Принцип взаимности

Принцип взаимностиПринцип взаимности утверждает: вы получаете то, что отда­ете. Манера, стиль, энергия, которые вы используете, чтобы привлечь к себе людей, будут определять их ответную реак­цию на вас.

Взаимность проявляется в самых элементарных ве­щах. Вы случайно встречаете знакомого, и он говорит: "При­вет! Как поживаешь?" Вы отвечаете: "Прекрасно. А ты?" И он, скорее всего, скажет в ответ: "Замечательно. Просто замечательно!" Ничего удивительного. Небрежный, повер­хностный, вполне вежливый обмен приветствиями. Редко случается так, чтобы кто-нибудь из случайных собеседни­ков разразился слезами и сказал, что прошлой ночью зас­тал свою супругу в постели с каким-то негодяем. Такого рода откровение было бы совершенно неуместным, когда кто-то хочет просто вежливо и поверхностно поприветство­вать другого человека. Все типично и предсказуемо, вы по­лучаете то, что даете.

Но то же самое общение могло бы произойти на со­вершенно другом уровне. Вы могли бы начать разговор, ска­зав: "Боже мой, да ты на себя не похож! Что-нибудь случи­лось?" Установив взаимодействие на более глубоком уровне, вы можете получить более оригинальный ответ: реально заинтересовавшись другим человеком, можно ожидать бо­лее интимного обмена информацией.

Существует бесконечное количество стилей, спосо­бов и уровней глубины нашего взаимодействия с другими людьми, и мы можем выбрать любой из них в зависимости от ситуации, но у каждого есть некий неизменный стерео­типный образ: то, какими нас видят окружающие. Совокупность ваших обычных привычек вести себя, вступая в контакт с окружающими, и определяет реакцию людей на вас и, следовательно, ваше собственное восприятие окружа­ющего мира.

у всех людей (и у вас в том числе) есть свой стиль, какой-то особенный способ бытия в мире людей. Можно, например, услышать: "Он всегда нападает" - или: "Она - рас­четливый потребитель". Некоторые подходят к жизни как к сражению: они враждебны, даже взрывоопасны. Другие люди застенчивы и ожидают, что их будут подавлять, и это про­исходит на самом деле. Ваш подход к жизни предопределя­ет, что вы получите в ответ. Можете жаловаться на то, как люди относятся к вам, но поверьте мне: вы сами так же, как и все остальные люди, создаете то отношение, с которым под­ходят к вам окружающие.

Трезво оценив свой стиль взаимоотношений с други­ми людьми, вы начнете понимать, почему мир отвечает вам именно так, а не иначе. Чтобы помочь вам, я приведу некото­рые примеры тех стилей поведения, на которые мир вполне предсказуемо отвечает взаимностью. Возможно, вы узнаете в них себя, а может быть, выделите свой стиль поведения в особую категорию.

 


 

"Дикобраз"

Кажется, эти люди просто ищут повода для ссоры. Они вступа­ют в любую ситуацию, ожидая, что их обидят. Они придирают­ся ко всему, что происходит вокруг. Не важно, что это за ситуа­ция, - они быстро относят на свой счет любое действие или утверждение, находя его оскорбительным для своей чувстви­тельной натуры. Они очень "колючие". Попытаться сблизить­ся с ними - все равно что попробовать обнять дикобраза. В ре­зультате люди если и контактируют с ними, то стараются держаться на почтительном расстоянии. Мир понимает, что во­диться с "дикобразом" - проигрышное дело. Они обычно жа­луются на равнодушие окружающих; неприветливость других людей расстраивает их. Кажется, что дико разы не отдают себе отчет в своем поведении и в том, что люди просто отвечают им тем же.

"Лапы вверх"

Все мы сталкивались с собаками, с которыми плохо обраща­лись: когда к ним приближаются, они просто ложатся, перево­рачиваются на спину и поднимают лапы вверх, принимая со­вершенно беззащитную позу. Некоторые люди ведут себя таким же образом: "Это я во всем виноват. Я все испортил. Я заслу­живаю наказания". Они сообщают миру: в каждой ситуации есть те, кто наказывает, и те, кого наказывают, и ожидают, что окажутся последними. Эти люди приглашают мир выпороть их. Им очевидно, что существует определенная иерархия, в которой они займут нижнюю ступень. Мир охотно окажет им эту услугу.

