Преимущество

ПреимуществоЯ хочу, чтобы вы владели теми знаниями, которые опре­деляют разницу между настоящей жизнью и простым су­ществованием. Существование инстинктивно; это непроизвольное самосохранение, основная цель которого просто проживать день за днем, не задумываясь о качестве жиз­ни. Жизнь, с другой стороны, - это тренировка и исполь­зование определенных навыков, отношений и способнос­тей, которые вы приобрели и грани которых отточили до предельной остроты. Основная цель здесь - добиться того качества жизненного опыта, которое имеет для вас цен­ность. Навыки, необходимые, чтобы создать это качество жизни, приобретаются через понимание и управление при­чинно-следственными связями. другими словами, это уме­ние использовать свои знания для того, чтобы все проис­ходило так, как вы этого хотите. Это предполагает изучение того, как и почему вы или другие люди делаете то, что делаете, и не делаете того, чего не делаете. Это знание может дать вам невероятно е преимущество в игре, которая называется жизнью.

Могу поспорить, что невозможно представить себе ситуацию, где превосходные знания, позволяющие предсказы­вать и контролировать свои действия и действия других лю­дей, не были бы полезны. Мы живем в обществе. Практически все, что вы делаете, требует взаимодействия с другими людь­ми. Покупаете ли вы батон хлеба, сотрудничаете ли с други­ми на работе, живете ли в семье, общаетесь ли с товарищем по комнате или просто плывете по жизни, - вы вынуждены иметь дело с другими людьми.

Примеры этого имеются в таком изобилии, что кажутся упрощенными. Например, вы устраиваетесь на ра­боту, где вам потребуются навыки работы на компьютере, и эти навыки у вас есть. Очевидно, что ваши знания дают вам возможность выполнять эту работу и являются необ­ходимым условием для ее получения. Но они дают вам преимущество, только если вы сможете убедить в этом человека, который проводит с вами собеседование. Или если вы оказываетесь в глухом лесу, но знаете, как выбраться, - удача ваша. Если вы и несколько других людей находитесь в глухом лесу и вы единственный, кто знает, как выбраться, - двойная удача. Теперь ваши знания наделяют вас властью. Вы - единственный, за кем последуют все ос­тальные; единственный, кто наслаждается спокойствием и уверенностью, которые приходят с независимостью. Это происходит не из-за того, что вы привлекательны, или бо­гаты, или обладаете особыми чертами характера, а потому, что вы - знаете. Знание - сила.

 


 

Подумайте о людях, которые управляют нашим миром; людях, добившихся успехов в бизнесе, политике, спорте, в личной жизни или просто в жизни вообще. Я готов поспорить, что почти все они знают, как добиться от других желаемого поведения. Они знают, какие кнопки нажимать, чтобы люди двигались в выбранном ими на­правлении и принимали их идеи, ценности, убеждения. Они могут предсказать, как именно будут действовать люди, потому что обладают глубоким пониманием фак­торов, определяющих человеческое поведение. Способ­ность предсказывать поведение других дает почти такое же могущество, как возможность контролировать их. Это относится, в частности, к самоконтролю и к управлению собственным поведением.

Например, если вам неожиданно удастся понять, по­чему вы всегда бросаете начатое, не доводя дело до кон­ца, и как изменить этот стереотип, - ваша жизнь немед­ленно изменится. Возможности использования этого принципа бесконечны. Если вы неожиданно узнаете, по­чему ваш супруг или супруга ведут себя определенным образом, и поймете, как добиться от него или от нее из­менений, вы только что сделали важный шаг к улучше­нию вашего брака. Примите во внимание те значитель­ные преимущества, которые дает вам эта информация для воспитания детей, для построения карьеры, для продажи плодов вашего труда, для завоевания доверия и любви тех, кого вы уважаете и цените ...

Зная правила игры и кнопки, на которые надо нажи­мать для получения требуемого результата, вы достигаете того уровня мастерства, который необходим, чтобы выиг­рать. Зная, к каким результатам приводит то или иное по­ведение, вы устраняете ошибки. Кто выигрывает? Вы.

Я хочу подчеркнуть, что это - отработанные навы­ки и приобретенные знания. Независимо от того, насколь­ко вы умны, никто не ожидает, что вы начнете говорить по-английски, пока кто-нибудь не научит вас этому языку. Не важно, насколько вы умны, - если вы не тренировались, мы не можем посадить вас в кресло пилота в кабине "Боинга - 747", рассчитывая, что вы разберетесь, как управлять этим самолетом. Но когда речь идет о достижении цели в игре, называемой "жизнь", никто никогда по-настоящему не учит нас правилам, обучаться которым приходится самостоятельно.

Когда я смотрю на стереотипы и шаблоны поведения в жизни большинства американцев, я не спрашиваю себя, поче­му наше общество пришло в состояние упадка. При таком от­сутствии подготовки глупо ждать другого результата.

