Во многих преданиях о возникновении выселков отмечается, что варман дунтарса она туна «под поля расчищали лес путем выжига». В микротононимии материнских и дочерних селений встречаются названия полей Вутлан(а)— «Сожженное». Есть и выселки под такими же названиями. Так обозначались пахотные участки, освобожденные от леса древним подсечно-огневым способом
Весьма многочисленны названия полей в сочетании со словом ёшне (ашне). В словарях оно обычно переводится как «поляна». На наш взгляд, такой перевод не точен. В. Г. Егоров в «Этимологическом словаре чувашского языка» сравнивает ёшне с орхоно-енисейским и татарским словом ышна «расчищенное для посева место в лесу, подсека, выжиг». Корень слова ашне [ёшне — аш — означает, по-видимому, «жечь». Словом ашне, вероятно, обозначали поле, освобожденное от леса путем выжига. Правильнее будет переводить ёшне/ашне в значении «выжиг». Названия полей указываются в такой форме: Анчак ёшни — «Выжиг Анчика», Айтар ёшни — «Выжиг Айдара», Иттан ёшни—«Выжиг Итана», Риван ёшни—«Выжиг Ривана», Ирсе ёшни — «Выжиг эрзи», Мйн ёшне — «Большой выжиг», Вирам ёшне — «Долгий выжиг», Йёкел ёшни — «Желудевый выжиг» и т. д.
На землях материнских деревень и выселков для обозначения полей и лугов широко употреблялось слово хартна. Следует разобраться в смысле этого слова. Здесь харт означает «доводить дерево до того, чтобы оно засохло на корню».
Полагаем, что чувашские крестьяне, нанося на стволы деревьев кольцевые рубцы, вначале добивались, чтоб они засыхали. Только после этого деревья вырубались. При таком способе расчистки леса легче корчевать сухие пни с корнями. Хартна условно переведем «корчевка». Названия полей и лугов со словом хартна в топонимических преданиях встречаются в сочетании с личными именами, указывающими, кто сушил и корчевал деревья, с существительными или прилагательными, показывающими, где и какой лес корчевали,1 какую форму имело расчищенное место, под какую культуру расчищали лес: Лавуй хартни — «Корчевка Лавуя», Уплей хартни — «Корчевка Уплея», Сокай хартни — «Корчевка Со-кая», Питрух хартни — «Корчевка Питруха»; Яку харт-ни — «Корчевка Якова», Карила салтак хартни — «Корчевка солдата Гаврилы», Касак хартни — «Корчевка казака», Шывла- хартна— «Корчевка влажной : Местности»,
Хартна вар — «Раскорчеванная ложбина», Киремет хартни— «Корчевка на киремети», Авйс хартни — «Корчевка осинового леса», Сырла хартни — «Корчевка ягодного места», и т. д.
В микротопонимии изредка встречаются названия со словом каклана, в прямом смысле обозначающим «корчевку, выдирание с корнем»: У рай каклани — «Корчевка Урая», Вырас каклани — «Корчевка русского». Редко встречаются также названия полей со словом касни «вырубка» и удси «чищоба»: Карнатун касни — «Вырубка Карнатуна», Парас удди — «Чищоба Параса», Эльмен удди — «Чищоба Эльменя» и т. п.
С сокращением бортничества чувашские крестьяне в XVIII веке стали вырубать под пашни бортевые участки в лесах (с «дельными деревьями»), являвшиеся их вотчинами (передавались по наследству). На землях как материнских деревень, так и выселков часто встречаются микротопонимы со словом пыллах «место борти», т. е. участок леса с бортевыми деревьями, с которых собирали мед диких пчел: Ентер пыллахё— «Ендерова борть», Пыллах варе — «Бортевая ложбина», Чаман пыллахё — «Чаманова борть», Киве пыллах—«Старая борть», Мулкач пыллахё — «Зайцева борть». При упоминании этих урочищ предания обычно замечают: «Там был лес, его срубили». Все это указывает на то, что до XVIII века на месте поля или луга были бортные ухожаи чувашских крестьян. В некоторых словарях пыллах переводится как «поляна», что нам представляется неверным.
Некоторые сельские общины имели общественные участки (порядка 7—10 десятин), которые назывались ём-пулёх дёре. Такие участки не распределялись по наделам, они засевались обществом, и урожай с них использовался на общественные цели. Иногда на таких участках возникали выселки (например, выселки Пизеры и Шлан, входящие ныне в Аликовский район).
В топонимических преданиях указывается на названия полей и лугов со словом парлак—«залежь»: Парлак уйё, Парлак хирё — «Залежное поле», Парлак пусси — «Залежный загон», Парлак улахё, Парлак даранё — «Залежный луг», Парлак варё—«Залежная ложбина», Парлак айкки — «Залежная сторона». Парлак шурё — «Залежное болото» и т. п. Эти названия свидетельствуют о том, что чувашские крестьяне продолжали в какой-то мере практиковать залежную систему полеводства: поле засевали несколько лет подряд, после чего давали ему отдыхать два-три года (возможно, и больше).
Чувашские крестьяне в XVI—XVII веках почти повсеместно, в XVIII столетии реже огораживали свои поля от потравы скотом. Предания и топонимика указывают на многочисленные названия полей типа Покшик карти— «Ограда Покшика», Ольтура карти — «Ограда Ольтуры», Петен карти — «Ограда Петена», Распа карти — «Ограда Распы», Шокка карти — «Ограда Шоки», Лохта карти — «Ограда Лохты», Мирон карти — «Ограда Мирона», Сён карта — «Новая ограда», Качака карти—«Ограда от коз» и т. д. В одном из преданий сообщается, что на земле дер. Нижний Магазь (ныне Чебоксарского района) имеется поле под названием Теш карти—«Ограда Теша». Это поле в старину было огорожено крестьянином по имени Теш. На лугах села Богатырева (ныне Цивильского района) есть урочище Патти карти. «Участок под таким названием являлся земельным жеребием чуваша Патти. Чтобы не было потравы посевов от скота, Патти огородил свою землю». В XVIII веке, когда с введением подушного обложения в сельских общинах начались периодические переделы земли между крестьянскими дворами и появились общие поля, начали огораживать их совместными усилиями крестьян. Каждый домохозяин должен был содержать в исправности определенное количество звеньев в общей ограде.
Если из-за неисправности звеньев какого-либо крестьянина в поле попадал скот и повреждал хлеба, то его, говорит предание, привлекали к суду общины, который иногда выносил решение такого рода: отрезать волосы у супруги подсудимого и ими завязывать столбы и жерди ограды.
Об образовании дочерних селений — выселков — в северной и центральной Чувашии записаны сотни историко-топонимических преданий. Некоторые предания указывают лишь имена основателей, но не сообщают, из какой материнской деревни выселились. Часть преданий приписывает основание выселков беглым крестьянам. Многие предания точно указывают, жителями каких материнских селений или ранее возникших выселков образованы новые выселки. Почти во всех преданиях сообщается, что выселки возникли в лесу, путем расчистки участков под усадьбы, пашни и луга. Имеется возможность рассмотреть лишь самую незначительную часть преданий о возникновении выселков.
