака. Здесь была основана дер. Матаково, Курманаево тож, в которой в 1678—1679 годах числился 51 двор. Но из-за притязаний соседних селений на ее земли дер. Матаково вынуждена была переселиться на реку Бездну (ныне чувашское село Матаково Дрожжановского района Татарстана).
В 30-х годах XVII века сотник Сундырской волости Кокшайского уезда чувашский тархан Абяк Охтеев творил бесчинства в отношении крестьян волости. В эту волость входили деревни Сундырь, Сотниково (Торханкасы), Атыково (Большое Маклашкино), Тинсарино (Чермышево), Теньгесево (Ящерино), Астакасы, Большое Шигаево (Сундырьпось), Малое Шигаево, Сутчево, Мукрукасы, Алдбуши (они были расположены на территории современного Мариинско-Посадского района). Часть земель дер. Алдбуши Охтеев передал кокшайскому помещику Я. Братскому. «От Абяков изгони» из многих селений «ясачные люди, покиня свои земли, перенеслись жить на новые земли в поле». Конечно, были и другие причины для переселения крестьян этой волости в дикое поле — на речки Шелепшур, Поварня, Тюнсюрка, впадающие в Булу. Переселенцами из Сундырской волости были основаны селения Тарханы (Сундырь), Верхнее и Нижнее Турмышевы, Верхнее и Нижнее Атыковы, Верхнее и Нижнее Тюнсюревы (Сундыри, в 1955 году слившиеся с дер. Ситачи).
Основателями дер. Алманчиково (ныне село), согласно преданию, были три брата — Айдар, Турай и Суйган из дер. Алманчино (ныне село Красноармейского района).
Семеро ясачных чувашей дер. Сиделево Цивильского уезда (ныне Канашского района) еще до 1651 года имели оброчные земли по реке Буле и речке Парсе. В том году они получили разрешение цивильского воеводы переселиться на эту оброчную землю с сохранением рублевого оброка и наложением на них вновь трех с половиной ясаков, с которых взималось 1 руб. 5 коп. деньгами, 21 пуд ржи и столько же овса. На этой земле возникла дер. Сидели.
На месте села Большое Чеменево и в его окрестностях стоял черный лес. Первые жители прибыли с Волги— из дер. Упамсар, сбежав от гнета богатеев. Вначале в деревне было семь дворов, расположенных в местности Херен рет. Отсюда до речки было далековато. Зимой одна женщина пошла стирать белье на речку. Не вернулась: замерзла. В следующем году вся деревня переселилась на речку.
Дер. Татмыш-Югелево основана, по преданию, сыновьями Ахмала: Тукой, Телявом, Чакой и еще четвертым сыном, имени которого не помнят, прибывшими из дер. Татмыши, существовавшей на территории Канашского района (теперь село Ачакасы, деревни Средние и Нижние Татмыши).
Деревне Чувашские Ишаки положил начало род Шуруха более 200 лет назад, переселившийся из дер. Ишаки (ныне село Чебоксарского района).
Уже приводилось несколько случаев выделения дочерних селений от деревень, возникших на территории Батыревского района. Предание сообщает еще об одном случае: по-видимому, в первой половине XIX века из дер. Кокшаново выселилась в редколесье дер. Шаймурзино (Сёньял).
Перейдем на территорию Шемуршинского района.Документ свидетельствует, что в 1607/08 году чувашам Князь-Аклычевой сотни Свияжского уезда «на диком поле за новой Чебоксарской засекой возле речки Безны..., а по Безне вверх по одной по левой стороне, а с вершины до речки Чиллы, а от Чиллы до речки Чюргуш..., до Большой Шамуржской дороги..., до речки Шиланлы» были отведены земли с условием платежа ясака. По-видимому, судя по топонимическим ориентирам, они основали здесь дер. Асаново. Однако предание сообщает, что в Асаново переселились из дер. Асаново (ныне Комсомольского района). Первые жители заняли местность Ана валли (Для пашни). Они прибыли сюда, чтобы скрыться от царских властей, но их и здесь вскоре обнаружили. На первом месте было трудно с водой, и деревня переехала на реку Бездну. Позднее к ним подселились татары из трех деревень — Долгого Острова (ныне Батыревского района), Мочалея и Шланги (ныне Дрожжановского района Татарстана).
