Как успешно пройти собеседование

Нет в этом мире человека, который ни разу не был бы на собеседовании. Все люди, работающие, ищущие работу, так или иначе, хоть раз в жизни, проходили собеседование.

Собеседование – это своего рода испытание, экзамен для каждого, даже очень опытного и квалифицированного работника. Как ни говори, избежать волнения редко кому удается, а если человек волнуется, то ошибок и промахов не миновать, а это, извините, незачет, стало быть, вакансия потеряна, а вам так хотелось получить это место…

Не расстраивайтесь, выход есть. Давайте с самого начала подойдем к вопросу собеседования. Начнем с подготовки. Всем известна поговорка: «Встречают по одежке», в нашей ситуации это пятьдесят процентов успеха. Все мы люди, и первое впечатление друг о друге складываем по внешности. Мятые брюки, нечищеные ботинки, усталый вид – и вы - негодный кандидат. Сейчас всем нужны энергичные, перспективные люди, поэтому позаботьтесь о том, чтобы ваш внешний вид этому соответствовал.

Не стоит одевать на собеседование слишком модные вещи (например, брюки – султанки), лучше одеться стильно, но сдержано, последнее касается и цвета одежды. Следуйте классике (не обязательно, конечно, белый верх, черный низ, но нечто приближенное не помешало бы), для женщин – юбка-карандаш чуть ниже колена, деловая блуза, лучше с приталенным жакетом, для мужчин – костюм с галстуком – идеальный вариант. Естественно, перебарщивать не стоит, облачаясь в серые тона, изображая книжного червя. Яркий акцент в одежде допускается, просто помните, что ваш образ должен быть деловым, и выражать готовность к работе.

Прежде чем пойти на собеседование, составьте резюме и возьмите его с собой. Это будет вашей визитной карточкой. Излучайте уверенность, не забывайте улыбаться, старайтесь своим обликом выражать дружелюбие, готовность к контакту.

Возможно, на собеседовании вас попросят рассказать что-нибудь о себе. К этому нужно быть заранее готовым, чтобы не попасть в тупиковую ситуацию, и сидеть, молча, с глупым видом, не зная, что сказать, или с чего начать. Кстати, многие современные работодатели, взяли этот вопрос на вооружение, потому будьте готовы. Идеальным вариантом ответа, будет следующий:

- Меня зовут Иванов Иван Иванович, мне 27 лет, образование высшее. В свое время я окончил МГУ, экономический факультет, по специальности экономист. 2 года я проработал в фирме «Заря» главным экономистом, затем меня повысили и перевели на должность начальника экономического отдела, где я проработал еще год. В настоящее время я ищу работу бухгалтером, потому что окончил курсы по 1 С, и имею опыт управленческой работы. Я многое слышал о вашей компании, и считаю ее самой перспективной в данной отрасли, поэтому очень бы хотел работать у вас.

Для начала беседы такого монолога будет более чем достаточно. Если работодателю станет интересно что-то еще, он сам задаст вам уже более конкретные вопросы, требующие односложных ответов.
Запомните одно – вы должны быть активным собеседником (работодатель не должен «клещами» вытягивать из вас ответы), это, конечно, не значит, что нужно говорить обо всем подряд и болтать без устали. Вы просто должны сами задавать вопросы работодателю (рекомендую составить список заранее, чтоб не растеряться). Спрашивайте побольше о фирме, об условиях работы, о своих должностных обязанностях, перспективе. Лишь единственный вопрос оставьте на потом, это, вы, наверное, уже догадались, вопрос о величине заработной платы. Конечно, идеальный вариант, когда работодатель сам коснется этой темы, но так, к сожалению, бывает не всегда, поэтому деликатно поинтересоваться в заключение беседы о размере вашего вознаграждения за труды, необходимо.

Есть еще один нюанс. Во время собеседования не отзывайтесь плохо о прошлой вашей работе (как бы плоха она не была), потому что это будет характеризовать вас с не выгодной стороны. На всякий случай, захватите с собой диплом и трудовую книжку, потому что некоторые работодатели любят проверить ваши слова об опыте и квалификации лично и незамедлительно.
Никогда не врите своему работодателю, конечно, можно приукрасить некоторые моменты, но откровенно утверждать, что вы, например, отлично знаете иностранный, в то время, как и слова не по-русски сказать не можете, не стоит, ведь это легко проверить. Поэтому, чтобы не упасть в грязь лицом, избегайте неискренности.

И, главное, не будьте слишком серьезными, не забывайте про улыбку, воспринимайте происходящее, как игру. Не нужно дрожащего голоса и робкого взгляда, в конце - концов, работодатель – такой же человек, как и вы, ничуть не лучше.

Ну и напоследок, перед тем как попрощаться, оброните фразу: «Очень приятно было с Вами познакомиться, до свидания». Таким образом, вы оставите о себе светлое, приятное впечатление, а это – ваш шанс на пути к карьере. Удачи!