Село Туруново, деревни Вурманкас-Туруново, Анат-кас-Туруново, Кочак-Туруново, Шинер-Туруново Чебоксарского района и деревни Арзюнакасы, Типвары, Енеш-касы, а также Итмары (Ытмар-Таран), слившаяся в 1964 году с дер. Арзюнакасы, Красноармейского района до революции составляли Туруновскую сложную общину Ядринского уезда. Материнским селением является село Туруново (Мандурт Таран). Другие — выселки, которые образованы туруновцами в XVII—XVIII веках. По преданиям, на месте выселков в старину стоял большой, густой, почти непроходимый лес. Но люди стали проникать в него, местами путем выжига образовывать поляны. Три века тому назад в поисках места для поселения выехали Арзюна, Оха и Сетрук. Они выбрали удобное место, часть леса выжгли, а часть деревьев, нужных им, срубили. Построились, поселились. Выселок назвали именем Арзюны. Но его род перевелся. Сильными, живучими оказались роды Охи и Сетрука. Некоторые из потомков Сетрука выселились в Енешкасы, расположенные в трех верстах от Арзюнакасов. Несколько потомков Охи переселились в Анаткас-Туруново. Туруновцы же, облюбовав в лесу поляну под названием Шинер, образовали выселок Шинер-Туруново. А туруновец Кочак основал выселок Кочак-Туруново.
В Мариинско-Посадском районе имеются деревни Передние Бокаши, Средние Бокаши, Ускасы (Уела Пукаш), Первые Синьялы (Сёньял Пукаш), которые до революции составляли одну общину (в Чебоксарском уезде). Предания говорят, что в глубокую старину на реку Аниш прибыли братья Бокаш и Итяк. Они основали деревни Бокаши (Передние) и Итяково. Потомки Бокаша размножились. Они корчевали лес, расширяли пашни. По две-три семьи переезжали жить на расчищенные от леса поляны, обзаводились жилищами и постройками. Так возникли Средние Бокаши, Ускасы и Первые Синьялы. Из дер. Итяково лет 250—300 назад выселились в Сюндуково, Ка-раньялы и Хорнъялы. Выселок Сюндуково возник в лесу. Сюда во главе с сыном богатея Сюндуком переселились семь семей (чувашское название деревни — Сичёпурт — «Семь изб»). В лесу же основан был выселок Караньялы также сыном другого итяковского богача—Каранем. Переселился он в лес со своими друзьями. Несколько итяковцев выселились на берег.Аниша, где основали Хорнъялы .
По преданию,: в старину три, родных брата: Анчик, Трлемес и Прмас жили в дер. Анчиково (до революции— село Анчиково, ныне село Старая Тюрлема Козловского района). Трлемес занимался бортничеством. Он остался в Анчикове же, всемерно оберегал леса вокруг деревни. Любимым занятием Анчика и Прмаса было земледелие. Они выселились из Анчикова, расчищали леса под пашню и поселения. Прмас основал дер. Аттиково (ныне село, по-чувашски Пармас), Анчик — Верхнее Анчиково (Анчик-касси). Их потомки выселились в деревни Нижнее Анчиково (Шуршу), Тоганашево (Ту канаш), Решетниково (Ватнер), Мартынове (Иёршер). А из Старой Тюрлемы выделилась Новая Тюрлема. Известный фольклорист, составитель и издатель нескольких сборников сказок С. Г. Григорьев, родом из Верхнего Анчикова, в присланном мне письме указывает, что родовым, материнским селением являлось Верхнее Анчиково, находившееся до основания русской деревни Козловка (ныне город) на ее месте. А Тоганашево было расположено на месте русского села Беловолжское. Однако чувашское название дер. Верхнее Анчиково — Анчаккасси— не позволяет считать ее материнской: в названии ни одной материнской деревни нет касси.
В Урмарском районе имеется дер. Старое Янситово (Султи Кинчер). Согласно преданиям, она существовала еще во времена Казанского ханства. Основал ее чуваш Кинтиер, прибывший из Заказанья. Вокруг деревни стояли дремучие леса. Теперь только топонимы Сйкалах сырми (Овраг липняка), Юмансар (Дубняк), Вёт хуран (Мелкий березняк), Оман ката (Молодой дубняк), Чарашкас-си сырми (Овраг Елового околотка) напоминают о лесах в здешней местности. Население деревни росло. Пахотных земель вблизи нее не хватало. Надо было заводить починки. Первым выселился Янтик, основавший Чарашкас-си — Янтиково (ныне Козловского района). Затем в трех верстах юго-западнее материнского селения появился второй выселок — Ватакас (Янпибулово). После крещения чувашей в середине XVIII века в этом выселке построили деревянную церковь — и его стали называть селом Вознесенским. В начале XIX века село переехало на реку Аниш, так как на старом месте высохли источники воды. Перевезли и церковь. Прежнее место села и поныне называется Кивдурт (Старое поселение, Селище). Из Старого Янситова же выделился выселок Новое Янситово. В первой половине XVIII века возникло последнее дочернее селение Старого Янситова — выселок Сине-Кинчеры. По преданию, у крестьянина по имени Кашай потерялся бык.
Наконец, он нашел его в лесу, там, где ныне стоят Сине-Кинчеры: бык пьет воду из ключа. По поверью чувашей того времени, на этом месте девушка должна была принести ключу в жертву быка. Кашай построил там избу и поселил в ней свою дочь. Вначале она жила там одна, пока не совершила жертвоприношения. Затем родственники Кашая переселились сюда и обзавелись дворами, стали расчищать лес под пашню. Поселение стали называть Сине-Кинчеры.
Деревня Старые Урмары (ныне Урмарского района), образовавшаяся еще в золотоордынское время, росла, в ней образовалось пять околотков. Впоследствии от них выделились выселки. Там, где расположены село Мусирмы и дер. Дальние Мусирмы, стоял дремучий лес. Из Старых Урмар сюда переселились три семьи. Помнят имена первопоселенцев Ахваншера и Ветеера. По двум сторонам глубокого оврага Мусирмы они построили три двора. Выселок на одной стороне назвали Мусирмы, на другой — Дальние Мусирмы. Так же три семьи из Старых Урмар основали дер. Избеби. Не поладив с односельчанами, они переселились в лес. Старшим среди них был Асыпанай. Его именем и был назван выселок. Позднее название изменилось, стало Избеби (Ёдпепе). Из Старых Урмар же выделился Торабай со своим семейством и поселился в лесу. Был он богатым, содержал много скота и водил его на водопой, прорубив в лесной чаще дорогу к тому ключу, который теперь называется Каркаша и бьет очень сильно. Но Торабаю пришлось оставить это место, потому что его стали одолевать воры-грабители. Однажды его люди поймали вора. Без всякого суда он велел отвести его подальше в чащу и напустить на него 12 своих цепных собак. Но все же Торабай вынужден был переселиться на другое место — туда, где возникла дер. Старые Щелканы. В Старых Урмарах у трех жителей, по преданию, потерялись коровы. Крестьяне в поисках коров углубились в лес, шли по речке Аре вверх и нашли- их, пасущихся на лугу. Место было привольное, красивое. Понравилось оно крестьянам, и они переселились туда.: Через некоторое время люди увидели плывущие по Аре щепки и определили: появилось новое поселение. Сюда прибыло несколько семей из дер. Старые Щелканы. Выселок получил название Новые Урмары (позднее — Кудеснеры).- Все дочерние селения Старых Урмар ныне входят в состав Урмарского района.