Еще до 1635 года чуваши Галицкой дороги переселились в дер. Булу на реке Буле. Здесь уже состоял 61 двор, земли не хватало. В 1635 году 13 крестьян получили от казанского воеводы И. П. Шереметева ввозную грамоту на занятие в 20 верстах «в Нагайской степи по Черной речке», впадающей в Бездну, а также по речкам Бучурле и Буколе пустоши на 12 ясаков. Сюда же, как сообщает предание, переселились некоторые крестьяне из дер. Баишево. Возникла деревня (ныне село) Бичурга-Баишево.
Селения под названиями Шемурша возникли еще до 1661 года. В том году крестьяне-марийцы «польских» (то есть степных) деревень Чюмаршинской волости Кокшайского уезда подали челобитную воеводе М. В. Шокурову о том, что на их ясачной пашенной земле поселилось 40 дворов мещеряков. «Польские деревни» Чюмаршинской волости были расположены в верховьях Карлы, Малой Карлы и Большой Карлы. Сюда из г. Кокшайска (ныне село на левой стороне Волги напротив Мариинского Посада) были направлены подьячий и толмач. Они восстановили старые грани земель «польских деревень» Чюмаршинской волости. Название селений Шемурша происходит от топонима Чюмарша. Население селений Шемурша в настоящее время в основном чувашское. Но известно, что в «пригородных деревнях» Чюмаршинской волости, расположенных на левобережье Волги, проживали марийцы. Основатели селений Шемурша были, по-видимому, марийцы, но в дальнейшем прилив чувашских крестьян в эти селения привел к ассимиляции марийцев чувашами.
Предания же объясняют происхождение селений Шемурша иначе. По одной записи, в дер. Карабай-Шемурша переселились из села Шемурша. По другой, сюда переселился верховой чуваш Танай с женой, сыном Юманом и двумя дочерьми. Они ехали за своими двумя быками. Ехали долго. Как быки, напившись, начали есть траву, Танай на этом месте основал деревню. Основателями дер. Трехиз-Шемурша, повествуют предания, были трое, от которых до сих пор идет три потомства (тахам). Поэтому деревню назвали Вищё пурт (Три избы). Одним из первожителей был чуваш-язычник Мэтрик из дер. Тури-Выла (ныне Аликовского района). Он прибыл с матерью Эсен-ке и обосновался в Кахарлинском овраге. Его потомки образовали Чавашкасси (Чувашский околоток). Другой переселенец был из Казанского уезда. Его звали Сава. Вначале он поселился между Кахарлинским оврагом и Куршанкой. Но там проходила дорога. Проезжавшие воинские отряды не давали покоя. И он переселился на левую сторону оврага Видпурт. Третий переселенец как будто происходил из дер. Старая Шемурша (в оригинале— Шалти Шамаршй), поэтому деревню назвали Трехизб-Шемурша. В дер. Новую Шемуршу переселились 280 лет с лишним назад из Карабай-Шемурши.
Согласно преданиям, и село Трехбалтаево, и дер. Чепкас-Ильметево основаны переселенцами из дер. Убей на Буле. «Лет триста назад,—Записано в 1969 году в селе Трехбалтаево,—у большого озера была дер. Убей. Там жил один богатей, Убеев, говорят. Убеев был очень злым человеком, кто выступал против него, того по его указанию тотчас связывали и избивали, говорят. И сыновья его, Палтай и Ильмет, были злыми. Однажды приглашает их отец и говорит: «Вы теперь выросли, можете убраться, куда глаза глядят». Дает им по гнедому коню. Оба сына, садятся на коней и едут в глубь леса верст на пятнадцать. Оба, соперничая, начали присваивать себе землю. Как Палтай доехал до речки Чапкас, его конь повредил ногу. Поэтому Ильмет захватил земли много, а Палтай — поменьше». На этих землях возникли два указанных селения.
Дер. Байдеряково, по преданию, основали переселенцы из дер. Байдеряково. Сюда переехало и несколько крестьян из дер. Новое Булаево (ныне оба селения в Яльчикском районе).
