В начале XIX столетия в искусстве, особенно в анималистическом жанре, наметился особый тренд: художники стали активно писать портреты сельскохозяйственных животных. Однако в отличие от изображений изящных скаковых лошадей, где ценились грация и линии, в картинах с коровами, свиньями и овцами главным критерием была массивность, упитанность и впечатляющие размеры.
Экономический бум и сельскохозяйственная революция
Это художественное явление имело глубокие экономические корни. Промышленная революция в Британии конца XVIII — начала XIX веков привела к стремительному росту городского населения, которое требовалось прокормить. Это дало мощный толчок развитию животноводства. Фермеры и заводчики целенаправленно занялись откормом скота, стремясь увеличить выход мяса.
Результаты были ошеломляющими: к 1790 году средний вес британских коров увеличился почти в три раза. Настоящей сенсацией стал бык из Дарема, привезенный в Лондон в 1802 году. Его вес достигал 1,3 тонны, и на гиганта приходили посмотреть толпы горожан. Изображение этого быка стало невероятно популярным, его репродукции расходились тысячами копий, а память о нем жива до сих пор — в Британии до сегодняшнего дня работают пабы под названием «Durham Bull».
Технологии откорма и рождение «парадного» портрета
Для достижения таких результатов английские фермеры применяли целый комплекс мер. В рацион скота, помимо традиционных кормов, добавляли питательные концентраты вроде жмыха и репы. Активно использовалась селекция — отбирались самые крупные особи для разведения. Животных содержали в стойлах, ограничивая их движение, чтобы вся энергия уходила в рост массы.
Когда же скот достигал рекордных размеров, владельцы стремились увековечить свой успех. Так родился особый поджанр — парадный портрет тучного скота. Художников часто просили изобразить животное еще более массивным и мощным, чем оно было на самом деле, чтобы польстить тщеславию фермера-заводчика. На картинах рядом с коровой или быком нередко изображался и сам хозяин, а под портретом указывались кличка животного, имя владельца и иногда даже адрес фермы. Это была своеобразная реклама племенного хозяйства, демонстрация успеха и благосостояния.
Обратите внимание: В центре фермы — корова, а не владелец фермы. Только так хозяйство получает классный результат.
Скотоводство как дело джентльменов и патриотов
Важно понимать, что разведение гигантского скота было не просто бизнесом, а престижным увлечением высшего общества. Этим занимались состоятельные помещики и аристократы, для которых это было вопросом статуса и патриотизма. Простым крестьянам даже советовали не соперничать с джентльменами, у которых были несопоставимо большие финансовые возможности. Увлечение было настолько модным, что даже принц Альберт, супруг королевы Виктории, содержал собственную племенную ферму. Патриотический подтекст иногда подчеркивался прямо — особенно выдающихся животных могли назвать, например, «Патриот».
Мода пересекает границы
Мода на «парадное» животноводство не осталась в пределах Британии. Она была подхвачена аристократией других стран, в том числе и Российской империи. Например, знаменитый Феликс Юсупов, чтобы завести образцовое хозяйство, закупал племенной скот непосредственно в Англии, следуя самым передовым на тот момент стандартам.
Больше интересных статей здесь: Фермер.
Источник статьи: Стараясь откормить коров, свиней и овец, английские фермеры добавляли в рацион скота жмых и репу.