В этом же районе старинной деревней является Шихабылово, существовавшее, по преданию, еще во времена Казанского ханства. Путем высушивания и корчевки леса шихабыловцы расширяли пашни. Из Шихабылова выделились Большие и Малые Чаки, а также дер. Большое Яниково, которая, как повествует предание, основана служилым чувашом Яником. Он имел заслуги перед царем, за что был награжден целым возом денег и наделен большими участками земли (один из участков, расположенный на территории современного Янтиковского района, позднее был им заброшен). Из Большого Яникова выделилась дер. Малое Яниково. Переселенцами из Большого Яникова был основан и выселок Шоркистры (Энёшпуд). Предание указывает даже дату его возникновения— 1725 год. Тогда яниковцы Ярмушка, Паймулла, Патерек и Кэсмекей расчистили участки леса под пашню и усадьбы и поселились. Вначале их дворы стояли разобщенно, затем они сселились. В 1902 году Шоркистры стали селом.
Предание повествует, что герой Батыр, основатель, дер. Богатырево (ныне село в Цивильском районе), женился на славной девушке Тепти из дер. Платки. Когда Батыр приехал со свадебным поездом за невестой, сноха Тепти спрятала все ее приданое. Тепти рассердилась и при оставлении деревни, постучав своим кузовком об ограду, заявила: «Пусть Платки будет единственной деревней, а у Батыра будет девять сыновей, и у каждого— своя деревня». Тепти передала кузовок Батыру. Он был полон золота. Батыр спрашивает: «Чье это золото?» Тепти отвечает: «Отныне — твое». Случилось так, как предсказала Тепти. У них родилось девять сыновей и одна дочь. Младший сын умер рано. Дочь вышла замуж за чуваша Мамли из соседней деревни. В деревне Платки потомство прервалось, она сгорела. На ее месте была построена дер. Тяптикасы — в честь Тепти. Сыновья Батыра переехали в выселки. Мамли также основал выселок. Так потомки Батыра образовали почти три десятка селений группы Патаръел — Богатырева: Тяптикасы, Актай, Большие Тиуши, Малые Тиуши, Шинары, Хорнзор, Унгасемы, Тоштул, Верхняя Шорсирма, Нижняя Шорсирма, Толбай-касы. Визикасы, Мамликасы, Елаши, Синьялы (Сёньял Чупай), Ойкасы, Верхние Хыркасы, Нижние Хыркасы, Вурманкасы, Хорнвары, Верхние Кибекси (слились с дер. Бандуши), Нижние Кибекси, Верхние Анатриялы, Нижние Анатриялы (ныне все в Цивильском районе), Чаду-касы, Сирмапоси, Сявал-Сирма (ныне в Красноармейском районе)
В старину некий Кибеч, сообщает предание, на территории современного Канашского района основал дер. Кибечи (позднее — Большие Кибечи). Из Кибечей выделился Балдач и основал выселок Балдачево, рядом с которым возник другой выселок — Малые Кибечи. Впоследствии два выселка слились в дер. Малые Кибечи, Балдачево тож. В дальнейшем Большие Кибечи разделились на три поселения — околотки Средние Кибечи, Нижние Кибечи и Челкумаги.
Давным-давно возникла дер. Шугурово (Шёкёр; ныне дер. Сеспель в Канашском районе). Жители этой деревни в разных местах окружавшего деревню леса расчищали поляны и создавали выселки: Малдыкасы (Малтикас Шёкёр), Анаткасы (Анаткас Шёкёр), Казаккасы (Касак-касси Шёкёр), Ойбоси (Уйпуд Шёкёр).
Из дер. Сиделево (ныне Канашского района) выселились Челкасы и Оженары. У сиделевского чуваша Чалан-ки, сообщает предание, потерялась корова. Чаланки нашел ее в лесу у чистого ключа. Это место понравилось Чаланки. Вернувшись домой, он рассказал о местности своей супруге Саламби. Туда они и переселились. Возник выселок Чаланкикасы. Позднее это название превратилось в Чалкасы (Челкасы). (Дер. Челкасы ныне слита с дер. Малое Тугаево.) Подобным же образом возник, по преданию, и выселок Оженары: у одного сиделевца стельная корова ушла в лес. Хозяин решил: где корова отелится, туда и перееду жить. Ее он обнаружил на поляне у Малого Цивиля. Там и поселился. За ним туда переселились и другие сиделевцы.
Заселение выселка Оженары (он до 1859 года назывался выселком Подгорные Сидели) выяснил учитель-краевед Л. И. Иванов, который справедливо считает, что перечисленные в росписи 1671 года селения сотни Янибека Янчуры Тугаевской волости Цивильского уезда: Искеево, Сиделево, Хирпоси, Сиделево, еще Сиделево, другое Сиделево, другие Хирпоси, еще Хирпоси, Тугаево, Буртасы, хотя и располагались на расстоянии 80—90 км друг от друга, были родственными. Л. И. Иванов установил, что указанные в росписи четыре Сиделева— это Большое Сиделево, Подгорные Сидели, Новые Челкасы и Верхнее Сиделево, существовавшие в районе Хирпоси - Кошлауши (на территории Вурнарского района). Пользуясь графическим планом выселка Подгорные Сидели 1794 года, Л. И. Иванов установил, что в селении было 10 гнезд, в которых жили родственные семьи. По преданиям оженарцев он выяснил, что одно гнездо составляли сиделевцы, жившие в поселении в первой половине XVIII века на правобережье Суры, под Порецком (Тугаевская волость со времени присоединения Чувашии к России имела здесь около 40 тысяч десятин земли, которая в середине XVIII века была захвачена владельцем Порецкой вотчины графом П. С. Салтыковым).
Поселение под Порецком чувашами было брошено. В Подгорные Сидели чуваши прибыли во главе с Ярискавом. Переселенцы из дер. Большое Сиделево в выселке Подгорные Сидели составили особое гнездо, из которого позднее выделились два гнезда. Другое гнездо было заложено переселенцами из дер. Искеево (ныне дер. Искеево-Яндуши Цивильского района). Из этого гнезда также выделилось дочернее гнездо. Группа чувашей, переселившихся из дер. Кунаши, образовали свое гнездо, из которого выделилось дочернее гнездо. Вторая группа переселенцев из дер. Большое Сиделево во главе с Думиле обосновалась в особом гнезде. К 1970 году потомки каждого гнезда составили около 30 дворов. Из переселенцев из разных родственных селений состояли многие другие выселки49.