 


 

Мы недостаточно образованны в области психологии, чтобы осознать, в чем состоят проблемы. Подумайте об этом. Почему так много неудачных браков? Потому что никого из нас никогда не учили, как жить в браке. Нас не учат, как и зачем выбирать партнера; пребывая в браке, мы не знаем, как управлять своими эмоциями и как разрешать супружес­кие конфликты. Людям, состоящим в браке, никогда не объясняли, почему они сами или их супруги чувствуют то, что они чувствуют, и действуют так, как они действуют. Никто никогда не учил нас основам. Почему мы, американ­цы, так часто страдаем от избыточного веса? Потому что никто никогда не учил нас управлять своими побуждениями. Никто никогда не учил нас, как настроить себя на дос­тижение здоровья и благополучия. Почему наши дети пробуют наркотики во все более и более раннем возрасте? Потому что никто никогда не учил нас, как воспитывать своих детей так, чтобы удержать их от необходимости об­ращаться к наркотикам, когда они хотят почувствовать то, что они хотят почувствовать.

Не получая формального образования в обществе, мы полагаемся на образцы и ролевые модели поведения, заим­ствованные нами из нашей собственной жизни и из жизни наших родителей. Но большинство из нас были воспитаны родителями той эпохи, которая слишком мало или совсем не обращала внимания на жизнь отдельного человека и не заботилась о его интересах. Что же касается управления собственной жизнью, люди прежних поколений усаживались в кабину самолета и отрывались от взлетной полосы неза­висимо от того, были они готовы к этому или нет. Если наших родителей никогда не обучали и не готовили к тому, что­бы быть хорошими матерями, отцами и супругами, то какими образцами для подражания они могут быть? Да, я смею утверждать, что если вам повезло и вы имели в своей жизни положительный пример, то вы - и ваши родители ­должны благодарить судьбу, или слепую удачу, или даже те пробы и ошибки, которые привели вас к правильному ре­зультату. Но я совершенно уверен, что это не имеет ничего общего с обучением и подготовкой. Проще говоря, это оз­начает не только то, что вам не хватает определенной важ­ной информации, но и то, что информация, которой вы об­ладаете, может быть ошибочной. Иногда самая трудная часть обучения чему-либо новому - отучиться от старого способа делать это.

Задание № З. Критически пересмотрите все те свои убеждения, которые в ходе вашей жизни были при­няты вами на веру или были переняты вами по тради­ции автоматически. Составьте в своем дневнике спи­сок всего, что может соответствовать этому определению. Рассмотрите стереотипы мышления, шаблоны и модели поведения в своей личной, професс­иональной, семейной общественной жизни. Я ду­маю, вы будете удивлены тем, какая значительная часть вашей жизни пронизана ими. Часто вы поступаете определенным образом просто потому, что кто-то другой поступал именно таким образом. Конечно, вы найдете в себе и то, что не подчиняется стереотипам и шаблонам, - это следует развивать; но при этом обнаружите многое, что не выдерживает никакой критики и нуждается в изменении; от чего-то, может быть, придется и вовсе отказаться.


Человек способен делать только то, о чем ему известно, как это делать. Моя задача состоит именно в том, чтобы пре­дупредить вас: можно узнать гораздо больше и то, что вы делаете, может оказаться неправильным. Десять принци­пов жизни могут обеспечить вас надежными знаниями. Вы не найдете их в учебниках, но они правдиво и точно отра­жают устройство мира. Майя Энджелоу сказала: "Вы де­лали то, о чем знали, как это делать; узнав, как делать это лучше, вы стали делать лучше". Вам пора узнать, как делать лучше.

Очевидно, не все в этом мире заблудились, но вы должны быть осторожны и разборчивы в том, где и от кого вы получаете информацию. Есть идиоты с учеными степенями, у которых недостаточно ума, чтобы во время дождя спрятать­ся под крышей. Есть мудрые и проницательные люди без ка­кого-либо утонченного образования. Вы можете также най­ти немногих, имеющих как образование, так и мудрость. Выбор основательных, надежных учителей зависит от вас. Не для того, чтобы заставить себя думать, как они, а чтобы доба­вить что-нибудь новое к своим личным знаниям.

Если вы когда-либо работали в больших организаци­ях, то понимаете, о чем я говорю. Блестящая табличка с име­нем на двери излучает какую-то власть. Но бывают люди, чья власть и сила проистекают из того, что они очень хорошо ориентируются и знают все входы и выходы.

Ваша задача, несомненно, заключается в том, чтобы найти такие источники информации, доверие к которым со­здается вовсе не из-за таблички на двери их кабинета и не из-за внушительной должности. К счастью, такие люди су­ществуют. Я уверен, что вы встречали их в жизни, а в ряде случаев и сами, вероятно, были тем человеком, который хо­рошо ориентируется в различных ситуациях и обстоятель­ствах по ходу дела.

