В начале XVIII века Чувашия не имела своей территории. Часть входила в Казанскую, часть — в Нижегородскую губернию. На основной территории Чувашии уже образовались три уезда: Чебоксарский, Цивильский и Ядринский. В результате Петровских реформ сложилась трехзвенная система местного административно-территориального управления: губерния, провинция, уезд. С 1728 по 1775 год воеводы были единственными представителями органов власти в уездах, и свои функции осуществляли с помощью канцелярии. Воеводческую канцелярию в уезде возглавлял подьячий - приказной служитель с приписью (скрепляющий бумаги, подписываясь ниже). Канцелярия делилась на столы (чиновники с помощниками и писцами) и повытьи (чиновники письменных, приказных дел в судах). С 1730 года смена воевод проводилась через два года, с 1760 года — через пять лет. В 1775 году должности воевод были упразднены и состоящие при них канцелярии ликвидированы.
По указам Петровского правительства в 1719 - 1724 годах около восьмидесяти процентов населения ясачных чуваш были зачислены в разряд государственных крестьян, людей самого низкого сословия России. Норусовский край стал казенным, здесь никогда не было ни крепостных, ни дворовых, ни церковно-монастырских крестьян.
Петр Великий за короткий срок провел реформы в области государственного устройства, промышленности, просвещения, торговли и военного дела. Для достижения своих целей он использовал все имеющиеся методы и средства. Принял меры по дальнейшему усилению налогового бремени, для чего начал проводить учет податного населения России, т.е. перепись «ревизских душ» (мужское население податных сословий). Скоро подворная система обложения налогов преобразовалась в подушную подать, которую должно было платить все мужское население независимо от возраста. Крестьянам дополнительно предписывалось платить за каждую баню, за лесные пасеки, за священные места чувашей — Киреметь. Срок солдатской службы рекрутов увеличили до 25 лет. За один мешок соли крестьянину надо было продать восемь мешков ржи.
В 1717 году была проведена Ландратская перепись, название которой произошло от названия государственного органа — Ландратского Совета, учрежденного указом Петра Великого в 1713 году. Результаты этой переписи имеются в фонде № 350 Российского Государственного архива Древних Актов (Москва).
В России с 1719 по 1859 год были проведены 10 ревизий, на основании которых составлялись именные списки всего населения. К сожалению, по Норусовской волости в Государственном историческом архиве Чувашской Республики сохранились документы только 8, 9, 10 ревизских сказок. Первая перепись населения была проведена 17 июня 1719 года.
В 1708 году была образована Казанская губерния, которая существовала до 1920 года. В 1775 году был учрежден другой царский закон «Об учреждениях для управлений губерниями Российской империи», на основании которого были ликвидированы провинции. Губернии стали называться наместничествами, уезды - округами. В 1781 году вся территория Чувашии вошла в Казанское наместничество. Однако это новшество не прижилось. В 1797 году были восстановлены «губернии» и «уезды», а 7 августа 1797 года в России была введена новая волостная система правления, которая стала органом местного самоуправления всех крестьян. Волостной старшина был главным начальником крестьян в пределах волости, а деревнями руководили старосты. Именно тогда, 16 августа 1797 года, была основана Норусовская волость в новых границах, куда входили поселения 1-го, 2-го Норусовского, Алгазинского, Байглычевского, 3-е Икковского, Озерно-Абызовского, 1-го, 2-го Шинерского, Янбахтинского, 1-го, 2-го Ялдринского обществ.
«Деревни их и села в том только разнятся от русских, что они построены не улицами, как у русских, но кучею. Каждая деревня имеет свою особливую ограду, которая околицею называется, и состоит из жердей. Она служит на такой конец, чтобы скотина без пастуха не могла вытти из деревни и попортить их пашни, который близ самых деревень находятся. Каждый житель имеет особливый дом, который, смотря на достатку крестьянина, или тыном, или забором огорожен. Среди самого двора ставят жилыя их избы, которыя никакой пристройки не имеют, как то сеней или чуланов, но двери прямо отворяются на двор»,— так писал в 1769 году доктор и адъюнкт Академии наук, путешественник по разным провинциям Российского государства Иван Лепехин.
