Принцип взаимности утверждает: вы получаете то, что отдаете. Манера, стиль, энергия, которые вы используете, чтобы привлечь к себе людей, будут определять их ответную реакцию на вас.
Взаимность проявляется в самых элементарных вещах. Вы случайно встречаете знакомого, и он говорит: "Привет! Как поживаешь?" Вы отвечаете: "Прекрасно. А ты?" И он, скорее всего, скажет в ответ: "Замечательно. Просто замечательно!" Ничего удивительного. Небрежный, поверхностный, вполне вежливый обмен приветствиями. Редко случается так, чтобы кто-нибудь из случайных собеседников разразился слезами и сказал, что прошлой ночью застал свою супругу в постели с каким-то негодяем. Такого рода откровение было бы совершенно неуместным, когда кто-то хочет просто вежливо и поверхностно поприветствовать другого человека. Все типично и предсказуемо, вы получаете то, что даете.
Но то же самое общение могло бы произойти на совершенно другом уровне. Вы могли бы начать разговор, сказав: "Боже мой, да ты на себя не похож! Что-нибудь случилось?" Установив взаимодействие на более глубоком уровне, вы можете получить более оригинальный ответ: реально заинтересовавшись другим человеком, можно ожидать более интимного обмена информацией.
Существует бесконечное количество стилей, способов и уровней глубины нашего взаимодействия с другими людьми, и мы можем выбрать любой из них в зависимости от ситуации, но у каждого есть некий неизменный стереотипный образ: то, какими нас видят окружающие. Совокупность ваших обычных привычек вести себя, вступая в контакт с окружающими, и определяет реакцию людей на вас и, следовательно, ваше собственное восприятие окружающего мира.
у всех людей (и у вас в том числе) есть свой стиль, какой-то особенный способ бытия в мире людей. Можно, например, услышать: "Он всегда нападает" - или: "Она - расчетливый потребитель". Некоторые подходят к жизни как к сражению: они враждебны, даже взрывоопасны. Другие люди застенчивы и ожидают, что их будут подавлять, и это происходит на самом деле. Ваш подход к жизни предопределяет, что вы получите в ответ. Можете жаловаться на то, как люди относятся к вам, но поверьте мне: вы сами так же, как и все остальные люди, создаете то отношение, с которым подходят к вам окружающие.
Трезво оценив свой стиль взаимоотношений с другими людьми, вы начнете понимать, почему мир отвечает вам именно так, а не иначе. Чтобы помочь вам, я приведу некоторые примеры тех стилей поведения, на которые мир вполне предсказуемо отвечает взаимностью. Возможно, вы узнаете в них себя, а может быть, выделите свой стиль поведения в особую категорию.
"Дикобраз"
Кажется, эти люди просто ищут повода для ссоры. Они вступают в любую ситуацию, ожидая, что их обидят. Они придираются ко всему, что происходит вокруг. Не важно, что это за ситуация, - они быстро относят на свой счет любое действие или утверждение, находя его оскорбительным для своей чувствительной натуры. Они очень "колючие". Попытаться сблизиться с ними - все равно что попробовать обнять дикобраза. В результате люди если и контактируют с ними, то стараются держаться на почтительном расстоянии. Мир понимает, что водиться с "дикобразом" - проигрышное дело. Они обычно жалуются на равнодушие окружающих; неприветливость других людей расстраивает их. Кажется, что дико разы не отдают себе отчет в своем поведении и в том, что люди просто отвечают им тем же.
"Лапы вверх"
Все мы сталкивались с собаками, с которыми плохо обращались: когда к ним приближаются, они просто ложатся, переворачиваются на спину и поднимают лапы вверх, принимая совершенно беззащитную позу. Некоторые люди ведут себя таким же образом: "Это я во всем виноват. Я все испортил. Я заслуживаю наказания". Они сообщают миру: в каждой ситуации есть те, кто наказывает, и те, кого наказывают, и ожидают, что окажутся последними. Эти люди приглашают мир выпороть их. Им очевидно, что существует определенная иерархия, в которой они займут нижнюю ступень. Мир охотно окажет им эту услугу.
