Город Шфарам в Нижней Галилее на севере Израиля — один из уникальных населенных пунктов страны, где мирно уживаются представители сразу четырех религий и многих национальностей, среди которых есть и друзы, посещение которых во время отдыха в Израиле 2012 года, несомненно, оставит самые лучшие впечатления, ведь эта народность славится своими гостеприимством и радушием.
В друзских домах, тесно пристроенных друг к другу, гостей непременно попотчуют лучшими блюдами национальной кухни — горячей маджарой, оливками, хумусом, шашлыками и жареными баклажанами, а после непременной трапезы — долга каждого уважающего себя друза по отношению к гостям — ответят на все интересующие вопросы: чем отличается друзское вероисповедание от традиционного ислама, почему друзы считают себя обязанными защищать свой родной Израиль от врагов с оружием в руках и насколько действенны заветы предков о жизни в мире, дружбе и согласии с соседями.
Несмотря на свои отличия от основного населения Шфарама, представленного арабами, друзские кварталы сохраняют общий, присущий всему городу восточный колорит, отличающий Шфарам от его еврейских соседей: продукты горожане предпочитают покупать на арабских рынках, а не в супермаркетах, возле роскошных домов и вилл витает едва уловимый запаха благовоний, а утренние призывы муэдзинов с высоких минаретов мечетей проникают в каждый дом, возвещая о наступлении утра.
Нынешний Шофар — город контрастов: широкие проспекты современной части переходят в узкие улочки старого центра, мощеные кварталы друзов упираются в христианские церкви, мечети соседствуют со сверкающими офисами, вывески на которых написаны на иврите. Во время отдыха на Мертвом море, цены на который продолжают радовать путешественников, можно встретить такую «неразбериху», но ведь и Мертвое море давно уже стало одним громадным интернациональным курортом.
Шфарам — древний город. Талмуд считает Шфарам родиной Синедриона, Верховного суда древнего Израиля. Свое название, по одной из арабских легенд, город получил благодаря целебному источнику в юго-восточной части: один из арабских правителей излечился с помощью этой воды и вернулся к своему войску. Радостное восклицание воинов «Шофия амра!» — «Он исцелен!» — в немного искаженном впоследствии турками-мамлюками виде стало названием Шофара, а воду из лечебного источника используют до сих пор.
Возле источника в юго-восточной части города давным-давно поселились бедуины, оставившие в прошлом свой кочевой образ жизни: архитектура домов в их кварталах напоминает очертания традиционных для бедуинов жилищ — шатров. Возле каждого дома — непременный очаг, где готовятся блюда «пустынной» кухни. Гостеприимные бедуины обязательно угостят гостей очень крепким и сладким кофе, сваренным прямо на открытом огне, или шай бил нана — мятным чаем, пресным хлебом фалашиа и бараниной, нарезанной громадными кусками.
Весь Шфарам можно считать громадным музеем под открытым небом: крестоносцы Ордена тамплиеров оставили свое наследие в виде двух церквей — святого Якова и святого Иоанна. С IV века нашей эры украшает Шфарам уникальная церковь — национальное достояние Израиля. Высится над городом форт, построенный в 1760 году на месте крепости крестоносцев «Ле Сеффрам», а в старой части Шфарама можно увидеть «Аль-Бурдж» с его сохранившейся башней — еще одно древнее укрепительное сооружение.
Вождь бедуинов Дахер аль-Омар в 1845 году разрешил евреям построить синагогу в центре города, которая используется по сей день, а на старинном арабском рынке по соседству до сих пор собираются старожилы Шфарама, чтобы выпить чашечку крепчайшего арабского кофе и поиграть в нарды. Из кофейни прекрасно видны гробницы византийского периода, украшенные скульптурами львов и надписями на древнегреческом языке, а головы львов повернуты в сторону храма святых Петра и Павла с высокой колокольней и громадным фиолетовым куполом, принадлежащего греко-католической общине Шфарама.
Среди мечетей старейшей считается мечеть «Али ибн Аби Талиб», украшенная резьбой по камню и удивительными мозаичными панно, а в юной части города можно заглянуть в пещерные церкви, в которых постоянно ведутся археологические изыскания. По количеству старинных религиозных объектов прогулка по Шфараму напоминает паломнический отдых в Эйлате: святые реликвии разных вероисповеданий можно обнаружить буквально на каждом шагу — от самых крохотных иконок, вмурованных в стены древних домов, до разноцветных куполов разных концессий, мирно соседствующих друг с другом. В это и состоит прелесть Шфарама, живущего по законам дружбы и гостеприимства.