Дер. Старые Чукалы была мордовской и к 1672 году запустела. Запустение деревни, по-видимому, было связано с участием ее жителей в разинском движении. В 1672 году десяти безъясачным чувашским крестьянам дер. Янишево Арийской волости Свияжского уезда (по-видимому, такая деревня существовала на территории Козловского района) было разрешено занять земли Старых Чукал с условием платежа оброка по 10 рублей 15 алтын 1 деньге (10 руб. 45,5 коп.) в год. Так возникли чувашские деревни Старые и Новые Чукалы. Позднее на указанной земле русскими крестьянами была основана дер. Русские Чукалы.
Чувашские крестьяне северной и центральной Чувашии вместе с русскими, татарскими и мордовскими крестьянами участвовали в заселении территории, ныне входящей в Дрожжановский, Буинский, Тетюшский районы Татарстана, Цильнинский район Ульяновской области.
Уже в конце XVI века чуваши начали переселяться в бассейн реки Карлы. Интересна в этом отношении история возникновения дер. Кошки-Новотимбаево (ныне село в Тетюшском районе Татарстана)—родины просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева. В 1593/94 году ясачные чуваши Кошкинской волости (она состояла из деревень Кошки-Чурашево, Кошки-Байгеево, Кошки-Аксеново, Булдеево, Куликеево, Тинговатово) Цивильского уезда Тинбай и Кизылбай Янышевы «с товарыщи» переселились из-под Цивильска на реку Карлу (в документе река Хирла) в дикое поле, получив здесь на ясак землю, и основали дер. Тинбаево, названную так по имени Тинбая Янышева. Она была расположена на месте современного русского села Тимбаево, которое теперь входит в Буинский район Татарстана и находится в 4 километрах южнее дер. Шемалаково Яльчикского района Чувашии. В дер. Тинбаево крестьяне-чуваши жили в течение всего XVII века. К 1705 году они оставили здешние земли и переселились на речку. Кильна (по-чувашски Канна) и основали дер. Ново-Тимбаево (по-чувашски Канна Кушка), позднее названную Кошки-Новотимбаево. На месте бывшей чувашской деревни Тимбаево на реке Карле в 1705 году поселились русские крестьяне Семен Макарьев «с товарыщи... на ясаке ж».В настоящее время имеется чувашских селений в правобережных районах Татарстана: Дрожжановском — 22, Буинском — 30, Тетюшском — 18, Апастовском — 5, Верхнеуслонском — 10 (некоторые — русско-чувашские); в северных районах Ульяновской области: Цильнинском — 16, Сурском — 1.
Дозорной переписью чувашской деревни Пролейкаша (недалеко от города Тетюши) 4 августа 1618 года было зафиксировано 40 дворов. Селение было образовано беглыми ясачными чувашами за семь лет до дозора. Большинство крестьян здесь проживало от 2 до 3 лет. 20 дворов оказались прибывшими из Свияжского уезда, 10—из Цивильского, 7 — из Чебоксарского, 2 двора — из Курмышского и 1 — из Кадомского уездов. В дозорных книгах 1619 года Пролейкаша называется «чювашской и латышской деревней». Здесь, вероятно, были поселены пленные латыши.
Крестьяне-чуваши дер. Рунги Цивильского уезда, расположенной на реке Цивиле ниже города Цивильска, Чурач Шахмурзин, Коняч Собаков, Ахтул Адовов, Толубай Толказин и Ищерек Имишев в сентябре 1641 года подали цивильскому воеводе В. Б. Лихачеву челобитную, в которой писали, что чувашу дер. Салтыганово (ныне село Богатыреве Цивильского района) Янговату Чюрову были даны пашни и сенокосы по обе стороны реки Карлы из оброка по 10 алтын в год. Ввиду смерти Я. Чюрова названные крестьяне просили дать им его земли на ясак и оброк. В октябре того же года эта земля была отведена им с условием платы 2,5 ясака и прежнего оброка. Здесь вскоре ими была основана дер. Рунга на реке Карле (ныне Буинского района Татарстана).