По преданиям прослеживается, что поселение Татмыши существовавшее на территории нынешнего Канашского района, разделилось на деревни Первые Татмыши (ныне село Ачакасы), Нижние Татмыши и Средние Татмыши. Позднее, во время раздела общинной земли жители Первых Татмышей (Ачакасов) поссорились, из-за чего некоторые дворы переселились в выселок Елмачи , другие — в выселок Новые Ачакасы. Согласно одному из преданий, дер. Ачакасы образовалась еще при царе Иване Грозном, который, направляясь брать Казань, проходил мимо этой деревни. Чуваши, радуясь, восклицали: «Ху дap! Ху дар!»—то есть Хавала дар! (Гони войска!). Это место поныне именуется Худар. Мост, по которому проходили царские воины, называется Саркадди (Переправа войска). Первые жители Ачакасов прибыли из-под Цивильска и поселились в болотистой местности. Слово ачча проникло, вероятно, из татарского языка, в нем оно означает йущё «кислое». Однажды во время распределения земельных наделов жители деревни рассорились и разделились в три группы. Одна группа осталась в Ачакасах, другая в трех верстах основала Новые Ачакасы, третьи в двух верстах от последних положили начало деревне Елмачи. Новые Ачакасы вначале были расположены в полуверсте от современного их места. Но там не размножался скот, и они переселились на нынешнее место.
Большое количество выселков появилось на территории Моргаушского района. Здесь, среди лесов, располагалась дер. Янасал. Ее жители в течение многих десятилетий расчищали поляны и образовали на них выселки, в чувашских названиях которых обязательно присутствует слово Янасал: Уйкас Янасал (село Александровское), Кёртекас-си Янасал (дер. Паймурзино), Исетерккё Янасал (дер. Изедеркино), Рикушкань Янасал (дер. Рыковкино: в 1939 году переименована в Сосновку). В XVIII веке житель выселка Паймурзино Юрка Чоматов основал выселок Купар-ля Янасал. Свое русское название выселок получил от имени сына Юрки — Юрмекея (Юрмекейкино). В конце XIX века к постоялому двору, основанному курмышанином на янасальской земле, переселилось несколько чувашских семей из села Александровского. Так возникло поселение Юрпаш Янасал (дер. Дворики).
Из дер. Большое Карачкино (ныне Моргаушского района), основанной чувашом Хорачкой, выделился его брат в дер. Малое Карачкино (ныне Ядринского района). За продолжительное время образовались выселки из Большого Карачкина: Ойкасы, Турикасы, Адикасы, Ешмолай, Мижары.
По преданию, у родоначальника дер. Большие Ачкаряны (ныне дер. Москакасы Моргаушского района) по имени Эчёк были сыновья Моска, Сидук, Ахмане, Тересь, Калмык, которые, выделившись, основали выселки Москакасы (позднее слился с материнской деревней), Сидуккасы, Ахманеи, Тереси и Калмыково. В этом предании, как и в ряде других, выступает фольклорный мотив основания выселков сыновьями родоначальника материнской деревни. В действительности этого не было. Образование выселков от одной деревни охватывало не одно столетне. В данном предании правдиво то, что перечисленные выселки выделились из Больших Ачкарян.
В глубокую старину в дер. Норусово (ныне село Калинино Вурнарского района) жил улбут Норус (Нурас). Он сказал: «Где будет пастись моя корова, там будет моя земля». Огромная площадь земли перешла в его владение. В последующем норусовцы основали на этой земле шесть выселков: Мачамуши, Кивьялы (Кивьял Нурас), Ослаба (Услапа Нурас), Хумуши, Кумбалы. А последний выселок—Синьялы — возник так: в Норусове у одного чуваша было трое сыновей: Тубак, Якуш, Энсерин. Они выделились из деревни в трех местах: у Тубакова оврага, Якушкина оврага и в Малдыкасах. Поставили дворы. Вокруг — леса. Все трое занимались пчеловодством. Колодные ульи вешали на вершинах лип. Но их беспокоили разбойники, почему они вынуждены были вернуться в Норусово, на низину. Здесь им в хозяйстве не везло. Наконец, все трое переселились на черноземное поле, основали Синьялы.
На территории Вурнарского же района основателем деревни Кивсерт-Мурат был человек по имени Мурат (Марат), поселившийся в лесу. Потомки Мурата, расчищая участки леса под пашню, основали шесть выселков. Так, богатый чуваш Тюлюк выселился в Тюлюкасы. За ним сюда прибыло еще несколько семей. Позднее в этом выселке верховодил богатей Етрук. И стали в народе называть деревню Етруккасси Марат, а на бумаге осталось название Тюлюкасы. Постепенно возникли выселки Сявалкасы (Савалкас Марат), Тузи-Мурат, Елабыш (Юлапаш Марат), Мулакасы (Мулакасси Марат).
В дремучие леса прибыл и поселился чуваш Ялдра. У него было много детей и внуков. Потомки Ялдры основали девять выселков: Малдыкасы (Малтикас Ялтара), Ойкасы (Уйкас Ялтара), Азим-Сирма (Асймсырми, Витёр-тухан Ялтара), Тувалькино (Тавальушкан Ялтара), Эпшики (Юпшик Ялтара)—ныне в Вурнарском районе, Юманай (Юманай Ялтара) и Вторые Ялдры (Уйпус Ялтара) — ныне в Шумерлинском районе. Так, в Малдыкасах первыми поселились Чурапа, Ямка, Энсепи, Мулаца. Вначале они построили дворы в разных местах. Однако их часто беспокоили беглые люди (таркансем). Пришлось сселиться в одно место. Одним из потомков Ялдры был Азим. Он поселился на речке, построил там меленку-мутовку. И речку назвали Азим-Сирмы, и выселок. А сын Азима Таваль (Туваль) выселился севернее Азим-Сирмы, к другому оврагу. Его сыновья и внуки обустроились по двум сторонам оврага. Образовался выселок Тувалькино.
Аналогичных преданий о возникновении групп выселков в районе одной материнской деревни немало записано и в Аликовском, Ядринском и Красночетайском районах.
Большинство преданий рассказывает о возникновении не групп выселков, а отдельного дочернего селения. Мы имеем возможность привести лишь несколько таких преданий.
Так, по преданию, основатель дер. Новое Исаково (Сёнё Кавал) Урмарского района был охотник Исак из дер. Ковали (ныне село в том же районе). Его привлекла в лесу одна местность, очень удобная для поселения: речка, поляна. Он переезжает сюда со своей семьей. За ним еще несколько семей переселилось. Русское название деревни—по имени ее основателя, чувашское — по названию материнского селения (Сёнё Кавал — Новые Ковали).
В XVIII веке из села Кошки-Чурашево Чебоксарского уезда (ныне село Первое Чурашево Мариинско-Посадского района) выселился на новое место Ибрай, сын Малатти, и основал Ибраялы (ныне в том же районе). Ибрай и его потомки были хорошими гусельниками. Свои гусли они возили продавать даже в Нижний Новгород. Деревню стали называть Кёсле ялё (Гусельная деревня).
В начале XIX века из дер. Вурманкасы (ныне Урмарского района), называвшейся в те времена Атайкасы, крестьянин по имени Андрей, занимавшийся торговлей, выселился на большую Владимирскую дорогу (шла от Москвы до Казани), построил там постоялый двор, стал продавать проезжающим мясо, яйца, масло, молоко, сыр. Открыл трактир. К нему подселились четверо-пятеро семейств вурманкасинцев же. По воскресеньям Андрей начал созывать сюда на базар. И поселение получило название Андреево-Базары (ныне Козловского района).
