Зарождение стеклотары.
Стеклотара, как и все изделия из стекла – предмет, без которого производство немыслимо, особенно в более узких сферах. Ведь секрет прост: она представляет собой наиболее удобную и, несомненно, незаменимую упаковку как на рынке пищевой, так и парфюмерной промышленности. Объяснение не заставляет себя долго ждать: бутыли, банки, флаконы самой различной формы и дизайна всегда необходимы и всегда востребованы.
Можно сказать, что прототипом современной стеклотары были глиняные сосуды и древнегреческая амфора. Но это были хрупкие и неустойчивые изделия. Однако вскоре эти громоздкие кувшины и амфоры были заменены на новый, куда более интересный и практичный сосуд: стеклотару. Предполагают, что стекло было получено случайно – по аналогии с тем, как появился чайный напиток. При обжиге глиняных изделий зола (щелочь) контактировала с песком, и побочным продуктом было расплавленное стекло.
Это и является переломным моментом в развитии тары, ведущим компонентом изготовления стало стекло. Самая первая стекольная мастерская была обнаружена в Тель-эль-Амарне (Египет), датированная 1370 годом до н. э.
Стеклодувная трубка, изобретенная в Вавилоне в I веке до н. э., упростила производство стекла и одновременно расширила его рамки. Эти изделия уже не были предметами роскоши, а становились доступными любому желающему. В последующие века производство стеклотары распространилась на запад, и в средние века достигло своего расцвета. Особенно это касается изготовления витражей в средневековой Западной Европе.
Двойственная роль стеклотарной упаковки.
Теперь же стеклотара имеет не только функциональное назначение, но и играет определенную эстетическую роль. Зачастую последняя становится даже значимее первой. Узорчатые флакончики для духов, лаков, дорогого алкоголя приобретают все большую популярность. В частности, сосуды для коньяков и ликеров имеют дополнительно еще и декоративную функцию. И это направление становится все более актуальным.
Современные тенденции в оформлении и дизайне стеклотары – вопрос очень интересный. Если говорить обобщенно, они состоят в стремлении к оригинальному оформлению, к уникальности бренда, а также в применении самых новых технологий.
Самый простой и популярный вариант украшения – окраска. В последнее время применяются УФ-краски, которые можно использовать напрямую, т. к. они заметно повышают адгезию (восприимчивость) стекла к наносимой краске. Вариативность цветов и полутонов при этой технологии, естественно, становится куда шире.
Окрашенная упаковка всегда защищает продукцию от подделок (ведь красить стекло не так просто), делает «бренд» более узнаваемым, и позиционирует его высокую ценовую категорию и несомненное качество. Преимущество здесь имеют органические лаки («коутинг»). В зависимости от основной цели, бутыль можно покрасить как в матовые, так и в яркие, прозрачные тона, можно создать переливающийся эффект и т. д.
Исследователи рынка уже давно отмечают эту тенденцию к органичности и эстетике, в то время как дорогие бренды стремятся производить не просто оригинальные, более того – эксклюзивные бутылки и склянки. Подобный эффект складывается из нескольких компонентов:
• разнообразие формы, наклона стеклотары (здесь дизайнер может уже не сдерживать свою богатую фантазию);
• во-вторых, как уже говорилось, окрашивание и роспись;
• в-третьих, декорирование качественными этикетками и наносными украшениями.
Растет количество брендов, стремящихся к оригинальности и разнообразию вариантов производимой продукции; не меньше компаний, которые готовы идти на любые расходы для создания дорогих эксклюзивных серий. Это касается не только алкогольных товаров, но и сферы косметики и парфюмерии. Тем не менее, специалисты отмечают, что слишком далеко от первоначальной формы уходить не надо, особенно в дизайне тар для алкоголя: форма бутылки при всей оригинальности должна сохраняться.
А покупатель хочет…
Оформление стеклотары – процесс не такой простой, как это может показаться. «Безвкусица» может подорвать репутацию бренда. Все зависит от типа продукции, целевой аудитории, и множества мелких нюансов.
Говоря об оформлении, мы невольно спрашиваем себя: «И почему так важен дизайн? Не важнее ли то, что внутри?» Это уже особый вопрос, на который, впрочем, не так уж сложно ответить. Аналитики и ведущие специалисты признаются, что, после советского однообразия на полках магазинов, потребитель решил отыграться вовсю, и уже не жалеет никаких денег на приобретение хорошего, качественного и обязательно – красивого.
Так как «встречают по обложке, а провожают по…», то ведущие кампании стремятся заодно повысить и само качество товара – вот такая интересная взаимосвязь. Для продвижения своего товара нужен не только хороший слоган и несомненное качество, но и дизайн, красота, эстетичность, пропорциональность форм и замысловатость линий. Ведь многие люди склонны «выбирать глазами», особенно женщины и девушки.
Хорошее оформление, стилизация под старину, под золото или платину, замысловатая вычурность или же краска матовых благородных тонов – все это позиционирует «бренд» как носитель высокого качества, принадлежащий к высокой ценовой категории. Внешний облик той или иной стеклотары может «намекать» покупателю на свойства содержимого, и он делает свой выбор, основываясь на этих мимолетных ассоциациях и образах, созданных дизайном товара. Главное для производителя – чтобы покупатель не ошибался…
Маленькие хитрости производства.
Мы уже отметили, что производство поэтапно возвращается к старому, проверенному временем – к упаковке из стекла. Чем же это обусловлено? В первую очередь, полной инертностью подобного рода упаковки, так как она химически никак не взаимодействует с содержимым, возможностью ее многократного использования и экологичностью технологий и состава. Очень много оборудования и материалов приходится импортировать, однако, наша промышленность тоже не стоит на месте.
Если обращаться к нюансам производства, можно выделить два способа формирования изделий: прессование и выдувание.
Первый способ – самый древний способ производства изделий из стекла. Изделие прессуют в форме, определяющей ее внешнюю поверхность на выходе; керн создает давление на внутреннюю поверхность. Этот способ прост, дешев, однако ограничен и даже грубоват, и посредством прессования можно произвести только простое незамысловатое изделие.
Второй способ – выдувание, позволяет получать изделия высокого качества, с ровной поверхностью и разнообразной формой. Последовательность процесса такова: сначала формируют черновую форму – (пульку, баночку), затем в нее вдувают воздух, либо при помощи трубки, либо специально созданной для такого производства дутьевой головки с полым керном. Этот способ позволяет стекломассе равномерно распределяется в форме и горло изделия имеет точное оформление.
Стекло – материал, у которого мало достойных конкурентов. Конкурентов много, но достойных почти нет. Стеклянная тара не нуждается в представлении. Жестяные и пластмассовые упаковки никогда не заменят то, что использовали и ценили многие поколения людей по всему миру.