Поэтому русские люди любую беспорядочную систему строительства называли чувашской. Это не беспорядочное расположение хозяйств, а осознанное, планомерное строительство домов родными или близкими людьми одного клана или рода. Именно так росли многие деревни Норусовского края. Для примера возьмем деревню Ермошкино Асакасинской волости, одну из самых старых поселений этой местности, которая сохранила указанную систему расположения жилых домов до начала XX века.
В первые годы новые поселенцы среди лесов засеяли зерном готовые поляны. Потом корчевали, выжигали деревья, готовили место для поселения и хозяйственных нужд. В данном примере в выборе места для поселения решающее значение имело расположение склонов оврага у реки Оба-Сирма. Глава семьи селился, огораживал для себя довольно обширную территорию земли. Взрослые дети и внуки строили дома в том же загородке. Такие поселения свои названия получали по имени основателя, в данном случае Ярмушка. Они жили в кругу своей семьи и называли себя чувашами. Как считают ученые, так называли себя язычники прежней Волжской Болгарии, в основном сельские жители.
С увеличением числа построек, по мере ослабления родственных связей через несколько поколений, семьи начали выселяться из дедовской или прадедовской загородки (на плане расположение домов идет только в одну сторону). Они селились на новых, довольно удаленных местах, которые со временем начали носить название околотков или выселков. Так образовались сельские общества, в том числе и шесть деревень Норусовской стороны: Синьялы, Мачамуши, Кумбалы, Хумуши, Ослаба и Кивьялы. Такие околотки, выселки часто были заселены членами одного или нескольких кланов, близкими друг другу по крови и присоединившимися к ним людьми с других обществ.
В старину чуваши дома строили без окон, дверями на восток, свет в дом проникал только через открытое дверное отверстие. Со временем появились небольшие окна из бычьего пузыря. Чуваши окно воспринимали как опасное место, оно было границей между внутренним и внешним, мирным и враждебным миром жилища. От этого появились определенные приметы, например, если птица постучит в окно или залетит в дом, жди беды.
Такое хаотичное расположение домов не могла нравиться властям. В середине XIX века Казанская губерния принимает решение о составлении планов расположения сел и деревень Чувашии с проведением генерального межевания населенных пунктов. Эти планы были составлены с учетом существующего и рекомендуемого расположения дорог, кладбищ, жилья, с указанием ширины, длины улиц, переулков. Ширина улицы должна быть не менее 12 сажен, переулков — 6 сажен. Дворовые участки выделялись в ширину не более 12 сажен, в том числе под двор и дом - 8 сажен. Сельское кладбище разрешалось располагать на расстоянии не ближе 250 сажен от деревень.
Планы деревень Норусовского края в натуре снимали, проектировали и составляли агенты - техники Ядринской земской управы. Готовые планы рассматривались на сельских сходах в присутствии проектировщика, волостного старшины, сельского старосты общества и самих жителей. После бурного обсуждения планы принимались, из-за неграмотности людей за всех руку прикладывали грамотные крестьяне. После рассмотрения в уезде планы утверждались в губернии и передавались на места на безусловное исполнение. Ими пользовались даже при Советской власти, в результате чего в деревнях появились прямые, широкие улицы и переулки.
Подчиняясь утвержденным планам, жители сел и деревень в дальнейшем место строительства своего дома вынуждены были согласовывать с волостной управой и уездным страховым агентом. Так, в 1906 году крестьяне Норусовской волости деревни Толды-Бурдасы Афанасий Наумов, Арсений Васильев, Лука Григорьев, Егор Васильев, Афанасий Архипов и Степан Ефимов обратились с прошением в Ядринскую уездную земскую управу отвести им земли под строительство домов. Им отказали, ссылаясь, что отвод земли они не согласовали с подомовым приговором крестьянского общества.
Чуваши надеялись, что после присоединения края к России жизнь изменится. На деле оказалось куда хуже: татары не хотели простить за переход на русскую сторону, а русские, вместо воли, принесли монастырскую, церковную власть, богатые земли стали отнимать, сжигать и уничтожать Киремети, людей стали насильно христианизировать. Чуваши тогда говорили: «В Татарию пойдешь - будь татарином, к русским идешь - веру поменяй». Новые власти хотели силой уничтожить тысячелетние традиции народа, чувашские песни и национальную одежду. Только политика Екатерины II в середине XVIII века немного изменила жизнь иноверцев. Она отменила монастырскую и церковную власти на местах, разрешила народам использовать свои вероисповедания, открывать школы, издавать книги на языках малых народов. В 1769 году в Петербурге напечатали первую книгу по чувашской грамматике, в 1800 году там же выпустили книгу на чувашском языке «Кеске катехисис» (Краткий катехизис).
