Родился в 1913 году в деревне Лебедкино Ядринского района в бедной крестьянской семье. По национальности чуваш. Член КПСС с 1939 года. В 1935 году поступил в Казанский авиационный институт. С 1937 года — в рядах Советской Армии. На фронтах Великой Отечественной войны воевал комиссаром авиаэскадрильи и полка, а также был командиром полка и заместителем командира авиадивизии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Жизнь полковника Б. М. Васильева трагически оборвалась в 1955 году.
В известкой песне «С чего начинается Родина» есть такие замечательные слова: «...А, может, она начинается с той песни, что пела нам мать?» Да, ласковые песни наших матерей запоминаются на всю жизнь. Но Борис Михайлович не помнил своей матери, она умерла, когда мальчику шел третий год. Говорят, свет не без добрых людей. Учительница Екатерина Васильевна, очень душевная женщина, взяла племянника к себе, любила и опекала его.
Тяжелый девятнадцатый год. Еще гремели пушки гражданской войны. Семилетнего малыша молодая Советская власть устраивает в детский дом. Дружный детский коллектив, строгий распорядок жизни, отеческая забота воспитателей и учителей...
Борис окончил Ядринскую восьмилетнюю школу. Бывший учитель этой школы Петр Николаевич Николаев до сих пор помнит его, активного в общественной жизни школы, успевающего в учебе, и тепло о нем отзывается.
Школа зажгла в мальчишке огонек душевной неугомонности, научила любить Родину и быть преданным ей до конца жизни. Восемнадцатилетний Борис Васильев заведует сельской начальной школой, работает секретарем комсомольской ячейки и председателем ревизионной комиссии колхоза. Он участвовал в классовой битве в период коллективизации.
В мире не было спокойно. В Германии к власти прорвались фашисты, они готовились к войне. Вожак сельской молодежи Борис Васильев, читая газеты, чутьем улавливал приближение беды и твердо решил учиться военному делу. В 1935 году, окончив подготовителыные курсы, Васильев поступает в Казанский авиационный институт, одновременно учится в аэроклубе Осавиахима. Впервые берет в свои руки штурвал учебного самолета и с радостью ощущает, что не боится высоты. Чудесная машина, набирая скорость, послушна и податлива...
Борис был одним из тех комсомольцев тридцатых годов, которые смело шли навстречу приближающейся военной грозе.
В 1937 году, оставив третий курс института, он добровольно уходит в ряды Советской Армии, поступает в Борисоглебскую школу военных летчиков и в 1939 году успешно ее заканчивает. Здесь же его принимают в ряды Коммунистической партии.
В части, куда он прибыл для прохождения службы. В молодом командире командование сразу подметило общественно-партийный накал, умение руководить коллективом. Его назначают помощником комиссара Части по комсомольской работе. Через год Борис Михайлович становится комиссаром авиационной эскадрильи.
Началась война...
На этом трудном посту особенно проявились его Способности быть продолжателем боевых традиций военных комиссаров гражданской войны. На войне он словом и делом выковывал волевые, сильные, целеустремленные патриотические характеры.
В боевой жизни его близким другом стал командир эскадрилии капитан Фарид Фаткуллин, в прошлом рабочий казанской фабрики «Светоч», за время службы армии в совершенстве овладевший командирскими навыками и летным мастерством.
Командир и комиссар, оба отменные летчики-истребители, летали на самолетах И-153 во главе эскадрильи, сбивали вражеские самолеты, штурмовали наземные войска, личным примером увлекали за собой коллектив летчиков. Чаще они летали на разных высотах., «этажеркой», каждый возглавлял группу истребителей.
Между боями вместе составляли планы, продумывали тактику действия, а когда вспыхивала ракета старта, оба снова становились летчиками и сливались с краснозвездной машиной.
— Где командир и комиссар вместе, там вражеским самолетам не пройти,— говорили летчики.
Вот отрывки из наградного листа Бориса Михайловича.
«...8 сентября 1941 года тов. Васильев во главе звена в районе переправы через Днепр у Ломовки прямым попаданием бомбы взорвал бензосклад. Во время налета огнем противника был изрешечен самолет Васильева, в котором было 6 пробоин. Искусным маневром, правильно спланировав свой самолет, тов. Васильев прилетел на аэродром...
13 сентября, вылетев на задание... двумя прямыми попаданиями бомб разрушил переправу в двух местах...
14 сентября тов. Васильев во главе эскадрильи вылетел на штурм аэродрома противника у станции Верховны. В результате прямых попаданий бомб уничтожено 7 самолетов противника... 19 сентября, вылетев на штурмовку переправы у Ломовки, самолет тов. Васильева был обстрелян зенитной артиллерией противника. Снарядом пробит бак самолета. Тов. Васильев, действуя мужественно и стойко, привел самолет с пробитым баком на свою территорию и сделал посадку...»
На этом наградном листке приписано: Достоин присвоения звания Героя Советского Союза» с подписями командующего 6 армии генерала Малиновского и командующего Юго-Западным фронтом маршала Тимошенко.