Основанная в 60-х годах XVII века чувашская деревня Шланга (ныне Дрожжановского района Татарстана) состояла из семей, ранее проживавших в деревнях Тимирч-касы, Нюргечи, Рунга и Мураты Цивильского уезда, дер. Янбахтино Чебоксарского, деревнях Ектерово и Утинское Свияжского, Сундырь Кокшайского и Бишево Казанского уездов. Собравшиеся в этой деревне крестьяне-чуваши показали, что «сбежали они с женами и с детьми, покиня свои старые жеребьи и с тех деревень не в давных летех».
В XVII веке царское правительство переселяло значительное число служилых чувашей и татар на Карлинскую засечную черту, отводя им довольно большие участки земли (до 75 десятин одному служилому) на правах поместного владения. Так, еще в первой половине XVII века служилым чувашам Богдашке Ахтаеву и другим было пожаловано по 30 десятин на человека. Они основали дер. Богдашкино (ныне Богдашкинского района Ульяновской области). Аналогичным образом служилыми чувашами были основаны селения Альшихово (ныне Буинского района Татарстана), Малые Убей, Старое Ильмово, Новое Ильмово, Дуваново, Чувашское Дрожжаное и др. (ныне Дрожжановского района Татарстана).
Мы привели документальные свидетельства о возникновении селений Рунга и Альшихово нынешнего Буинского района. Рядом с ними расположено село Тиньгаш (Тин-кеш). Записанное в конце XIX века предание дает фольклоризированную версию возникновения этих селений: «Старожилы рассказывают, что основателями деревень Рунга, Альшихово и Тингаш были три брата — чуваши Рунг, Алшик и Тиньгаш. Выселились они из дер. Рунга Цивильского уезда Казанской губернии. Рунг поселился на правой стороне реки Карлы, а другие два брата — на левой стороне. Первому, как старшему, отдана была вся земля, находящаяся по правую сторону реки, а последние получили землю по левую сторону реки.
Они пользовались ею сначала совместно, но потом вздумали разделить ее. При дележе между ними возник спор относительно участка земли, находящегося теперь между деревнями Альшихово и Тиньгаш. Чтобы положить конец этому спору, они сделали между собой такой уговор: выпить вдвоем четверть вина и кто после этого сможет залезть на дерево, того и будет спорная земля. И вот они сели под одной большой сосной и стали пить вино из двух ковшей. Тиньгеш исполнил уговор в точности и по доброй совести, но Алшик был хитер и, когда Тиньгеш угощался по всем правилам, он незаметно выливал вино в рукав кафтана. В результате оказалось то, что Алшик свободно залез на сосну, а Тиньгеш не мог и с земли подняться. Таким образом спорный участок остался в пользу Алшика. После этого все три брата стали жить отдельно и их потомки образовали три селения: Рунгу, Альшихово и Тиньгаш. Через сколько-то времени в этих деревнях поселились новые выходцы — чуваши из дер. Кошлауши Цивильского
же уезда. Чуваши и теперь еще различают, какие семьи произошли от первоначальных основателей этих селений и какие то кошлаушских выходцев.
Говорят, что деревни Рунга и Кошлауши в Цивильском уезде существуют и теперь». Под Кошлаушами, вероятно, подразумевается дер. Имельдешево, существовавшая под Цивильском. I Дер. Чураково (Кипеккасси) Буинского района Татарстана, как сообщает предание, образовано переселенцами из-под Чебоксар — из деревень Кибек и Чурачики. Они сюда прибыли в поисках хорошей земли. Первым приехал чуваш Нунна из Кибека, говорят. В те времена здесь вдоволь было и лесов, и лугов. Как только Нунна поселился здесь, он на речке у леса построил мельницу, говорят. У него было 15 лошадей, 20—30 коров, стадо овец. И работников (тарда) у него было много. От Нунны ведут продолжение роды Убы и Мигулая Хури. За Нунной сюда переселились и другие. Деревня все росла. Одни называли ее Чурачиками, другие — Кибеккасы. Старики и теперь помнят, как чураковцы ездили в Чурачики и Кибек в гости, и оттуда приезжали гостить в Чураково.
Деревни Алынеево и Эдремен (в 70-х годах XIX века они слились в одно село Алыпеево, ныне Буинского района) были основаны, по преданию, беглым солдатом Элшелем и беглым бурлаком Эдременем. Вначале они жили в шалашах. Эдремен ловил рыбу. К ним подселились и другие чуваши, сбежавшие от притеснений бар. Построили дома, стали обрабатывать землю.
