Щинще.

 

?ин?е.

Наиболее значительным праздником в период весенне-летней календарной обрядности являлся старинный чувашский праздник «?ин?е». У некоторых групп чуваш он известен под названием «дёр прадникё» («праздник земли») или же просто «уяв» («празднование» ) . Праздник «?ин?е» приурочивался ко времени завершения посева яровых хлебов и посадки овощей, до начала поднятия пара для посева озимых. Календарные даты этого праздника,— пишет К. В. Элле,— совпадали с древним чувашским месяцем «х?р уй?х» («девичий месяц » ) . Это как раз время созревания хлебов и приближения решающего, момента земледельческого года — начала уборки хлебов. В это время крестьянин опасается за судьбу урожая боится, как бы его не побил град или не вымочили дожди. Именно в период окончательного созревания хлебов в условиях Чувашии нередко наблюдаются грозы, градобития и ливни. Чтобы обеспечить надлежащий уход за успешным ростом хлебов и предохранить урожай от стихийных бедствий, верующие крестьяне полагали необходимым в это критическое для посевов время праздником «?ин?е» магически воздействовать на силы природы. «?ин?е» или «канлё в?х?т» (время покоя от хозяйственных работ ) — старинный массовый земледельческий праздник,— как видно из материалов дореволюционных авторов, продолжался свыше недели, а в некоторых селениях примерно 12 дней. Календарные даты этого праздника строго не установлены. Говоря о сроках его проведения, В. К. Магницкий сообщает, что «?ин?е» начинается «со времени появления цвета на озимых и кончается, в некоторых местностях Чебоксарского уезда, перед паровой пашней, начинающейся раньше или позже, смотря по тому, имеются ли, кроме паровой пашни, для скота пастбищные места или нет». По словам А. Иванова, низовые чуваши Тетюшского уезда Казанской губернии праздник «?ин?е» отмечали не во все дни недели, а лишь в определенные дни — воскресенье, пятницу, в остальные дни занимались своими хозяйственными делами.Характерная черта этого праздника — наложение запретана выполнение различных сельскохозяйственных и домашних работ. Мать-земля в это время, как считали чуваши, была беременной, и нельзя было ее беспокоить. Поэтому в период «?ин?е» строго запрещ алось производить всякие земляные работы (пахать, рыть ямы, полоть, косить траву и т. д.), вывозить навоз, строить и перестраивать избы и хозяйственные постройки, красить нитки, валять сукно, мыть белье, разводить огонь до захода солнца и пр. По показанию многих авторов — описателей быта чуваш, круг запрещений в период праздника был значительно шире. Д . Мессарош в своей работе, например, указывает, что в с. Алгаш и Буинского уезд а Симбирской губернии накануне «?ин?е» всем жителям объявлялось; «Ыран ?ин?е пулт?р, ?ин?е калатп?р. Шаккама юрамасть, кур?к татма юрамасть, ??р чавма юрамасть, мунча хутма юрамасть, тыр тип?тмз юрамастъ, тыр? сапма юрамасть, чул к?ларм а юрамасть, арман авйртма юрамасть, улача к?пе тйх?кма юрамасть, х?р лв к?пе т?х?нма юрамасть, улача, х?р-л? ??лсме юрамасть, пурте шур? к?пе т?х?нмалла, вун? куна срук». («С завтрашнего дня пусть будет ?ин?е, объявляем об этом. Запрещается стучать, рвать и косить траву, сушить зерно, сеять, добывать камни, молоть зерно на мельнице, носить рубашки из пестрядинной и окрашенной тканей, шить одежду из этих материалов, все должны одеваться лишь в белую одежду, срок.— десять дней») .