В декабре 1941 года эскадрилья была пребразована в авиационный истребительный полк, командиром которого стал теперь Герой Советского Союза майор Фарид Фаткуллин, комиссаром был назначен его боевой друг, получивший звание Героя в одном с ним Указе Президиума Верховного Совета СССР, батальонный комиссар Борис Михайлович Васильев.
Теперь командир и комиссар с еще большей энергией работают над сплачиванием большого коллектива, обучают личный состав на боевых примерах.
Летом 1942 года истребительный авиационный полк под Сталинградом наносит ощутимые удары по врагу, увеличивая боевой счет. Но враг был еще силен, наступал. В июле 1942 года, в одном из сражений, в неравном бою геройской смертью погиб любимец полка майор Фаткуллин. Командиром 92 истребительного полка становится Борис Михайлович Васильев.
Обстановка между Волгой и Доном все более сгущалась. Днем и ночью шли напряженные бои на земле и на небе. За день истребители поднимались в воздух по несколько раз. Горели самолеты, и гибли летчики.
Поступил новый приказ. Вновь вспыхнула ракета старта. По тревоге поднимается в воздух группа истребителей во главе с командиром полка Б. Васильевым для сопровождения наших штурмовиков. Задача — бить по вражеским самолетам. Их было четыре. Они разбились на две группы, попарно.
Наши, поднявшись ввысь, сразу встретили группу вражеских истребителей. С ними вступил в бой командир эскадрильи капитан Н. Волынкин со своим напарником, как было договорено заранее, на земле. Б. Васильев и его ведомый лейтенант А. Хесин продолжали охранять штурмовиков.
«Шестерка (это было позывное Васильева), на вас идут одиннадцать «мессеров!»—услышал в наушниках батальонный комиссар из наземного пункта наведения.
«Вижу! Вижу! Иду в атаку!»— ответил коротко командир.
Б. Васильев и А. Хесин разом пустили пулеметные очереди. Немцы на таран не шли, решили перехитрить, стали маневрировать, заходить к нашим в тыл. В перестрелке самолет А. Хесина получил тяжелое повреждение, он пошел на вынужденную посадку. Б. Васильев один оказался в окружении вражеских истребителей, но это опытного летчика не смутило, он не растерялся. Вражеские самолеты не могли вести прицельный сосредоточенный огонь по советской машине, боясь поразить своих. Васильев гнался за вражеским стервятником. Противник пытался оторваться, сделал резкий поворот вправо, но не успел, попал под пулеметный огонь. «Сгорел один «мессер!»— услышал в наушниках Васильев с пункта наведения. И строй подбодрился, с еще большим напряжением и волей стал гнаться за вражескими самолетами.
«Ура! Сгорел второй фриц!»— прозвучал в наушниках голос батальонного комиссара. Вражеских истребителей становилось все меньше.
Но внезапно резко качнулась машина Васильева, она стала неуправляемой, вот-вот войдет в штопор. По всему телу летчика разлилась кровь.
Васильев, проявив последние усилия, вылез из кабины, бросился вниз на парашюте. Его, уже потерявшего сознание, подобрали в Степной балке наши пехотинцы и оказали первую помощь.
После излечения в госпитале Борис Михайлович вновь вернулся на фронт. Его назначают сначала заместителем командира дивизии по политчасти, затем заместителем по строевой части. Но он стремится туда, где можно чаще самому летать и участвовать в боях. Ему по душе был ближний бой. По личной просьбе его назначают командиром истребительного авиационного полка.
К этому времени относится боевая характеристика, данная ему вышестоящим начальством. «...Имея большой боевой опыт, грамотно передает летному составу тактику воздушного боя, личным примером в воздушных боях воодушевляет летчиков на героические подвиги.
... На все боевые задания летает с большим желанием, как подлинный и отважный сталинский сокол-истребитель».
В личных делах Бориса Михайловича Васильева записано, что он на фронте произвел 126 боевых вылетов, участвовал в 67 воздушных боях, сбил лично 10 самолетов противника и 11 самолетов сбил в группе.
Войну закончил со своим боевым полком в логове врага — под Берлином. Односельчане пристально следили за боевыми подвигами своего героя-земляка и с утроенной энергией работали в тылу, собирали деньги для строительства новых самолетов.
Вот исторический документ:
«... Моргауши, Чувашская АССР.
Бригадиру полеводческой бригады колхоза «Красное Сормово» тов. Смелову, счетоводу т. Волкову, председателю колхоза «Красный пахарь» Ишлейского района тов. Лебедеву, полевая почта 21310, тов. Васильеву-Борису Михайловичу.В соответствии с указанием Верховного Главнокомандующего маршала тов. Сталина на внесенные вами средства построен самолет.
Согласно вашего желания, самолет передается авиачасти Военно-Воздушных Сил Красной Армии Героя Советского Союза подполковника Васильева Бориса Михайловича.
Заместитель командующего ВВС Красной Армии генерал-полковник авиации Никитин».
Это ли не пример того, как героизм советских воинов на фронте подкреплялся трудовыми подвигами советских тружеников в тылу.
В 1955 году в возрасте 42 лет при дорожном происшествии трагически оборвалась жизнь Б. Васильева.
Мало жил он, но его героизм на фронтах Великой Отечественной войны навсегда останется в памяти народа.
Л. Трофимов