Крестьяне хотели учить своих детей грамоте, но для них были закрыты все двери образования. В 1741-1758 гг. в Казани существовала одна чувашская школа (крешӗн шкулӗ), где обучались около 50 детей. Воспитанники школы все ходили в лаптях, их одевали и обували на 1 рубль 50 копеек. За этим строго следил комиссар школы Никита Ложников. Учениками этой школы в разные годы были Василий Алексеев Макендей, Симеон Яковлев Сенчюрт, Василий Яковлев Банки, Никита Алексеев Ярян, Андрей Алексеев Андрюшка из села Норусово, Иван Герасимов Янчик, Никита Дмитриев, Семон Дмитриев из деревни Ялдры, Федор Афанасьев, Илья Яковлев из села Абызово. Их знания определяли не оценками от единицы до пяти, а словами: «Добро» - хорошо, ладно; «Годится» - быть годным, полезным, приличным; «Надежден» - несомненно подает надежду прочного человека; «Небезнадежден» - ещё может подать надежду; «Средственный» - ни худ, ни хорош, средний; «Понятен» - надо ещё посмотреть; «Изредний» - негодный, нет способностей; «Туп» - ничего не понимает. Детям там было трудно, ученики умирали от болезней. Но в основном воспитанники получали грамоту об окончании школы, поступали на службу в чувашские церкви и \"причты. Самые способные выпускники становились слушателями Казанской духовной академии.
В середине XVII века положение чувашских крестьян ещё более ухудшилось, возросла тяжесть денежного и хлебного ясака. Ратная повинность из-за различных войн увеличилась, крестьяне должны были поставлять полностью экипированного одного ратника из шести дворов. Такие притеснения были везде и вылились в крестьянскую войну, предводителем которого стал донской казак Степан Тимофеевич Разин. В 1670-1671 годах в Чувашском крае на борьбу против угнетателей поднялись почти все крестьяне. Они расправились с воеводами, приказными служителями, священниками, богатыми купцами, не боялись идти против солдат с оружием. Разинцы приближались к Симбирску. Царские чиновники срочно покидали свои места. В сентябре Свияжский воевод Петр Годунов направился в Москву. Крестьяне Норусовского чуваша Табака его по дороге убили. Многие видели, как Табак щеголял в шароварах воеводы.
Скоро разинцы заняли весь Ядринский уезд, и бои шли за город Цивильск. В 1670 году повстанцами в Норусово руководили Изинбай (Изелбай) Кормаев, Байдимир Амелке, Адубай Иштубай, в Кукшумах - атаман Илыгилда, в Альменево - атаман Итубай Мамай. Отдельные столкновения восставших с карательными отрядами правительства продолжались до конца февраля 1671 года. Крестьянская война была подавлена весной этого же года. Многих восставших казнили, их дома сожгли, а имущество отняли. Самого СТ. Разина казнили 6 июня в Москве. Но деревни 1-ое и 2-ое Ялдры сотни Яманчуры Уразмемета, села Норусово, околотка 2-ое Норусово и деревни Муратовы сотни Степана Тоиша, деревни Буртасы сотни Янибека Янчура не просили пощады перед уездным начальством, не пришли с поклоном к царским чиновникам. Крестьяне с топорами, вилами в руках шли против хорошо вооруженных царских войск под командованием Д.А. Барятинского и терпели поражения. Одни пали в бою, других казнили прилюдно, но они на колени не встали, умирали стойко.
Взгляды Степана Разина были так близки крестьянам, что они превратили его в отважного, сказочного чувашского богатыря, который боролся против угнетателей, мог проехать на лодке по суше, пешком ходить по воде и жить под водой. Чувашский народ никогда не был трусом, всегда со всеми старался жить в дружбе и согласии, если с ним поступали честно и справедливо. Активное участие чувашских крестьян в волнениях на некоторое время снижали степень эксплуатации со стороны властей. На Казанской стороне восстания быстро подавлялись, так как, они носили региональный характер. Здесь русские правители всегда держали многочисленные военные гарнизоны.
