Итак, все мы наконец-то закружились в разноцветном вихре новогодней феерии. Мы всегда ждём этой зимней праздничной череды удовольствий и развлечений, состоящей из «гремучей» смеси вина, оливье, телеКиркорова с телеГалкиным, водки, случайных связей и обращения Президента к народу. И весь шоу, так называемый бизнес, на протяжении года готовит нам многодневный бенефис новогодних зрелищ.
Но, безусловно, самое яркое, самое волнующее и интригующее из всех представлений и зрелищ предлагает нам современная политика. Впрочем, и в более ветхие времена именно политики были самыми популярными актёрами на сцене жизни. Один Нерон чего стоит, или взять, к примеру, графа Дракулу. Но если раньше политики «играли», что называется, от души, от сердца, так сказать, то сегодня – это уже режиссура, это уже сценарий и постановка. С тех пор, как на арену общественно-политической жизни так называемого «цивилизованного мира» вышли массы, с тех пор, как решающим фактором политического вектора стран и континентов стало мнение толпы, политика превратилась в самое грандиозное и в самое дорогостоящее реалити-шоу со всей соответствующей суперпрофессиональной атрибутикой массовых постановочных действ. Ведь сегодня из всех существующих профессий «по найму» самыми востребованными и высокооплачиваемыми, на самом деле, являются именно сценаристы и режиссёры политических постановок, где присутствует всё, что полагается остросюжетному спектаклю – и главные герои, и отрицательные персонажи, ну и как положено, завязка, фабула и т.д. Но самое главное здесь – работа со зрителем. Самое главное здесь, чтобы зритель был одновременно и «благодарным» зрителем и активным участником.
Одними из самых успешных и «нашумевших» политико-театрализованных представлений стали так называемые «цветные революции» в странах не столь далеко находящихся. Взять, к примеру, Украину, где был блестяще поставлен мелодраматический спектакль под названием «Оранжевый Майдан». Кстати, это было как раз под Новый Год. Сценарий, правда, стандартный и несколько примитивный. Но мелодраматические сценарии и не должны быть слишком сложными и заумными. Но режиссура зато – это для гурманов. Многомиллионный и в общем-то умный образованный народ до того поверил в новогоднюю сказку про оранжевых Деда Мороза и Снегурочку, что двухсоттысячная толпа в центре «Матери Городов Русских» неистово с огненным взором скандировала «Ющенко!!! Ющенко!!!!»
Оставалось только крикнуть «Хайль!», чтобы замкнуть круг истории. А в Грузии, с это самой пресловутой «революцией роз»? Хоть и не в самый канун Нового Года, но всё равно под декабрь, под конец старого. Всё-таки продюсеры политпредставлений считают, что под конец года аншлаг в зрительном зале под названием «государство» у зрителей-участников будет наиболее полным. В Грузии, правда, была поставлена уже не мелодрама, как в Украине, а классическая драма с весьма печальным концом. Если в Украине сценарий «Оранжевого Майдана» лёг в основу многосерийной мелодраматической политсаги нечто напоминающей популярных «Сватов», то в Грузии сценарий «революции роз» закончился военной драмой в Абхазии и Осетии.
И уже не понарошку, не с потешными оранжевыми «проевропейскими» капризулями и «пророссийским» Карабасом Барабасом, а с реальными убитыми и ранеными и настоящим не киношным человеческим горем. Оно ведь так зачастую и бывает. Сначала люди с воодушевлением играют в зрителей-участников разного рода театрализованных факельных шествий, Майданов и вооружённых захватах парламентов, а потом не успевают оглянуться, как оказываются в самых настоящих окопах.
Так кто же они, наши многоуважаемые и дорогие политики? Да, безусловно, наряду с высокооплачиваемыми сценаристами и режиссёрами – это, всего навсего, высокооплачиваемые актёры. Безусловно, талантливые, и порой даже гениальные, но всё-таки актёры, с присущей этой профессии зависимостью от продюсеров и постановщиков и постоянным ожиданием своего Гамлета.
Ну, а в ожидании больших главных ролей приходится порой развлекать публику под Новый Год вместе с Ургантом и Цекало. В Украине по сценарию и законам мелодраматического жанра «оппозиционеры» садятся в СИЗО и ходят на допросы в генпрокуратуру. Во-первых, людям это нравится. Во-вторых, глядишь, не забудут, и режиссёр предложит кастинг на главную роль в следующих сериях. И Ходорковского судили, кстати, как раз под Новый Год. Это тебе не киношный олигарх, А самый настоящий, живой, да ещё и за решёткой. Олигарх в кандалах по Новый Год – это для толпы не просто зрелище, это счастье. Тут и хлеба не надо.
А кто же мы с вами, благодарные зрители этого лицедейства? Мы тоже все участники, дамы и господа, участники самого сложного для режиссуры процесса – участники массовых сцен. Для продюсеров и режиссёров вся сложность в управлении нами состоит в том, чтобы мы исполняли свою роль толпы совершенно бесплатно и при этом делали это очень хорошо. Да, собственно, так оно, в сущности, и происходит. Так что, наряду, как говорится, чтоб деньги были, хочется пожелать на Старый Новый: « А давайте в наступившем 011 разойдёмся из массовки по домам, сорвём им все спектакли. Что они без нас? Что они смогут сделать без зрителей-участников? Давайте, по крайней мере попробуем».