В ЛУЧШИХ ДОМАХ ЕВРОПЫ

В ЛУЧШИХ ДОМАХ ЕВРОПЫ— Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду — разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно.

Эллочка насторожилась.

* У меня как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привез в подарок. Забавная вещь.

* Должно быть, знаменито, — заинтересовалась Эллочка.

* Ого! Хохо! Давайте обменяемся. Вы мне стул, а я вам ситечко. Хотите?

И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»

 

Так уж получилось, что очень многие люди просто обожают сравнивать себя с кем-то и изо всех сил стараются подражать избранному идеалу. Иногда это получается довольно неплохо, но гораздо чаще подобное обезьянничанье производит именно то впечатление, какое должно — впечатление жалкой карикатуры. Эта книга пишется не для защиты или осуждения подобных стремлений, так что мы будем обращать внимание на человеческую тягу к тому, чтобы все было «как у них», только в ракурсе, который нужен нам, то есть — можно ли на этом заработать.

Безусловно, заработать можно. И даже нужно — ведь тем самым мы поможем немного успокоить комплексы неполноценности хотя бы одного человека, дадим его жизни хотя бы какую-то радость. Правда, весьма мимолетную — ведь совсем скоро выяснится, что заветное приобретение стало не модным, и пора искать новый объект вожделения.

Зато для вас это — золотое дно. Вы снова и снова можете выступать в роли помощника и благодетеля. И каждый раз — поправлять свой бюджет таким образом. Поэтому — никогда не проходите мимо представившейся возможности провести такую комбинацию.

Для этого вам нужно будет завести себе новый каталог зарубежных товаров, распространяемый по почте. Его не надо покупать, поскольку из всей толстенной книги на добрую тысячу страниц вам понадобится только немного. Вас должны интересовать только те разделы, где речь идет о домашних мелочах.

Именно эти салфеточки, статуэточки, наборчики для специй и тому подобная мишура, вызывают у обывателей самую жгучую жажду обладания. Так раньше средний человек просто не мог помыслить жизни без семи слоников на комоде, якобы приносящих счастье.

Как и в любой комбинации, здесь от вас потребуется наблюдательность. Нехитрое дело — найти то, что жизненно необходимо для описанной категории людей. Куда важнее отыскать потребителей для всего этого совершенно ненужного товара. Тут может помочь только очень острый глаз и широко раскрытые уши.

Вот, предположим, вам удалось найти того, кто открыт для вашей комбинации. Вы пока не знаете, нужно ли ему чтото конкретное, или он просто хочет, но толком не знает чего. Необходимо провести рекогносцировку местности по военному методу. Для начала — войти с объектом в тесный контакт. Настолько тесный, чтобы он стал совершенно спокойно разговаривать с вами, как со своим.

Когда контакт установлен, пора приниматься за психологическую обработку. Первым делом несколькими ненавязчивыми фразами вы подводите его к темам, которые для него наиболее болезненны. Вот, дескать, как у них там все замечательно и здорово. И такая жалость, что невозможно простому смертному в наших краях поспеть за теми, кто живет по ту сторону границы.

Вот здесь наступает момент внедрения в сознание вашей жертвы того факта, что простому смертному, может, и не успеть, но вот с вашей помощью... Это внедрение производится как бы исподволь. Делайте вид, что прекрасно осведомлены о том, что и как на самом деле происходит «у них». Пользуйтесь мелкими безделушками зарубежного производства, носите немного чудаковатую одежду, но не забывайте вскользь говорить про то, что где-то там, в среде просвещенных людей, все это — признак высшего соответствия стандарту. И поверьте, очень скоро клиент будет натурально заглядывать вам в рот. Тогда можно понемногу приступать к основной части комбинации.

Для выполнения своей Остапу Бендеру понадобилось никчемное ситечко для чая. Только великий комбинатор был причиной тому, что Эллочка-людоедка, увидев этот нехитрый предмет, обнаружила, что он жизненно ей необходим. И не пожалела обменять какой-то несчастный стул на такую нужную и важную вещь.

В качестве стула для вас может выступать что угодно — то, что нужно лично вам. Точно так же никакого значения не имеет предмет, предлагаемый к обмену. Главное, чтобы ваш клиент был уверен: он ему жизненно необходим.

Когда вы обнаружите, что предметы обмена намечены, приступайте собственно к комбинации.

Так поступает Бендер. Помните, заразив Эллочку мыслью про то, как пьют чай в «лучших домах Европы», он просто ставит ее перед фактом: вы можете пить чай точно так же, я предоставлю вам эту возможность. Что мне нужно взамен за ваше счастье? Да ровным счетом ничего — вот этот несчастный стул.

Возможный вариант поведения для вас. Покупается копеечный пластмассовый массажер — вы наверняка видели такие, похожие на большую пластиковую каплю. И когда речь зайдет о бытовых привычках людей за рубежом, сначала расскажите, как сейчас популярен и востребован за рубежом пластмассовый массажер, какой там бум на эту вещь, Поскольку ваш клиент вряд ли является человеком, идеально ориентирующимся в настоящих привычках зарубежья, он наверняка клюнет. И вот тут вы можете пожаловаться на своего друга, который привез вам целых три таких массажера. Но вот незадача — вы один под себя подобрали. Второй достался вашей жене (сестре, соседке), а куда девать третий — непонятно. И когда глаза клиента вспыхнут алчностью, предложите массажер ему, но непременно с таким видом, будто отрываете от сердца родное дитя. Может, вначале клиент и будет сомневаться, ломаться и отнекиваться. Но потом он все равно сломается и вы избавитесь от ненужной безделицы, став несколько богаче, чем были.

На месте массажера может быть что угодно. Кстати, если вы не верите в возможность такого торга — вспомните первую главу нашей книги. Там я говорил о передачах типа «Магазин прямо в доме». Все они выстроены исключительно на желании человека быть не хуже, чем другие.

И если этим предметом пользуется кто-то, то чем хуже вы?