Предания рассказывают об основании ряда чувашских селений Дрожжановского района Татарстана и Цильнинского района Ульяновской области переселенцами с территорий Комсомольского, Батыревского и Шемуршинского районов.
В конце XIX века в дер. Чирикеево Верхне-Тимерсянской волости Симбирского уезда записано предание о том, как казна перевела из села Старые Чукалы (ныне Шемуршинского района) трех чувашей с их семьями и водворила на то место, где теперь стоит дер. Чирикеево (ныне Цильнинского района Ульяновской области). Эти чуваши Кучанбай, Кучат и Ахми считаются родоначальниками деревни. «Поселились они тремя гнездами, которые потом разрослись в большую деревню... Время возникновения этой деревни не известно. Предание говорит, что Кучанбай, Кучат и Ахми умерли язычниками. Это было «еще далеко до Пугачева», говорят местные старики».
Три-четыре семьи из дер. Шерауты (ныне село Комсомольского района) переселились на речку у старого городища. Их поселение получило название Городище (Хуладырма). Оно расположено в Дрожжановском районе.
В этом же районе имеется чувашская деревня Новые Шигали. Она, по преданию, возникла 290 лет назад. Сюда первыми переселились трое братьев — Акачик, Пиктимер и Марьям из дер. Подлесные Шигали (ныне в Батыревском районе). У братьев пропал бык. Разыскивая его, они дошли до реки Цильны. Местность им очень понравилась, и они с семьями переехали сюда, основали дер. Новые Шигали. Вначале она разместилась на берегу Цильны. Но здесь жителей часто тревожили воры. И деревня переехала на новое место — на речку, что восточнее прежнего поселения. В старину жители Подлесных Шигалей и Новых Шигалей общались, знали своих родственников.
В XVII веке в южной и юго-восточной частях Чувашии возникли несколько селений служилых мишарей (мещеряков). Их предки во второй четверти XV века были переведены московскими князьями из центра Золотой Орды — города Сарая и других городов в Мещеру и образовали вассальное Касимовское ханство внутри Русского государства. Сарайские татары здесь смешивались с мещеряками — финно-угорским населением, в результате чего образовались татарояэычные мишари. (Большинство мещеряков слилось с русскими.) Мишари являлись служилыми людьми. Многие из них еще в XVI веке были переведены в район Сергача, Курмышский уезд, затем и в Алатырский уезд. Оттуда они, как служилые люди, переводились на засечные черты юго-востока и юга Чувашии. Мишарями были образованы селения Токаево и Урмаево (ныне Комсомольского района), Большие Шихирданы (ныне село Чкаловское), Малые Шихирданы, Татарские Сугуты, Татарские Тимяши (ныне Батыревского района), Ишмурзино-Суринск (ныне Яльчикского района). В южную часть Чувашии проникло также незначительное количество мордвы.
Некоторые чувашские селения, возникшие на территории Свияжского и Тетюшского уездов, как сообщают предания, по принятии их жителями ислама превратились в татарские. Еще в 70-х годах XIX века И. А. Износков писал: «Несколько селений Свияжского уезда, например, Ачасыры, Большое Русаково, Янгильдино, и многие татарские селения, занимающие юго-западную часть Тетюшекого уезда, по уцелевшим в них памятникам и народным сказаниям, были первоначально заселены чувашами, из которых многие отатарились». Действительно, как значится в переписных книгах Свияжского уезда II ревизии (1746 года), в деревнях Исаково (Асаково), Деушево, Атабаево (Атабаи-Анкеба), Алькеево, Старое Тябердино, Большое Тябердино, Старое Чутеево, Старый Курбаш, Хозесаново проживали чуваши, а через сто с лишним лет их жители числятся татарами. О татарах дер. Алькеево в 1900 году записано: «Есть предание, что предки их были прежде именно чуваши... Доказательством тому служит то, что у некоторых чуваш Байглычевского прихода имеются между алькеевскими отпадшими татарами давнишние близкие и кровные родственники: дядья, тетки и прочие. Из слов стариков чуваш видно, что женщины алькеевских татар в старину носили чисто чувашские костюмы — сурбаны, хушпу и прочее. Они прежде варили пиво, звали чуваш в гости и сами ездили к ним по обычаю чувашскому, чего уже ныне между ними не совершается. Таковых... татар вблизи Байглычева найдется немало, напр.: дер. Кукшум в старину была чувашская... что подтверждается преданиями чуваш всех окрестных деревень».