"Король или королева джунглей"
Это человек, дающий окружающим почувствовать, что они неумытые крестьяне, которым посчастливилось присутствовать при чрезвычайно важной особе. Себя он считает человеком-легендой. Такие люди говорят о своих делах и событиях своей жизни так, словно они захватывающе интересны для всех. Сказать, что эти люди высокомерны и что у них непомерное самомнение - недостаточно: они совершенно убеждены в том, что вся вселенная вращается вокруг них. Мир отвечает им негодованием. Члены семьи и сотрудники часто бойкотируют "короля" или "королеву", используя пассивно-агрессивное поведение. Например, когда начнется дождь, никто не удосужится сказать им, что они оставили окна своей машины открытыми. Эти несчастные даже не подозревают, с какой радостью люди отпразднуют их кончину, - таков их жизненный опыт.
"Позер"
С равным успехом эти люди могли бы быть манекенами в витрине магазина. Они подают себя в самой неестественной манере, какую только можно вообразить. Они ведут себя так, как если бы глупость была добродетелью, а поверхностность - божественным даром. Их цель - выглядеть лучше, чем вы, и быть уверенными, что вы это знаете. Они тратят большую часть своего времени, принимая позы, и используют ложную самокритику, чтобы напроситься на комплименты. Пытаться заставить позера почувствовать себя в безопасности равноценно попытке наполнить бездонный колодец. Поскольку они настаивают на поверхностном общении с миром, их жизненный опыт лишен искренности и близости.
"Людоеды"
У "людоедов" есть одна простая и незатейливая цель: контролировать всех и все. Они намерены управлять вашей жизнью, жизни других людей и всем тем, чем вы имели несчастье поделиться с ними. В любых отношениях они стремятся к господству. "Людоеды" расскажут вам, что вы думаете и как вы себя чувствуете. Они будут использовать вас и всех окружающих, чтобы получить то, чего они хотят. Если вы или кто-либо другой пострадает от несчастного случая - это незначительное неудобство, тогда людоеды" будут просто доставать кого-то еще. В этом отношении у них ненасытный аппетит. Поскольку "людоеды" выстраивают свое общение с миром таким образом, их отношения полностью и болезненно односторонни. другие люди отвечают им бунтом, непринятием или обидой. В конечном счете их жизненный опыт - сплошное разочарование и одиночество.
"Королева трагедии"
Для этих истеричек никакое из жизненных событий, даже самое заурядное, не является обычным. Каждая их болезнь - самая страшная, какую когда-либо видели доктора. Каждое незначительное повреждение их машины становится жуткой аварией, когда они рассказывают о случившемся. Каждая фраза, отпущенная в их адрес, становится самой приятной и самой теплой, какую они только слышали, или самой грубой и самой злобной, какую только можно вообразить. Эти люди способны написать трагедию, наблюдая за тем, как высыхает краска на стене. Они взаимодействуют с миром, жертвуя даже тенью правдоподобия. Окружающие очень скоро понимают, что имеют дело с театральным представлением и не придают значения тому, что они говорят. Их жизненный опыт отмечен бесплодностью усилий и постоянными улыбками окружающих: в любой ситуации становится невозможным принимать "Королеву трагедии" всерьез.
"Жертва"
Эти люди ни за что не отвечают. Все, что делается, делается не ими, а по отношению к ним, или с ними, или для них. Они видят себя пленниками злого рока, и никто не в силах им помочь. "Жертвы" - нытики, плаксы и обвинители. Мир быстро устает от их виноватого выражения лица и абсолютно не уважает их человеческое достоинство. Их жизненный опыт отличается пассивностью, отсутствием контроля и неспособностью преодолевать препятствия.
"Эйнштейн-аналитик"
Эти всезнайки - типичный пример парализующего действия склонности к постоянному анализу. Они до скуки критически разбирают каждую ситуацию. Они совершенно упускают суть любого дела, в котором участвуют, а поэтому и всей жизни в целом. Взаимодействуя с миром, они выглядят умными, но непрактичными. Поскольку их "сверханализ" надоедает людям, "Эйнштейнов" обычно избегают. Они создают жизненный опыт, характеризующийся бесцветностью и отсутствием человеческого тепла.
"Сплетник-заговорщик"
"Сплетники-заговорщики" постоянно оглядываются и нашептывают вам захватывающую "правду", которую знают только они и которой делятся только с вами. Их воспринимают как людей, вмешивающихся в чужие дела и не заслуживающих доверия. Мир быстро понимает, что если они рассказывают что-то вам, то они расскажут это и о вас. Люди обращаются с ними самым осторожным образом. Никто не желает обеспечивать "сплетников-заговорщиков" информацией, которая станет темой следующей сверхсекретной встречи. В конечном счете их пристыжают. Они уничтожают себя тем, что снова и снова пытаются создать связи, доверие и близость за счет других.