Были и другие случаи возникновения чувашских селений на больших дорогах. В Чебоксарском районе имеется деревня Малый Сундырь (Станъяль). В списке населенных мест 1859 года в Козьмодемьянском уезде указано: Помекейкин Сундырь (Станъял), 7 дворов, 24 мужчины и 27 женщин, имеются почтовая станция и полуэтап. В 1906 году дер. Малый Сундырь (Большим Сундырем считалась деревня Ядринкасы Сюндырской волости входила в Малоишлейское земельное общество, в котором состояло 14 селений. В деревне числилось 60 семей, в них 148 мужчин и 134 женщины. По преданиям, дер. Малый Сундырь (точнее, Сюпдырь) образовалась лет 150—180 тому назад на Березовой (Владимирской) дороге, на которой через каждые 25—30 километров располагались почтовые (ямские) станы. В поле Касамат, рядом с лесом, был расположен такой стан. На нем, кроме Ямщиков, пребывала группа казаков в специальном дворе с тюрьмой (это и был полуэтап). Казаки участвовали в сопровождении колонн арестантов, конвоируемых в Сибирь, и боролись с разбойниками на дороге. И сейчас в Малом Сундыре показывают место Касак хапхи (Казачьи ворота, то есть ворота казачьего двора). К этому стану из чувашей первым подселился богатей Гаврил (из какой деревни он был, предание не указывает; возможно, он был из дер. Поликейкино или Помекейкино, ныне не существующей). К Гаврилу подселились другие чуваши. Образовалась улица Гаврилейки. Последующие переселенцы сселились рядом со станом и положили начало улице Станейки. Эти две улицы разделял овраг. От стана в сторону Ишак, на месте, где раньше стоял казачий двор, появилась улица Салтак-касси. В эту новую деревню переселились, разумеется, крестьяне из селений Малоишлейского земельного общества (Питикасы, Тозаккасы, Кибечкасы, Адылъял, Ядринкасы, Салабайкасы и др.).
По преданию, в середине XVIII века (по подсчетам жителей, к 1987 году — 220 лет назад) в леса, где ныне дер. Первое Клычево, поселилось 8 дворов из дер. Енькасы (ныне Чебоксарского района). Один двор (старика Митти) обосновался между Таранвар (Глубокая балка) и Новозаказным лесом на холме, 4 двора разместились около Ялсирмы у нынешних двух берез. Переселенцы рубили лес или же вначале сжигали его, потом корчевали. Так создавали пахотные поля. Из-за нападений разбойников старик Митти переселился в дер. Первое Клычево, а дворы от Ялсирмы переселились в другое место — образовали дер. Второе Клычево. Возникший на месте Первого Клычева выселок вначале назывался Ключево, от имевшегося здесь ключа. Позднее Ключево превратилось в Клычево.
В дер. Хорамакасы Чебоксарского района записано такое предание: «Наша деревня выселилась из Хоракасов (ныне Моргаушского района). Отец сыну дал стельную корову и сказал: «Иди за этой коровой. Где она отелится, там и поставь двор». Как пришли на место нашей деревни, корова отелилась. Сын основал здесь деревню».
В дер. Ильбеши (ныне Чебоксарского района) были трудности с водой. Примерно 170 лет назад один богатей, по имени Григорий Ксенофонтович, выселился на речку, построил там мельницу. К нему переселилось несколько односельчан. Выселок назвали Арманкасси (Мельничный околоток). Местность здесь была очень хорошая, всем она нравилась. В этот околоток с большой охотой, говорит предание, выходили замуж девушки из других селений.
Южнее дер. Карамалькасы (ныне Моргаушского района) в старину был лес. «Внутри этого леса один богатей, вроде помещика, имел огороженное поле. Звали богатея Сьтап. И сейчас это поле называют Стап карти (Ограда Сьтапа). На другой стороне деревни, у пригорка, говорят, жил человек по имени Карамаль. На возмышенности в лесу стояли его жилище и постройки. Карамаль и Сьтап страшно ненавидели друг друга, стремились захватить земли один у другого. Долго продолжалась борьба между ними. Наконец, Карамаль победил и изгнал Сьтапа. Карамаль переселился в сторону бывшей усадьбы Сьтапа. Так, говорят старики, возникла наша деревня» Карамалькасы.
В Моргаушском же районе есть дер. Кадикасы. Основал ее крестьянин Кадик из дер. Малый Сундырь (ныне Чебоксарского района). В Малом Сундыре в соседстве с Кадиком жил Хведи. Кадик его терпеть не мог, а Хведи уважал Кадика, стремился быть ближе к нему. Чтобы отвязаться от Хведи, Кадик переселяется в лес, где ныне расположена дер. Сюлеменькасы. Спустя немного времени. Хведи поселяется рядом с Кадиком. Рассердился Кадик, переехал в другой лес, расположенный северо-западнее Сюлеменькасов. Через некоторое время Хведи переселился и сюда. Третий раз убегает Кадик от Хведи — теперь в другой лес, где ныне стоят Кадикасы. Но недолго пришлось Каднку жить здесь одному с семьей, переселился таки Хведи и сюда. Кадик махнул рукой и решил более не переезжать, сказал Хведи: «Ты — настоящая смола, прилип ко мне». Хведи стали звать Смолой. В этот выселок прибыло еще несколько семей из Малого Сундыря. По имени Кадика выселок назвали Кадикасы.
На территории Моргаушского района немало выселков появилось в XIX веке, причем они нередко основывались переселенцами из разных деревень. Так, в Шешкарскую сложную земельную общину Козьмодемьянского уезда входили деревни Средние Шешкары (Чураккасы), Малые Шешкары (околотки Ойкасы, Мемеккасы), Вурманкасы (Шешкары), Чебелькасы, Шешкар-Сундырь (околотки Адабайкасы — существовал до 1929 года, Хыркасы, Челкасы — существовал до 1923 года, Верхние Олгаши), Тябакасы (Шешкары), Кармыши (Шешкары), часть села Сундыря. Эти селения имели пахотные участки на изрезанном оврагами берегу Волги. В середине XIX века на свой участок переселился богатей Иоан. За ним поселились и другие крестьяне из разных деревень общины, в основном из Вурманкасов. Возникла деревня Шешкарская пристань (здесь была пристань, откуда отправляли на баржах лес, санные полозья, изготовлявшиеся действовавшим здесь «заводом»). Переселившийся из Вурманкасов же Василий основал Васильев выселок. Позднее сход представителей перечисленных селений общины решил образовать у Волги, между Шешкарской пристанью и селом Ильинка новый выселок, переселив туда крестьян из разных деревень. Желающих добровольно переселяться не находилось. Первым согласился переехать Степан Долгов из Вурманкасов. Он перевез на место нового выселка свей амбар, который простоял потом три года, пока хозяин не переселился. За Долговым переехал Пичушкин из Тябакасов, потом Куська, Василий Пылин, Михаил Образцов (все они из Вурманкасов или Висьсирмы). Среди переселенцев большим уважением пользовался Куська. Его именем и назвали выселок — Куськино.