"Король или королева джунглей"

Это человек, дающий окружающим почувствовать, что они ­неумытые крестьяне, которым посчастливилось присутство­вать при чрезвычайно важной особе. Себя он считает чело­веком-легендой. Такие люди говорят о своих делах и собы­тиях своей жизни так, словно они захватывающе интересны для всех. Сказать, что эти люди высокомерны и что у них непомерное самомнение - недостаточно: они совершенно убеждены в том, что вся вселенная вращается вокруг них. Мир отвечает им негодованием. Члены семьи и сотрудники часто бойкотируют "короля" или "королеву", используя пас­сивно-агрессивное поведение. Например, когда начнется дождь, никто не удосужится сказать им, что они оставили окна своей машины открытыми. Эти несчастные даже не подозревают, с какой радостью люди отпразднуют их кон­чину, - таков их жизненный опыт.

 


 

 

"Позер"

С равным успехом эти люди могли бы быть манекенами в витрине магазина. Они подают себя в самой неестествен­ной манере, какую только можно вообразить. Они ведут себя так, как если бы глупость была добродетелью, а по­верхностность - божественным даром. Их цель - выгля­деть лучше, чем вы, и быть уверенными, что вы это знаете. Они тратят большую часть своего времени, принимая позы, и используют ложную самокритику, чтобы напроситься на комплименты. Пытаться заставить позера почувствовать себя в безопасности равноценно попытке наполнить без­донный колодец. Поскольку они настаивают на поверхно­стном общении с миром, их жизненный опыт лишен ис­кренности и близости.

"Людоеды"

У "людоедов" есть одна простая и незатейливая цель: кон­тролировать всех и все. Они намерены управлять вашей жизнью, жизни других людей и всем тем, чем вы имели несчастье поделиться с ними. В любых отношениях они стремятся к господству. "Людоеды" расскажут вам, что вы думаете и как вы себя чувствуете. Они будут использовать вас и всех окружающих, чтобы получить то, чего они хо­тят. Если вы или кто-либо другой пострадает от несчастного случая - это незначительное неудобство, тогда людоеды" будут просто доставать кого-то еще. В этом отношении у них ненасытный аппетит. Поскольку "людо­еды" выстраивают свое общение с миром таким образом, их отношения полностью и болезненно односторонни. дру­гие люди отвечают им бунтом, непринятием или обидой. В конечном счете их жизненный опыт - сплошное разо­чарование и одиночество.

"Королева трагедии"

Для этих истеричек никакое из жизненных событий, даже самое заурядное, не является обычным. Каждая их бо­лезнь - самая страшная, какую когда-либо видели докто­ра. Каждое незначительное повреждение их машины ста­новится жуткой аварией, когда они рассказывают о случившемся. Каждая фраза, отпущенная в их адрес, ста­новится самой приятной и самой теплой, какую они толь­ко слышали, или самой грубой и самой злобной, какую только можно вообразить. Эти люди способны написать трагедию, наблюдая за тем, как высыхает краска на стене. Они взаимодействуют с миром, жертвуя даже тенью прав­доподобия. Окружающие очень скоро понимают, что имеют дело с театральным представлением и не придают значения тому, что они говорят. Их жизненный опыт отмечен бес­плодностью усилий и постоянными улыбками окружающих: в любой ситуации становится невозможным принимать "Ко­ролеву трагедии" всерьез.

 


 

 

"Жертва"

Эти люди ни за что не отвечают. Все, что делается, делается не ими, а по отношению к ним, или с ними, или для них. Они видят себя пленниками злого рока, и никто не в силах им помочь. "Жертвы" - нытики, плаксы и обвинители. Мир быстро устает от их виноватого выражения лица и абсолютно не уважает их человеческое достоинство. Их жизненный опыт отличается пассивностью, отсутствием контроля и неспособностью преодоле­вать препятствия.

"Эйнштейн-аналитик"

Эти всезнайки - типичный пример парализующего действия склонности к постоянному анализу. Они до скуки критически разбирают каждую ситуацию. Они совершенно упускают суть любого дела, в котором участвуют, а поэтому и всей жизни в целом. Взаимодействуя с миром, они выглядят умными, но непрактичными. Поскольку их "сверханализ" надоедает лю­дям, "Эйнштейнов" обычно избегают. Они создают жизненный опыт, характеризующийся бесцветностью и отсутствием человеческого тепла.

"Сплетник-заговорщик"

"Сплетники-заговорщики" постоянно оглядываются и на­шептывают вам захватывающую "правду", которую знают только они и которой делятся только с вами. Их восприни­мают как людей, вмешивающихся в чужие дела и не заслу­живающих доверия. Мир быстро понимает, что если они рас­сказывают что-то вам, то они расскажут это и о вас. Люди обращаются с ними самым осторожным образом. Никто не желает обеспечивать "сплетников-заговорщиков" информа­цией, которая станет темой следующей сверхсекретной встре­чи. В конечном счете их пристыжают. Они уничтожают себя тем, что снова и снова пытаются создать связи, доверие и близость за счет других.

