Царские жалования чувашским священникам.

Царские пожалования и собственная захватническая деятельность из года в год умножали богатства архиерейского дома, и к началу X V II века его владения возросли почти в 4 раза . Во владение казанского архиерейского дома перешли также насильственно захваченные земли чувашских крестьян в Свияжском уезде.

Помимо всего этого, казанский архиерей за усердное порабощение народов Поволжья получал щедрое жалованье деньгами и натурой, ему предоставлялись различные льготы для торговли и промыслов, право сбора пошлин с торговых людей. О размерах царских пожалований князьям церкви на представление любопытная роспись государева жалования первому казанскому архиепископу Гурию.

В ней мы читаем: «шло... архиепископу Гурию государева жалования 865 Рублев, да казанские и свияжские и чебоксарские из таможенные пошлины десятые деньги 155 рублей 11 алтын; 1300 четьи ржи, 500 четьи муки ржаные, 300 четьи пшеницы, 100 четьи муки пшеничные, 105 четьи круп грешневых, 80 четьи гороху, 500 четьи солоду ячного, 1000 четьи овса, 120 четьисемени конопляного, 120 четьи круп овсяных, 60 четьи толокна, 50 пуд масла коровья, 500 пуд меду, 2 гривенки шафрану, 20 гривенок перцу,, 5 гривенок инбирю, 3 гривенки гвоздики, 3 гривенки корицы, пуд брынцу, 10 гривенок ядер миндальных, 2 гривенки орехов мушкатных, 2 гривенки анису, 10 гривенок горчицы, 200 гривенок ладану, 10 пуд воску на свечи, 3 ведра вина церковного; за конопля­ное масло 3 рубля».

Столь же дорогим было и казенное содержание помощников Гурия — архимандритов Германа и Варсонофия, первый из которых прославился своими «апостольскими» подвигами в Горной стороне — наставлением «неверных» чуваш и черемис, «так и их жен с детьми в вере христианской» и закреплением их за монастырскими вотчинами.

Огромными земельными владениями были наделены монастыри, призванные сыграть важную роль в насаждении христианства в Поволжье. Их колонизаторская деятельность весьма сильно коснулась и территории, заселенной чувашами.

Помимо названных ранее, в захвате земель чувашских крестьян «отличились» в XVI — XVII веках также монастыри: Свияжский Успенский (основан в 1552 году ), Казанский Зилантов (1552 г.), Казанский Спасо-Преображенский (1556 г .), Чебоксарский Троицкий (1556 г.), Алатырьский Троицкий, Чебоксарский Преображенский, Спасо-Юнгинский, Цивильский Тихвинский (1675 г.) и др.

Церковные историки, характеризуя деятельность монастырей среди нерусского населения Поволжья, прославляли их «подвиги» в захвате крестьянских земель и в насаждении христианства.