"Да, но ... "
Из всех животных, которые когда-либо ходили вертикально и пользовались пальцами, эти люди, возможно, самые разочаровывающие. Не имеет значения, что вы говорите, какое решение предлагаете, какой вклад можете сделать, их ответ всегда будет одинаков: "Да, но ... ". За ним последует бесчисленное количество причин, по которым ваше предложение не может и не будет работать. Поскольку столкновение с ними может быть таким расстраивающим, люди избегают их, как кислого молока. Они разочаровывают и разочаровываются. Они создают жизненный опыт, который приводит их к ссоре с миром и со всеми в нем.
"Скарлетт О'Хара"
Сталкиваясь с трудностями, эти люди предпочитают игнорировать их. "Я подумаю об этом завтра, - говорят они. - Завтра будет другой день". Мир, покачивая головой, не проявляет к ним уважения, воспринимая "Скарлетт О'Хара" как людей нереалистичных и похожих на водителя, заснувшего за рулем. Как только окружающие видят, что они не собираются решать проблем и что любые попытки помочь им тщетны, эти усилия быстро прекращаются.
"Маска"
По иронии, энергия, с которой эти люди стараются спрятать "нечто" в своей жизни, очень часто делает очевидным тот факт, что они что-то скрывают. Тем не менее усилия мира, направленные на то, чтобы пробиться сквозь маску, наталкиваются на сопротивление и еще более очевидный обман. В результате окружающие справедливо делают вывод, что "Маски" вовсе не такие, какими пытаются казаться. Крайнее недоверие людей к "Маске" препятствует ее успеху. Что касается самой "Маски", то глубокие отношения для нее фактически невозможны.
" Джеким-и-Хайд"
Как следует из самого имени, эти люди совершенно непредсказуемы. Тот самый человек, которому вы сегодня открылись в своей ранимости, на следующий день может оказаться совершенно не заслуживающим эмоционального доверия. Люди понимают, что "Джекилл-и-Хайд" их надует. В результате барьер страха и недоверия создает для него проблемы в отношениях с миром.
"Пай-мальчик"
В реальной жизни некоторые люди имеют злое сердце и грязные намерения. Но "Пай-мальчики" и "Пай-девочки" остаются невероятно слепы по отношению к подобным фактам. Они полагают, что могут позволить себе оставаться чистыми и невинными, не отягощая себя необходимостью быть мудрыми. Они испытывают неловкость, когда слышат непристойные выражения. Они ведут себя в столь ханжеской манере, что оказываются вне основного потока жизни. Я говорю не о людях по-настоящему нравственных, а о тех, кто пытается навязать крайне нереалистичные требования себе или другим.
"Мистер Совершенство"
Эти люди решили быть самим совершенством, в отличие от всех остальных. Они преподносят эту цель так, словно это добродетель. Они должны быть совершенными. Фактически такая формулировка их призвания характеризуется самонадеянностью и высокомерием. Они не думают, что вы можете быть совершенством, - только они. Так что они на голову выше вас: "Вам можно иметь недостатки, а я должен быть совершенно идеальным". Но поскольку совершенства не существует, эти люди постоянно разочарованы. Они никогда не соответствуют тому стандарту, который сами установили. Хотя их жизнь характеризуется постоянным саморазрушением и отсутствием радости, они хвастливо заявляют: "Я приверженец безупречности". На это мир отвечает: "Ты обречен".
"Паникер"
Мир вокруг рушится, и "Паникеры" знают об этом. Где бы это ни было: на работе, дома, в личных отношениях, в экономике, погоде - крушение близится, и они уверены в этом так же, как в том, что земля вертится, и эта катастрофа будет ужасна. Эти люди тревожны и назойливы, они переходя т от одного воображаемого кризиса к другому. Окружающих этот спектакль раздражает и утомляет.
"Нытик"
Для этих людей все "не слава Богу". То слишком жарко, то слишком холодно. Слишком далеко, слишком трудно, они слишком устали. Если дать им возможность говорить, они поведают вам о том, что их постигла новая беда. Никто не обращает на них внимания или не проявляет должной заботы. Жизнь несправедлива. Они не получают того, что получают все остальные. Стоны, жалобы, плач. Эти люди воспринимают жизнь как мучение и суровое испытание. В ответ окружающие хотят тряхнуть их и заорать: "Заткнись и начни решать свои проблемы! Но сначала замолчи!"
