Решение о замене действующей в строительной отрасли РФ системы лицензирования на систему саморегулируемых организаций (СРО) было принято в 2008 году, когда последствия мирового экономического кризиса уже заметно проявились в российской экономике. Что заставило власти «менять коней на переправе»? Очевидно, – это то, что ситуация на строительном рынке была крайне сложной и требовала принятия незамедлительных мер.
Система лицензирования на тот момент абсолютно себя дискредитировала, фактически превратившись в систему бесконтрольной торговли строительными лицензиями. Это привело к многочисленным злоупотреблениям и мошенничествам (засилье фиктивных фирм-однодневок, штампуемых теневыми структурами в своих целях, обманутые дольщики), к затянутым срокам и низкому качеству строительства.
Предполагается, что система СРО в строительстве, пришедшая на смену лицензированию, должна устранить все эти негативные моменты и вывести строительную отрасль российской экономики на цивилизованный уровень.
Система саморегулирования в бизнесе имеет многовековую историю, и зарекомендовала себя во многих высокоразвитых странах наилучшим образом. Ее суть заключается в том, что предприятия объединяются в некоммерческие организации, которые сами контролируют качество работы и несут материальную ответственность перед заказчиком за каждого члена сообщества. Вмешательство государства при этом минимальное. Как показывает практика, эффективность этой модели регулирования очень высока.
Но подойдет ли саморегулирование для условий России? Тем более, с учетом того, что за рубежом саморегулирование бизнеса складывалось исторически, а в России СРО в строительстве вводится волевым решением и в короткие сроки, как говорят противники этого нововведения – «из-под палки». Да еще и в условиях кризиса. К тому же, нельзя сбрасывать со счетов специфику российского менталитета, в котором нередки проявления взяточничества, кумовства, изворотливости в обхождении законов.
Скептики предрекают развитие ситуации по уже ставшей привычной схеме: «хотели, как лучше, а получилось – как всегда». Особо рьяные из них уже рисуют мрачные картины будущего: монополизированный строительный рынок, зашкаливающие цены на недвижимость, армии кинутых дольщиков, рушащиеся из-за низкого качества строительства новые дома.
Чего же ждать от введения СРО в строительстве? Пока ясно только одно, что СРО – это всерьез и надолго.
Сейчас СРО в строительной отрасли РФ делает первые шаги и, как водится, набивает синяки и шишки. Уже есть некоторые как положительные, так и негативные изменения. К положительным можно отнести то, что ушли со строительного рынка множество фиктивных компаний-однодневок, зарегистрированных теневиками для отмывания денег и других неблаговидных целей. Очищается строительный рынок и от слабых предприятий малого бизнеса, не способных уплатить компенсационный вступительный взнос в СРО. Впрочем, для таких участников рынка остается возможность работы на объектах, не влияющих на безопасность строительства, список которых достаточно широк.
Среди негативных последствий введения СРО пока самое неприятное – появление организаций, предлагающих упрощенное получение допусков к строительным работам и заниженные вступительные взносы в СРО. Это дискредитирует саму идею СРО, подменяя ее банальной торговлей допусками. Чтобы пресечь эти, а также другие злоупотребления, необходимо тщательная и своевременная корректировка закона о СРО, а также усиленный контроль за его соблюдением.