 


 

 

"Да, но ... "

Из всех животных, которые когда-либо ходили вертикаль­но и пользовались пальцами, эти люди, возможно, самые разочаровывающие. Не имеет значения, что вы говорите, какое решение предлагаете, какой вклад можете сделать, их ответ всегда будет одинаков: "Да, но ... ". За ним последует бесчисленное количество причин, по которым ваше предло­жение не может и не будет работать. Поскольку столкнове­ние с ними может быть таким расстраивающим, люди избе­гают их, как кислого молока. Они разочаровывают и разочаровываются. Они создают жизненный опыт, который приводит их к ссоре с миром и со всеми в нем.

"Скарлетт О'Хара"

Сталкиваясь с трудностями, эти люди предпочитают игнори­ровать их. "Я подумаю об этом завтра, - говорят они. - Завт­ра будет другой день". Мир, покачивая головой, не проявляет к ним уважения, воспринимая "Скарлетт О'Хара" как людей нереалистичных и похожих на водителя, заснувшего за рулем. Как только окружающие видят, что они не собираются решать проблем и что любые попытки помочь им тщетны, эти усилия быстро прекращаются.

"Маска"

По иронии, энергия, с которой эти люди стараются спря­тать "нечто" в своей жизни, очень часто делает очевидным тот факт, что они что-то скрывают. Тем не менее усилия мира, направленные на то, чтобы пробиться сквозь маску, натал­киваются на сопротивление и еще более очевидный обман. В результате окружающие справедливо делают вывод, что "Маски" вовсе не такие, какими пытаются казаться. Крайнее недоверие людей к "Маске" препятствует ее успеху. Что ка­сается самой "Маски", то глубокие отношения для нее фак­тически невозможны.

 


 

 

" Джеким-и-Хайд"

Как следует из самого имени, эти люди совершенно непредс­казуемы. Тот самый человек, которому вы сегодня открылись в своей ранимости, на следующий день может оказаться совершенно не заслуживающим эмоционального доверия. Люди понимают, что "Джекилл-и-Хайд" их надует. В резуль­тате барьер страха и недоверия создает для него проблемы в отношениях с миром.

"Пай-мальчик"

В реальной жизни некоторые люди имеют злое сердце и грязные намерения. Но "Пай-мальчики" и "Пай-девочки" остаются невероятно слепы по отношению к подобным фак­там. Они полагают, что могут позволить себе оставаться чистыми и невинными, не отягощая себя необходимостью быть мудрыми. Они испытывают неловкость, когда слышат непристойные выражения. Они ведут себя в столь ханжес­кой манере, что оказываются вне основного потока жизни. Я говорю не о людях по-настоящему нравственных, а о тех, кто пытается навязать крайне нереалистичные требования себе или другим.

"Мистер Совершенство"

Эти люди решили быть самим совершенством, в отличие от всех остальных. Они преподносят эту цель так, словно это добродетель. Они должны быть совершенными. Фактичес­ки такая формулировка их призвания характеризуется само­надеянностью и высокомерием. Они не думают, что вы мо­жете быть совершенством, - только они. Так что они на голову выше вас: "Вам можно иметь недостатки, а я должен быть совершенно идеальным". Но поскольку совершенства не существует, эти люди постоянно разочарованы. Они ни­когда не соответствуют тому стандарту, который сами уста­новили. Хотя их жизнь характеризуется постоянным само­разрушением и отсутствием радости, они хвастливо заявляют: "Я приверженец безупречности". На это мир отвечает: "Ты обречен".

 


 

 

"Паникер"

Мир вокруг рушится, и "Паникеры" знают об этом. Где бы это ни было: на работе, дома, в личных отношениях, в экономике, погоде - крушение близится, и они уверены в этом так же, как в том, что земля вертится, и эта катастрофа будет ужасна. Эти люди тревожны и назойливы, они переходя т от одного воображаемого кризиса к другому. Окружающих этот спек­такль раздражает и утомляет.

"Нытик"

Для этих людей все "не слава Богу". То слишком жарко, то слишком холодно. Слишком далеко, слишком труд­но, они слишком устали. Если дать им возможность го­ворить, они поведают вам о том, что их постигла новая беда. Никто не обращает на них внимания или не прояв­ляет должной заботы. Жизнь несправедлива. Они не получают того, что получают все остальные. Стоны, жа­лобы, плач. Эти люди воспринимают жизнь как мучение и суровое испытание. В ответ окружающие хотят трях­нуть их и заорать: "Заткнись и начни решать свои про­блемы! Но сначала замолчи!"