Исторические, преимущественно историко-топонимические предания, рассмотренные в настоящей главе с привлечением некоторых документальных данных, достаточно полно и рельефно свидетельствуют о широкомасштабном процессе заселения юго-восточной и южной частей Чувашии в конце XVI—начале XVIII веков, имевшем большое значение в расширении территории обитания и этническом развитии чувашского народа.
Предания данной тематики обычно начинаются с описания местности (степей, лесов, полян, рек, озер), где возникло новое поселение, содержат указания на давность (приблизительно сколько лет тому назад) его основания. В них в основном правильно называются материнские селения северной и центральной Чувашии, основавшие дочерние селения в степной и лесной зонах ее юго-восточной и южной частей.
Нередко приводятся имена первых поселенцев, которые, как правило, оставили следы в микротопонимии селений. В некоторых преданиях указываются причины оставления материнских селений переселенцами: малоземелье, непосильный гнет царизма и местных богатеев, притеснения чиновниками, захват земель помещиками, стремление к свободе, воле. Большинство преданий говорит о легальном, с разрешения властей, основании новых деревень ясачными чувашами с условием платежа ясака или оброка за землю или служилыми чувашами с условием несения военной службы. Ряд преданий повествует об образовании поселений беглыми крестьянами. Предания описывают преодоление социальных, хозяйственных и бытовых трудностей, возникавших при основании деревни, ее застройку, случаи перемены мест поселения из-за естественных неудобств, частых ограблений жителей, близости больших дорог, пожаров и т. п. причин. Особенно интересны сюжетные предания, достоверно излагающие все этапы основания нового поселения.
Предания, как и документы, свидетельствуют о том, что в. заселении юго-восточной и южной частей Чувашии в основном участвовали крестьяне территории, ныне составляющей Янтиковский, Урмарский, Козловский, Мариинско-Посадский, Канашский, Цивильский, Красноармейский, Чебоксарский районы, а также левобережные ясачные чуваши Приказанья и Заказанья. Вновь возникшие в степном диком поле и лесах Присурья чувашские деревни десятилетиями не теряли, из-за консервативных порядков управления, административной связи с материнскими деревнями, числились в составе северо-восточных и центральных чувашских волостей. Между крестьянами материнских и дочерних деревень долгое время поддерживались родственные связи. Некоторые новые деревни состояли из переселенцев из нескольких материнских селений. Чувашское население территорий современных Моргаушского, Ядринского, Аликовского, Красночетайского и Шумерлинского районов, занятое освоением присурских лесов, в конце XVI—XVII веках не переселилось в дикое поле юго-востока и юга Чувашии.
Большинство историко-топонимических преданий о заселении юго-восточной и южной частей Чувашии — фактографические, хроникальные реальные сообщения. Сюжетных рассказов относительно мало, единичны легендарные повествования. Распространенным фольклорным мотивом и здесь остается выбор местности под поселение: следуя за быком, коровой, редко — лошадью. Часто встречаются мотивы об основании деревни или трех селений тремя братьями, о том, что о возникновении деревни жители других селений узнавали по щепкам, плывущим по реке.
Предания о возникновении селений в юго-восточной и южной частях Чувашии хранят народную память о большом трудовом подвиге чувашских крестьян в освоении новых земель, развитии производящего хозяйства в условиях мирной жизни и устойчивого правопорядка, установившихся после мирного присоединения чувашского народа к Российскому государству, являясь свидетельством прогрессивного значения этого крупного исторического акта.
Историко-топонимические предания о заселении юго-восточной и южной частей Чувашии несли информацию об истории поселения, о его славных людях — первопоселенцах, имели большую познавательную ценность, играли значительную роль в трудовом и патриотическом воспитании новых поколений. В обобщающем виде эти предания раскрывают один из больших этапов истории расселения чувашского народа.