В дер. Тойси (ныне село в Цивильском районе), говорит предание, жил Слака. Когда у него подросли сыновья, одному из них надо было выделиться. Слака дал сыну двух коров и сказал: «Иди за этими коровами. Где они насытятся травой и лягут отдохнуть, на том месте тебе построю дом». Коровы шли в западном направлении, дошли до речки Орбашки, попаслись и легли у речки. Здесь отец и построил дом своему сыну. Земля тут была плодородная. Видя это, сюда подселился крестьянин Коришн из околотка Сятров. Так появился выселок Орбаши (ныне деревня в Цивильском районе).
Лет 200—250 назад, сообщает предание, из дер. Ямайкасы (ныне Красноармейского района), входившей в Шатьминскую общину, крестьяне Саватник, Аюха и Пахантей переселились на то место, где ныне расположена дер. Шипырлывар (Ш апарлавар). Выселок был назван по оврагу Шапарлавар, расположенному в 200 метрах от него. Там в старину собирались пузыристы на состязание (чув. шапар — «пузырь», музыкальный инструмент).
Из дер. Албахтнно (Большие Собары), что ныне в Красноармейском районе, на рубеже XVIII—XIX веков, по преданию, из Мартыновой родни переселились четыре семьи на поляну, расчищенную ими предварительно от леса. Здесь у речки стояла пасека старика Сабакая. Так в лесу возник выселок. Жителей стали тревожить грабители. «Не вернуться ли в материнскую деревню?»—подумывали крестьяне. Но старший из них купил ружье. И когда пришли грабители, он застрелил одного из них, просунув ружье в дверную щель. Остальным грабителям громко заявил: «Увезите мертвеца, и впредь здесь не показывайтесь!» После этого случая грабители забыли дорогу в выселок. Чувашское название села Николаевского Ядринского района — Ман Явйш (Большие Яуши). В начале XIX века сюда переселились семь дворов из дер. Нижние Яуши. Вначале дворы стояли в разных местах: родня Сатлая— в Кивсьорте, в отдельных местах — Акман и Окрт, Илебеш и Эрхим. Число дворов прибавилось. В середине XIX века они стали сселяться в одно место. С 70-х годов деревня называлась Большими Яушами. В 1889 году здесь построили церковь, в 1894 году селу дали название Николаевское.
Предание повествует, что дер. Старое Ахпердино (ныне Канашского района) возникла еще во времена ига монголо-татарских феодалов. Основана она людьми, пришедшими с Волги. Вначале в деревне было всего три двора: Чакака, Симуна и Яштута. Население деревни увеличивалось. Несколько веков назад из Старого Ахпердино выделилась деревня Аниш-Ахпердино.
Некий охотник из дер. Первое Степаново (чувашское название Ямаш, ныне село в Цивильском районе), находясь на промысле, проник на территорию современного Канашского района. Ему приглянулась хорошая лесная поляна. Вернувшись домой, посоветовался с семьей и переселился на эту поляну. С ним прибыло еще несколько семей его односельчан. Выселок назвали Ямашевом. Сюда же подселились шесть дворов, располагавшихся ранее в овраге Трех изб (Виспурт сырми) и овраге Хавармань и страдавших от нападений грабителей. Выселок возник еще в XVII веке. В начале следующего столетия в нем числился 21 двор. Теперь в селе Ямашево Канашского района 300 дворов.
В том же районе есть выселок Новые Мамеи. На месте выселка дер. Новые Мамеи имела лес и поля. Ездить сюда было далеко. В начале 90-х годов прошлого века несколько дворов этой деревни получили от общины разрешение переселиться на дальний земельный участок. В 1895 году сюда переселились Егор Антонов, Василий Тимофеев и еще два двора. Через два года к ним переехали еще семь семей. У первопоселенцев сыновья и внуки выделялись в свои дворы. В 1966 году в выселке числилось уже 59 дворов73. Эта запись, содержащая точные даты и имена, близка к воспоминанию.
В дер. Хирпоси (ныне Вурнарского района) число жителей росло, пахотных земель на мужскую душу приходилось в надел все меньше и меньше. Был даже случай, в одной семье родилось семь дочерей, муж был недоволен, даже поднимал руки на жену. Наконец, семья пошла на риск — младшую дочь объявила мальчиком, чтобы получить в надел землю. Назвали девочку Алексеем. Ей пошел уже десятый год. Она всегда ходила с мальчиками, носила мальчишескую одежду, ничем не отличалась от мальчиков. Но когда купались в речке, Алексей обычно не снимал штанов. Ребят это удивляло. Однажды они из любопытства насильно раздели Алексея догола и испугались: перед ними мальчик превратился в девочку. От испуга они убежали в деревню. После этого семья была сослана в Сибирь. Из-за малоземелья, указывает предание, часть дворов из Хирпосей с разрешения властей переселилась в выселки Сявалкас-Хирпоси и Отары (ныне деревни Вурнарского района).
На месте дер. Питишево (ныне Красночетайского района) стояла на рубеже XVIII—XIX веков пасека пандиковского попа. Спасаясь от рекрутчины, сюда прибежали с семьями четверо крестьян из дер. Питишево нынешнего Аликовского района. Впоследствии эти беглые люди обзавелись здесь дворами. Так появился выселок Питишево (по-чувашски Утаркасси).
По сообщениям других преданий, в лесах на территории Красночетайского района были образованы: выселок Ижекей (Ишеккасси)—переселенцами из дер. Ишаки (Ишек, ныне село Чебоксарского района), выселок Ямаши — из дер. Большое Ямашево (ныне село Аликовского района), выселок Шумшеваши— нз дер. Шумшеваши (ныне село Аликовского района), выселок Аликово — из дер. Аликово (ныне село Аликовского района).
В присурских лесах нынешнего Шумерлинского района в XVII—первой трети XX веков было образовано немало селений переселенцами как из деревень соседних районов, так и той местности. Согласно преданиям, дер. Лесные Туваны (Варманкас) основал богатей Васянка, переселившийся из дер. Кильдишево (ныне Ядринского района) со своими родственниками и работниками. На рубеже XVII—XVIII веков переселенцы из дер. Малые Яуши (ныне село) или дер. Большие Яуши (ныне в Вурнарском
районе) положили начало дер. Торханы. В дер. Молгачкино переселились из Питушкина. На месте пасеки (утар, хутар) поселились крестьяне Тугасов и образовали деревню Ходары (ныне село).
Предания правильно отмечают, что в иных случаях в результате образования выселков материнская деревня исчезала. Так, в Акулевской волости Чебоксарского уезда, как указывает предание, существовала дер. Мамалаево. Из нее выделились выселки Синьялы, Оттекасы, Передние Сятры, Задние Сятры, Шишкенеры. Из-за образования оврагов (то есть эрозии почвы) сама дер. Мамалаево перестала существовать, но выселки входили в Мамалаевское земельное общество (теперь четыре деревни в Чебоксарском районе, Оттекасы — в Цивильском). В двух верстах от дер. Нижний Магазь Чебоксарского района имеется урочище Кивё сурт выранё— «Место старой постройки». Там в старину была расположена материнская деревня Булатово, которую называли Булатово-Магазь. Ее основали Булат и Магазь. В этой деревне, расположенной в возвышенной местности, со временем не стало источников воды. Поэтому жители еще до крещения расселились по четырем выселкам: Верхний Магазь, Алатырькасы, Арманкасы, Нижний Магазь. Говорят, в последний выселок переселились Пахмис, Тикав, Пакай, Сентимер, Кантрамки, Вытырски, Чалок со своими семьями. Все они были язычники. В этот же выселок прибыли две семьи из дер. Ураево (ныне Ураево-Магазь). Они образовали околоток Урай картишеем. (Все перечисленные деревни ныне в Чебоксарском районе.) Действительно, если обратиться к выпускам серийного издания «Крестьянское землевладение Казанской губернии» по Чебоксарскому, Цивильскому, Ядринскому и Козьмодемьянскому уездам (Казань, 1907), то находим в них названия десятков материнских селений, переставших существовать вследствие расселения по выселкам. Только по Чебоксарскому уезду к таким деревням относятся Илеменево, Булатово, Мамалаево, Четоков, Аккузово, Малые Тимерчи, Тогашево, Первое Икково, Хочехматово, Янымово, Кильдишево (две последние—не одноименные деревни Ядринского уезда).