Вспомните, когда вы пришли на новую работу, вам, новичку, наверняка кто-нибудь сказал: "Держись поближе к тому старому стреляному воробью: он здесь хорошо ориен­тируется". Что же люди уважали в Стреляном Воробье (СВ)? То, что он (или она) понимал эту особую систему и знал, как заставить ее работать на людей, входящих в нее, а не против них. Этот человек лучше других знал правила, убеждения, нормы и пристрастия, приводившие в движение эту конкрет­ную систему. Ваша стена в офисе могла быть увешана дип­ломами, а костюм, который вы носили в первую рабочую не­делю, мог стоить больше, чем СВ зарабатывал за месяц. Но, независимо от того, насколько утонченно ваше происхожде­ние, независимо от того, сколько знаний и опыта, по вашему мнению, вы принесли с собой, занимая свою новую долж­ность, - вы довольно быстро поняли, что СВ обладал соб­ственной мудростью.

 


 

Когда руководства нет на месте или компьютерная сеть выходит из строя, не беспокойте специалистов, - про­сто позовите СВ. Он будет знать, с кем связаться и что ска­зать. Когда люди, занимающиеся обслуживанием вашей оргтехники, говорят, что они, возможно, не смогут отре­монтировать ваш копир раньше следующей недели, - до­говоритесь, чтобы СВ позвонил им. Он обязательно добь­ется результата (или просто под скажет, где нужно "пнуть" эту штуку, чтобы она снова заработала). Когда ожидается сокращение штатов, СВ каким-то образом первым узнает подробности.

В то время как другие люди на работе знают вещи, особая компетентность СВ лежит в области особенностей че­ловеческого поведения, характерных для этого коллектива. В первые же дни работы на новом месте вы уяснили, что если бы вы знали то, что знает он, вы избежали бы нарушения пра­вил (официальных или неписаных), ставя этим в неудобное положение себя и разочаровывая своего начальника. Он мог бы рассказать вам, чего старшие по чину ожидают от служа­щего. Он мог бы рассказать вам, что им нужно увидеть и услышать от вас, что ы сделать вывод, что вы в порядке". Он мог бы рассказать вам о "правилах этой игры", одни из кото­рых всегда написаны на бумаге, другие - иногда, а третьи, обычно самые важные, - никогда. Он мог бы даже поделить­ся с вами секретной формулой продвижения вверх по слу­жебной лестнице.

Опыт СВ дал ему знания, и эти знания сделали его могущественным. Он узнал, как работает система, - так он стал стреляным. Он заранее знал, когда вам удастся выйти сухим из воды, а когда - нет. Он изучил все инструкции по искусному управлению. Но более важно, что он наблюдал, как работает реальный мир. СВ расшифровал его код.

Сейчас, по прошествии времени, вы можете быть именно таким человеком у себя на работе или знать кого-­то, кто таким является. Стреляные Воробьи существуют почти везде. Вы видите СВ в кинофильмах о тюрьме: он­ парень постарше, с наблюдательными глазами, слоняю­щийся вдоль стены, молчаливый. Он - в кинолентах про полицию и мафию или про войну. Он знает политику; зна­ет, когда надавить и когда отпустить. Он знает, как остать­ся в живых. Вы можете найти его в кафе или закусочной и обнаружить его живущим под мостом, среди бездомных.

Всегда есть человек, который по праву может сказать вам: "Меня не заботит, что они говорят, или во ЧТО вы верите, или что вы учили в школе, или каким, по вашему мнению, это должно быть. Я говорю вам правду: так, как это есть на самом деле".

Представляя себе Стреляного Воробья, я вижу его рассказывающим мне правду, какой бы она ни была, деля­щимся со мной той трезвой мудростью, которую вы не най­дете в книгах. Никаких фантазий, только факты, известные исключительно по опыту и наблюдению. Он может быть не особенно красноречивым, но умеет и это. Вот что вы могли бы услышать.

 


 

 

Мудрость Стреляного Воробья

Факт: "Санта Клаус не существует, а Элвис давно уже умер. Если ваша жизнь станет лучше, это произойдет потому, что вы сделаете ее лучше. На Бога надейся, а сам не плошай".

Факт: "Прежде чем ваша жизнь сможет пойти в правиль­ном направлении, вы должны осмотреться и перестать идти в неправильном" .

Факт: "Вы вовсе не должны засовывать собственный палец в работающую кофемолку, чтобы узнать, что это не самая лучшая идея - совать пальцы в работающие н:офемолки".

Факт: "Составьте план и действуйте в соответствии с ним. Жизнь - не репетиция перед показом модной одежды".

Факт: "Они будут использовать вас, только если вы им по­зволите. Когда они соберутся проредить толпу или отнять у людей деньги, серьезно взгляните им в лицо и дайте реши­тельный отпор".

Факт: "Жизнь - это соревнование: кто-то непременно под­считывает очки и засекает время игры".