В XVII веке появилось строгое указание, запрещающее чувашам, заниматься металлообработкой, серебряным делом, держать кузницы, а самих кузнецов угнали на кораблестроительные работы. В связи с частыми волнениями, крестьянам ограничивали продажу товаров из железа, меди, олова, даже топоры, косы, серпы и соль отпускались в ограниченном количестве.
По чувашской земле в XV1II-XIX веках гуляло немало немецких и русских ученых и исследователей. Профессор Петербургской академии наук Г.Ф. Миллер называл чувашей невежами, ворами, разбойниками, горькими пьяницами. Другой академик И.И. Георги говорил о нас, что чуваши одеваются грязно, в пище неразборчивы. Третий исследователь, Павел Сумароков, проходил по 12 губерниям, отказывал чувашам в уме и в человеческих чувствах. В своих «Записках о чувашах» не высокого мнения была и госпожа Фукс. Только известный русский ученый-этнограф, историк, профессор Казанского университета Василий Афанасьевич Сбоев впервые серьезно изучил иноверцев и более правдиво дал оценку их быта и жизни, подготовив научный труд о чувашском народе «Исследование об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах».
Чуваши мало употребляли водку, пили только пиво, умея варить его по древним рецептам. Они были прекрасными земледельцами, отличались любознательностью, ни один незнакомый предмет не мог ускользнуть от их внимания.
Исследователи писали, что для русских чуваши милые соседи, что они отличаются трудолюбием, бескорыстием, добротой. Вот очерк Санкт-Петербургского члена географического общества А. Овсянникова, напечатанный в 1878 году под рубрикой «Очерки и картины Поволжья», где говорится: «...Для русских чуваши самые милые, добрые и покорные люди. Оставляйте смело ваше жилище настежь, чувашин никогда не воспользуется вашей добротой. Пустите его в лес за дровами или иным продуктом, он не возьмет древесного листа сверх уговоренного. Поручите ему ваш скот, ваш лес, вашу мельницу, все то, что нужен строгий надзор хозяина, у чего может погреть руки наемный человек, - чувашин всегда и везде оправдывает ваше доверие, не украдет, не обманет, и будет добросовестно заботиться о соблюдении вашего интереса, насколько достанет его сила...».
Чуваши тоже всегда с уважением и симпатией относились к простым русским людям. «Если русский простой человек отведает с нами хлеба-соли, — почему не назвать его родным человеком», - гласит чувашская пословица.
В середине XVIII века в Чувашии было проведено насильственное крещение - христианизация чувашей. В то время на средства крестьян было построено более 100 церквей, в том числе, в 1744 году Норусовская церковь. Высоки были разные повинности, налоги, особенно высоким был косвенный налог на соль. Эксплуатация крестьян дошла до пика. Торгово-ростовщическая эксплуатация в XVIII веке дополнилась гнетом купцов-промышленников, которые держали в чувашских деревнях 30 винокуренных заводов, в том числе и на окраине деревни Альменево. Такое положение вновь обернулось крестьянской войной.
Из истории известно, что пугачевцы после поражения в сражении с царскими войсками у Казани перешли Волгу возле Марпосада (с. Сундырь) и направились по маршруту Цивильск — К. Яндоба - Муньялы — Курмыш — Алатырь. В то же время в селах Альменево, Норусово, Ялдры начались волнения крестьян. Ими руководили чуваши из 1 и 2 Ялдры А. Иленеев, Я. Ларионов (Яратов), С. Ларионов (Охтих). После взятия села Норусово пугачевцы сняли с Покровской церкви колокола и переплавили их в пушки. Священника, не признававшего в них власть, повесили.
Летом 1774 года около холма поселений Норусово — Шоркасы состоялась битва между пугачевцами и зажиточными людьми волости. Об этом сохранилось историческое повествование. Пугачевцы из деревни Ямбахтино шли в Норусово. По дороге разгромили мельничный выселок, отобрали богатства, постройки сожгли. Мельник с семьей успел скрыться в лесу. В это время в Норусово, в церковном дворе собрались богатеи и коштаны селений. Они встретили пугачевцев около деревни Шоркасы, и на холме у оврага состоялся бой. Многие богатые и бедные сложили там головы. Поле, где произошла битва, и поныне называется «Огненным полем» (Вутлӑуй).
В том же году, между деревнями Мачамуши, Синялы, Кукшум, на поле боя вновь встретились пугачевцы и царские войска.