В XVI—XIX веках некоторые материнские селения, как сообщают предания, по тем или иным причинам вынуждены были менять место своего расположения. Дер. Ядринкасы (ныне Чебоксарского района), согласно преданию, была расположена на месте города Ядрина и при его основании переселилась на нынешнее место79. Крсетьяне дер. Норваш-Кошки (ныне Янтиковского района) сначала жили в урочище Кие дурт. Когда их землю захватил помещик, чуваши вынуждены были покинуть свою деревню и перебраться в глубь леса, основать там новую деревню. Этот помещик присвоил также часть полей дер. Латышево. На захваченной земле он основал село Русские Норваши (ныне в Янтиковском районе). На месте русского села Иванова под Цивильском находилась чувашская деревня Искеево. Когда помещики захватили земли этой деревин, чуваши переселились на другое место, положив начало деревне Искеево-Яндуши (ныне Цивильского района). Дер. Большое Яндуганово (ныне Мариинско-Посадского района) была расположена на Яндугановском ключе, там, где затем помещики основали селения Ураково и Шульгине, отогнав яндугановцев в глубь леса. Чуваши поселились на красивой поляне и назвали деревню Чиперуй, а ее русский топоним сохранился.
Деревням, расположенным на больших дорогах, приходилось переселяться в сторону от дорог из-за обирания жителей проезжающими чиновниками и воинскими частями. Дер Индырчи (ныне Янтиковского района) была расположена на тракте. Проезжавшие дворяне заставляли селян выделять по 12 лошадей для перевозки их до следующего стана. Это сильно обременяло крестьян. И они перенесли деревню в глубь леса. Жители дер. Атнашево (ныне Канашского района, до 1781 года числились в Кокшайском уезде, то есть были переселенцами с территории Маринско-Посадского района) до поры до времени спокойно жили на речке Атне на лесной поляне. Как только власти узнали о них и проложили дорогу, стали их беспощадно угнетать царские чиновники, да и грабители стали навещать чаще. Посоветовавшись, атнашевцы решили поселиться на Малом Цивиле, рядом с дер. Нюргечи, в пяти верстах от прежнего поселения. Переселились. Деревня и на новом месте называлась Атнашево. В советское время дер. Нюргечи слилась с Атнашевом. Частые ограбления жителей разбойниками были причиной перемены места ряда других деревень. Так, дер. Чурашево-Тоишево Ядринского уезда была расположена в Манамарской долине. В ней было 12 дворов. Вблизи находилось гнездо разбойников. Они не давали покоя жителям деревни. Все крестьяне переселились в дер. Большое Чурашево, чтоб вместе с ее жителями защищаться от грабителей. По этой же причине переселились на другие места деревни Старые Шнмкусы, Ямбулатово, Нижарово (ныне Янтиковского района), Атыково (ныне Канашского района), Первые Тойси (ныне Цивильского района), Синьял-Покровское (ныне Чебоксарского райна) и др.
Деревни перемещались и из-за неудобных естественных условий. Дер. Кожары (ныне Красноармейского района) была расположена на возвышенности Манту. Но там иссякли источники воды. И деревня перебралась в ложбину. В старину дер. Байгулово (ныне село Козловского района) была расположена в местности Кивдурт (Старые постройки). Но высохли источники воды, и люди переселились на современное место. Крестьянин Сэт благоустроил большой деревенский ключ, он и поныне называется Ключом Сэта. Дер. Новые. Мамеи (ныне Канашского района) размещалась в урочище Кивсюрт. Но однажды ударила молния, и вся деревня сгорела. «Это место нечистое, потому бог и шлет нам беду»,—рассудили жители деревни, люди суеверные, и переехали на нынешнее место. С тех пор деревню стали называть Новые Мамеи.
Некоторым селениям приходилось переселяться из-за морового поветрия (эпидемий чумы, холеры). Предание сообщает, что дер. Средние Ирзеи (ныне Ядринского района) находилась за Пентеровским оврагом в местности Пентер дсрсмё (Пентеровский луг). Однажды деревню охватила эпидемия моровой язвы, которую чуваши называли хупланасси: лицо больного покрывалось черными язвами, и человек умирал. В то время люди погибали целыми деревнями. Житель Средних Ирзей Иштерек, покинув свой дом, поставил избушку на другой стороне оврага, чтобы спастись от моровой язвы. Здесь и выросла деревня, а старая перестала существовать. Случалось, как утверждают предания, меняли место поселения из-за того, что не прибавлялось число жителей. Дер. Большой Сундырь (ныне село в Ядринском районе) первоначально была расположена по левую сторону речки Янкад. А на правой стороне вплоть до реки Суры тянулся лес. В деревне число жителей не росло. Однажды через речку перелетела курица, устроила себе гнездо и принесла яйца. Люди подумали, что на правом берегу речки и семьи станут увеличиваться. Выкорчевали лес и перенесли деревню на другой берег. Если верить преданию, здесь людей стало так много, что от Большого Сундыря даже выделилась дер. Малый Сундырь.
Не только материнские деревни, но и некоторые выселки по разным причинам переселялись на новые места. Так, по преданию, выселок Пайки (ныне деревня в Вурнарском районе) из болотистой местности переселился на возвышенную. А выселок Вуспюрт-Чурачики (ныне деревня в Чебоксарском районе) переселился из-за высыхания источников у Сартанова оврага, где он был расположён. Выселок Анишкасы (ныне деревня в Цивильском районе), находившийся вначале в местности Кие дурт в лесной глуши, переселился на речку Аниш из-за низких урожаев на лесных полянах. По причине частых нападений разбойников отошел на другое место выселок Яран-касы (ныне Чебоксарского района). Вначале основатель выселка Яран с товарищем жили в местности Кие дурт. Там Яран разводил пчел. Но поселение то и дело навещали грабители, разоряли они и пасеку. Яран с товарищем переселились на место современной деревни. Пархи со своей семьей выделился из дер. Первое Пихтулино (ныне село Ишлеи Чебоксарского района) в нынешнее урочище Кие дурт выранё— «Место старых построек». Вокруг -были леса, и разбойники часто беспокоили поселянина. И Пархи решил перейти на другое место. Для выбора наиболее удобной местности он в разных местах посадил кур на яйца. Переселился туда, где цыплята вывелись из всех яиц.