"Обвинители"

Эти ребята выяснили, что чувство вины - это шило, ору­жие, которое должно быть использовано для того, чтобы держать других под контролем и манипулировать ими. Они используют чувство вины, чтобы подавлять окружающих. Они могут плакаться или быть мучениками, но вы в любом случае горько обидели их, и за ваш проступок вы пожизнен­но приговорены к чувству вины и стыда за то, кто вы такой, или за то, что вы думаете и чувствуете.

 


 

 

Прорабатывая этот список, вы могли обнаружить некоторые образы, которые описывают ваш стиль взаимодействия с ок­ружающими. Я призываю вас осознать, что этот стиль влияет на ваши отношения с миром. Бьюсь об заклад, вы узнали в этом списке многих своих знакомых. Надеюсь, это дает вам понимание того, как и почему они имеют именно такой жизненный опыт, какой у них есть.

Однажды признав и приняв второй закон, вы пере­станете быть жертвой. Это все равно, что оказаться в оди­ночестве в движущейся машине: вы не умеете водить авто­мобиль и не ожидаете ничего, кроме катастрофы. Сядьте за руль. Начните сознательно, целенаправленно и активно со­здавать ту жизнь, которая вам нужна, вместо того, чтобы страдать от той, которая вас не устраивает.

Здесь я хочу остановиться, чтобы напомнить вам кое­-что из обсуждаемого в первой главе: вы не можете отка­заться от выбора. Даже отказ от выбора - уже выбор. По­этому вы не можете сказать: "Фил, я не хочу нести ответственность за выбор последствий. Я не желаю, чтобы мне об этом напоминали". Но я-то делаю именно это ... Бо­лее того, этот закон действовал в вашей жизни еще до того, как я рассказал вам о нем. Я просто заставляю вас его осоз­нать, чтобы вы могли воспользоваться этим пониманием и создавать новый жизненный опыт. Осознание того, что у вас нет возможности не выбирать, означает, что каждый день, каждым действием и каждой мыслью вы совершаете выбор, который создает ваш повседневный опыт - минута за минутой, день за днем. Так делайте это с пониманием того влияния, которое мысли и поведение оказывают на вашу жизнь, как на внутреннюю, так и на внешнюю. Вы­вод: вы ответственны за то, какую жизнь ведете, за свои чувства и реакции на нее.

Очевидно, что, меняясь, вы начинаете делать вещи, ко­торых не делали раньше. Это означает, что территория, на которую вы входите, является новой, неизвестной, и это уже не часть привычной вам жизни. Она может сначала не по­нравиться вам. Как это ни грустно, но человек по природе своей склонен осуждать и сопротивляться новому или непонятному. Однако сознательным усилием вы можете преодо­леть это общечеловеческое качество. Осознанно включите свою силу воли. Будьте готовы экспериментировать и про­бовать новое.

 


 

 

Я не могу вспомнить в своей жизни ни одного мо­мента, когда мой опыт был бы обогащен или качество жизни повысилось бы благодаря сказанному мной "нет". Но я могу вспомнить множество случаев, когда жизнь стала лучше просто потому, что я сказал: "Хорошо, конечно. Я попробую". Относилось ли это "да" к новому кино или спектаклю, которые, как я думал, не понравятся мне, или к тому, чтобы пойти в колледж, но я открывал новые высоты только тогда, когда проявлял волю и желание. Я никогда не получал больше, чем хотел, позволяя своей рассудительной, уставшей, апатичной натуре брать надо мной верх.

Будьте любопытными и открытыми ко всему ново­му и неизведанному. Учитесь дальше. Это не означает, что вы должны воздерживаться от верных суждений или без­рассудно рисковать во имя развития силы воли. Если кто­-то говорит: "Эй, попробуй кокаин. Тебе понравится" - очевидно, это не тот момент, когда нужно проявлять любопытство или готовность испытать что-нибудь новое. Пусть сами его нюхают! Но вы-то знаете, о чем я говорю. Преодолейте вашу привычную хандру. Выберитесь из при­вычной колеи и оглянитесь вокруг. Вы можете по-настоя­щему удивиться. Чем дольше вы прожили в ловушке ир­рационального и болезненного образа жизни, тем труднее создавать новый. Иногда вам удастся сразу сделать целый шаг вперед, а иногда вы будет отступать.