Сражение произошло около трех оврагов кургана /Улӑп тӑпри/. Об этом сохранились предания в нескольких вариантах. Первый - будто царские войска насыпали землей этот курган, удобно установив свои пушки, выиграли бой. Второй - в сражении был убит командующий царскими войсками и был похоронен на этом месте. Каждый солдат на могилу сыпал целый картуз земли и образовался такой холм. Третий -холмы-путеводители, построенные крестьянами, где по ночам зажигали костры для путников, и, наконец, четвертое - такие холмы за собой оставлял чувашский богатырь Улып, вытряхивая из лаптей набившуюся землю. Жители деревень Хумуши и Мачамуши при обработке земли на этом урочище не раз находили старинные сабли, пики и ружья.
В селе Альменево восставшие крестьяне разгромили церковь. Попа, дьякона, дьячка, пономаря повели к пугачевцам и там казнили. В пяти верстах от нынешней деревни Ермошкино имеется курган, где был расположен наблюдательный пункт пугачевцев. 18 июля 1774 года пугачевцы, проходя мимо деревни Ермошкино, остановились у оврага, недалеко от деревни Тузи-Сярмус. Говорят, что именно в эти дни Пугачев издал свой знаменитый Манифест «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости». Около деревни Муньялы, на охраняемой местности «Хурал кассы» состоялось столкновение между пугачевскими и царскими войсками. Погибших похоронили в овраге, который по-чувашски называется «Ҫӑваҫырми».
В июле-августе 1774 года царские войска жестоко подавили восстание. Некоторые повстанцы ушли в лес. Других для устрашения крестьян казнили, в том числе 10-х крестьян Альменевского общества Асакасинской волости. Около села Альменево и деревни Хумуши были установлены виселицы. Их силуэты пугали прохожих.
Те, кто ушел в лес, продолжали разбойничать. Шестого сентября того же года они пришли к Норусовскому леснику: «Застав его в избе, били плетями, приговаривая, чтобы впредь он в рощи не ездил, теперь де есть у нас государь Петр Федорович, он нам велел все леса рубить и попов вешать... с нас де уже подати не будет».
В этих краях всегда были различные группы беглых людей, состоящие из солдат, бывших крестьян, бежавших от крепостного рабства, бывших активных участников различных столкновений между крестьянами и правительством. Поэтому для пресечения различных разбоев в 1815 году правительство поставило на дорогах Чувашии казацкие посты, которые действовали до 60-х годов. Народ часто слагал легенды о разбойниках, как о благородных, в основном грабящих только богатых. Об одном таком благородном разбойнике передаются предания из поколения в поколение в селениях Норусово, Буртасы, Ямбахтино, Шинеры, Кюстюмеры нынешнего Вурнарского района.
Недалеко от села Норусово в южном направлении расположилась деревня Большие Алгаши (Мӑн Улхаш). Там жил бедный крестьянин Пахом Леонтьевич Швецов. После очередного наезда налоговых чиновников Пахом со своим братом Сергеем, односельчанином Василием Гулящевым и несколькими товарищами оставил деревню, скрылся в Хучанском лесу. Они жили в землянках, по субботам ходили в деревню за продуктами и париться в бане. За услуги крестьянам платили немалые деньги. Скоро пошли слухи, что Пахом со своими друзьями громит богатых и священнослужителей. В одну осеннюю ночь па-хомцы нагрянули в село Норусово. Наделали много шума, зашли в дом священнослужителя, убили его, из церкви собрали все ценные вещи. Другой священнослужитель села Ходары /ныне Шумерлинский район/ притеснял крестьян, обирал их, обманывал.