Перемена места селения в прошлые века практиковалась широко. В окрестностях многих селений имеются урочища Кивё дурт, Кивё дурт выранё, Кивё ял выранё — «Старая постройка», «Место старой постройки», «Место старой деревни» (Селище).
Численность селений в северной и центральной Чувашии в какой-то мере росла и за счет основания их чувашскими крестьянами, переселявшимися из Приказанья и Заказанья во второй половине XVI—XVII веков. Так, по документам известно, что чуваши волости Кужоморы Галицкой дороги Казанского уезда в 20—30 годах XVII века на территории современного Мариинско-Посадского района основали деревни Кужмары и Сатышево. Об их возникновении записан ряд преданий. В них рассказывается, что в левобережных Кужоморах развелось много разбойников. Семья Сатыша страдала от них и решила оставить родные места. Сатыш сказал: «Пойдем за коровой своей. Где она отелится, там и поселимся». С сыновьями Асланом, Слаккой, Яруккой, со всем семейством Сатыш тронулся в путь. За ним поднялись еще несколько семей. Вслед за коровой они переправились на правый берег Волги. Отойдя от нее немалое расстояние, корова отелилась в густом лесу. Здесь переселенцы сначала жили в шалашах, затем срубили избы, расчистили лес под пашню. Деревню назвали Кужмары (по-чувашски Тури Кушмара). Сатышу здесь не нравилось. Он оставил в Кужмарах старшего сына, а сам с другими сыновьями переехал на речку Аниш, в большой лес. Здесь возникла деревня Сатышево (Анатри Кушмара). И сюда переселилось немало семей с левобережья Волги98. В переписных книгах Д. Кошелева волости Кужоморы Галицкой дороги Казанского уезда 1678—1679 годов указывается, что «за Волгою рекою живут Галецкие дороги горные чуваша» в дер. Сатышево 35 дворов, платят 16 ясаков. Самого Сатыша уже не было в живых. В деревне жили в отдельных дворах три его сына: Сарбулат Сатышев, Кубяш Сатышев и Сардалей Сатышев, который «сказался тое деревни старший». Предания, правда, неверно называют имена сыновей Сатыша, но весьма примечательно близкое совпадение содержания преданий и документа.
По преданию, чуваши, основавшие дер. Челкасы (ныне село Урмарского района), прибыли из Заказанья. По прибытии сюда назвали свое селение Ново-Ишино (по-чувашски Сёнтёр). А около Ковалинской рощи была расположена дер. Челкасы, жители которой впоследствии подселились к дер. Ново-Ишино. Новоишинцы долго враждовали с челкасинцами: не разрешали им брать; воду из колодцев, пасти скот по оврагам. Потом помирились. В первые годы Советской власти и Ново-Ишино стали называть Челкасами.
Краеведом Л. И. Ивановым по документам выяснено, что в XVI—XVII веках чувашами, переселившимися с Арской дороги Казанского уезда, были основаны деревни Старые Шигали (ныне дер. Анчиккасы Цивильского района), Дальние Шигали (ныне село Шигали Канашского района), Ближние Шигали (ныне дер. Ямбахтино Вурнарского района), селения Ближние Сормы (ныне Канашского района), Старая Сорма на речке Кувагале (такая деревня существовала на территории Канашского района, теперь ее нет), Большие Мамыши (ныне Чебоксарского района), Татмыш-Ягутли (ныне слилась с селом Янгличи Канашского района), Яндоба-Сорма (ныне село Яндоба Аликовского района), Нижне-Вута Яндоба (существовала на территории Канашского района), Чагаси, Вутабоси. Кибечи, Девлизерово, Ухманы (ныне все — Канашского района).
Таким образом, рассмотренные в настоящей главе историко-топонимические предания в основном реально характернзуют начавшийся после присоединения Чувашии к России прогрессивный процесс расширения запашки. С установлением мирной жизни, устойчивого государственного управления и рентно-налогового порядка раскрепостились творческие силы чувашского народа, стала расти его численность, и он на основной территории своего обитания, в северных и центральных районах Чувашии, начал и десятилетиями вел напряженную деятельность по расчистке лесных участков под пашню и луга, основывая на этих участках, сообразуясь с интересами хозяйственной практичности, дочерние селения—выселки (околотки). Расчистка леса под пашню или луг производилась на территории общины путем выжига (подсечно-огневым способом), корчевки засохших на корню деревьев или даже свежих пней. Под поселения обычно занимали места у речек.
Предания сообщают об обстоятельствах образования выселков. В большинстве случаев выселялись отдельные родственные семьи (обычно три-четыре семьи), предварительно расчистив лес с согласия общины. Из ряда преданий следует, что преимущественные возможности для выделения в выселки имели зажиточные, многосемейные крестьяне. В других же преданиях, напротив, подчеркивается, что выселки образованы бедными крестьянами из-за угнетения их в материнском селении богатеями. Рассмотренные нами предания указывают, в какой местности возникло новое поселение, из какой материнской деревни вышли основатели выселка, кто был первопоселенцем, какие трудности преодолевали основатели дочерних селений. Изредка в выселок принимались крестьяне из другой общины. В ходе выделения выселков часть материнских селений прекратила существование. Из-за естественных неудобств, расположения поселения на возвышенной местности, где оно часто поражалось молнией, вблизи больших дорог, где жителей постоянно тревожили проезжающие чиновники и воинские команды, из-за захватов земель помещиками или для основания города, частых разорений жителей разбойниками и ворами, эпидемий чумы или холеры некоторые материнские и дочерние селения оставляли старые места расположения и переезжали на несколько километров в сторону.
Возникновение выселков приводило к образованию сложных общин. В некоторых преданиях рассказывается о социальных конфликтах между богатеями и рядовыми общинниками, властями и крестьянами в ходе основания дочерних селений и перемещения деревень. Предания сохранили имена основателей выселков, причем нередко по ним давались названия новым поселениям. Давность возникновения выселка) предания обычно указывают столетиями, полустолетнями. Лишь о появлении выселков в последние сто лет указывается конкретная дата. Образование за три столетия около тысячи населенных пунктов в северной и центральной Чувашии имело в развитии производительных сил края огромное прогрессивное значение.
Почти все рассмотренные топонимические предания относятся к реальным, фактографичным. Среди них есть и фабульные повествования, но редки многосюжетные рассказы., Немало преданий содержит фольклорные мотивы об основании селений братьями (часто — тремя), о том, что место для поселения было выбрано вслед за коровой, быком, редко курицей, на месте падения пущенной стрелы, что о новом поселении жители других деревень узнавали по щепкам, плывущим по речке и т. п. Такие мотивы в основном относятся к выселкам, возникшим в более отдаленные времена. Причем эти мотивы встречаются в записях, сделанных во всех районах северной и центральной Чувашии, то есть они имели повсеместное распространение.
Предания об освоении чувашскими крестьянами новых площадей пахотных земель, возникновении дочерних селений, перемещении деревень являлись составной частью народных исторических знаний, одним из действенных средств народной педагогики, служили целям духовного, трудового и патриотического воспитания подрастающих поколений. Эти предания представляют определенный интерес и для нас своей содержательной информацией о созидательной деятельности народа в минувшие века.