"Обвинители"
Эти ребята выяснили, что чувство вины - это шило, оружие, которое должно быть использовано для того, чтобы держать других под контролем и манипулировать ими. Они используют чувство вины, чтобы подавлять окружающих. Они могут плакаться или быть мучениками, но вы в любом случае горько обидели их, и за ваш проступок вы пожизненно приговорены к чувству вины и стыда за то, кто вы такой, или за то, что вы думаете и чувствуете.
Прорабатывая этот список, вы могли обнаружить некоторые образы, которые описывают ваш стиль взаимодействия с окружающими. Я призываю вас осознать, что этот стиль влияет на ваши отношения с миром. Бьюсь об заклад, вы узнали в этом списке многих своих знакомых. Надеюсь, это дает вам понимание того, как и почему они имеют именно такой жизненный опыт, какой у них есть.
Однажды признав и приняв второй закон, вы перестанете быть жертвой. Это все равно, что оказаться в одиночестве в движущейся машине: вы не умеете водить автомобиль и не ожидаете ничего, кроме катастрофы. Сядьте за руль. Начните сознательно, целенаправленно и активно создавать ту жизнь, которая вам нужна, вместо того, чтобы страдать от той, которая вас не устраивает.
Здесь я хочу остановиться, чтобы напомнить вам кое-что из обсуждаемого в первой главе: вы не можете отказаться от выбора. Даже отказ от выбора - уже выбор. Поэтому вы не можете сказать: "Фил, я не хочу нести ответственность за выбор последствий. Я не желаю, чтобы мне об этом напоминали". Но я-то делаю именно это ... Более того, этот закон действовал в вашей жизни еще до того, как я рассказал вам о нем. Я просто заставляю вас его осознать, чтобы вы могли воспользоваться этим пониманием и создавать новый жизненный опыт. Осознание того, что у вас нет возможности не выбирать, означает, что каждый день, каждым действием и каждой мыслью вы совершаете выбор, который создает ваш повседневный опыт - минута за минутой, день за днем. Так делайте это с пониманием того влияния, которое мысли и поведение оказывают на вашу жизнь, как на внутреннюю, так и на внешнюю. Вывод: вы ответственны за то, какую жизнь ведете, за свои чувства и реакции на нее.
Очевидно, что, меняясь, вы начинаете делать вещи, которых не делали раньше. Это означает, что территория, на которую вы входите, является новой, неизвестной, и это уже не часть привычной вам жизни. Она может сначала не понравиться вам. Как это ни грустно, но человек по природе своей склонен осуждать и сопротивляться новому или непонятному. Однако сознательным усилием вы можете преодолеть это общечеловеческое качество. Осознанно включите свою силу воли. Будьте готовы экспериментировать и пробовать новое.
Я не могу вспомнить в своей жизни ни одного момента, когда мой опыт был бы обогащен или качество жизни повысилось бы благодаря сказанному мной "нет". Но я могу вспомнить множество случаев, когда жизнь стала лучше просто потому, что я сказал: "Хорошо, конечно. Я попробую". Относилось ли это "да" к новому кино или спектаклю, которые, как я думал, не понравятся мне, или к тому, чтобы пойти в колледж, но я открывал новые высоты только тогда, когда проявлял волю и желание. Я никогда не получал больше, чем хотел, позволяя своей рассудительной, уставшей, апатичной натуре брать надо мной верх.
Будьте любопытными и открытыми ко всему новому и неизведанному. Учитесь дальше. Это не означает, что вы должны воздерживаться от верных суждений или безрассудно рисковать во имя развития силы воли. Если кто-то говорит: "Эй, попробуй кокаин. Тебе понравится" - очевидно, это не тот момент, когда нужно проявлять любопытство или готовность испытать что-нибудь новое. Пусть сами его нюхают! Но вы-то знаете, о чем я говорю. Преодолейте вашу привычную хандру. Выберитесь из привычной колеи и оглянитесь вокруг. Вы можете по-настоящему удивиться. Чем дольше вы прожили в ловушке иррационального и болезненного образа жизни, тем труднее создавать новый. Иногда вам удастся сразу сделать целый шаг вперед, а иногда вы будет отступать.