Пахом добрался и до него. Вывез попа в Лупсарский лес и повесил на суку большого дуба. Есть документальное подтверждение, что в 1822 году пахомцы отняли у богатого Сенадера из деревни Ижек /Шинеры/ 300 рублей. В Вурманкасах жил богатый крестьянин Ивашки. Ночью к нему нагрянул Пахом. Ивашка не хотел остаться бедным, стал сопротивляться. Пахом ничего не нашел, но подпалил Ивашку, которому пришлось долго лечиться от ожогов, накладывая на раны свежие овечьи шкуры. Скоро Пахома с его сообщниками поймали. Арестованных расстреляли прямо в лесу, а самого Пахома увезли в город Курмыш и прилюдно казнили. Местные жители говорят, что где-то в лесу Пахом зарыл клад. Это богатство может получить только младенец с особым благословением. Поживем, увидим, кто счастливец... Другие легенды и предания защищали власть имущих, дворян, помещиков и богатых. В одной легенде о Пугачеве говорилось:
«Он был свирепейшим разбойником, совершал такие величайшие злодеяния, что и пересказать невозможно, его не могли укротить никакие меры. Был великим чародеем, плыл по Волге со своей шайкой на одной скатерти, играя в карты. За совершенные злодеяния Бог его наказал. Он до сих пор живет в пустынной местности в ущелье одной горы, в страшных предсмертных муках, и никак не может умереть».В деревнях Норусовской стороны некоторых диких и неспокойных людей тогда называли: «В точь-точь как Пугачев»...
Трудно было норусовцам, когда они стали государственными крестьянами. Всё, что получали от матушки земли, необходимо было отдавать. За последние 500 лет чувашский народ не раз испытал голод и массовый мор населения. В то время чувашская земля давала неплохой урожай зерновых — до 11 центнеров с гектара, но недороды часто сопровождали крестьян. Неурожайными были каждый третий, четвертый год, когда рожь собирали только по 4,5 центнера с гектара. Неурожаи всегда вызывали неисчислимые бедствия, мучения, голодную смерть. Особенно страшными были для крестьян Чувашии голодные 1733-1734 годы, когда почти четверть населения умерло от голода.
В голодные годы по деревням за подаяниями ходили чуваши, марийцы, русские, татары. Отсутствие хлеба на столе -беда для любого человека. С марта по май люди не по своей прихоти держали пост. В домах дети и старики лежали на лавках без движения: тяжелобольные, ослабевшие без пищи. Распухшие ноги, мертвая бледно-зеленоватая кожа пугала окружающих. Для пищи использовали молодые листья липы, крапивы, других растений. Кусочек хлеба, добытый взрослыми, становился пищей для детей. Везде люди «охали» и «ахали». Тяжело переносили голод женщины: им приходилась рожать, растить, часто хоронить маленьких детей, умерших от голода. Мужчины терпели голод по-своему: одни в апатичном состоянии не реагировали уже на окружающий мир, другие - впадали в уныние и сами становились жертвами беды. Люди прекрасно понимали, что их жизнь короткая, они не могут спорить с вечностью. Только неминуемый страх смерти — самая могучая сила человечества, пугала всех, заставляла цепляться за жизнь. Поэтому в деревнях рожали много детей, понимая, что их жизнь будут продолжать выжившие дети и внуки...
В деревне существовали и существуют определенные правила жизни. Здесь никогда нельзя лениться, иначе даже себя не прокормишь. Нельзя болеть, некогда ходить по коридорам амбулаторий, поликлиник и больниц. Здесь нельзя быть брезгливым, потому что рядом с тобой живет домашний скот. Отсюда навоз, мухи, мыши. Не умеющий работать, не желающий до седьмого пота трудиться — крестьянин для насмешек и для битья. Поэтому с детского возраста учили пахать, косить, рубить дрова, ухаживать за скотом, топить печь, поймать крестьянскую хватку, стараться не отпускать её из рук.
Жизнь крестьянина всегда шла бурно и напряженно, от рождения до смерти, день за днем, в будни и праздники проходила по законам бытия, по законам многовековых обычаев и традиций. Одно дело не успевали завершить - другое назревало, а третье ждало его за порогом. Надо было успевать. Каждый день крестьянина был расписан. Жизнь веками вырабатывала ритм и нормы трудового дня, недели, месяца, года, которая была строго определена, никакого самоуправства, никаких вольностей. За порядком и положением дел в деревне строго следила община. Свои дела крестьяне обсуждали на деревенских сходах, там они выбирали старосту, сборщиков податей и других представителей мирской администрации. Община отвечала за выполнение различных повинностей, накладываемых на крестьян. В деревне все работали слаженно, ритмично, труд и отдых чередовались. Праздники устанавливались обществом, позже и церковью. В одни праздники категорически запрещалось работать, в другие - только отдельные виды работы. Никто не мог принуждать крестьянина работать в праздничные и воскресные дни, это жестоко осуждалось традицией и запрещалось законами.