ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ЧУВАШ В XVI— XVII ВЕКАХ.
Присоединение Чувашии к Русскому государству. Христианизация как орудие национально-колониальной политики царизма. Монастыри и города-крепости — опорные пункты христианства. Основание Казанской епархии и мероприятия по насаждению христианства. Борьба крестьян против насильственного крещения и монастырской колонизации. X V I век в истории чувашского народа ознаменовался важным событием, определившим весь дальнейший процесс его исторического развития. В 1551 г. Чувашия отделилась от Казанского ханства и добровольно вошла в состав централизованного Русского государства. Этому акту, имевшему громадное историческое значение для чувашского народа, предшествовала многовековая борьба трудящихся Поволжья за свое освобождение от господства и жестокого угнетения татарских ханов и феодалов. Эта борьба могла оказаться успешной лишь благодаря борьбе всего Русского государства турецко-татарской агрессией. Русский народ, сбросив с себя татаро-монгольское иго, стал вы ступать в роли освободителя малых народов, объединителя их вокруг единого центра — Москвы. Присоединение к Русскому государству было для чуваш глубоко прогрессивным явлением. «Россия, — указывал Ф. Энгельс,— действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку... господство России играет цивилизующую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар...». Вхождение в состав сильного и крепнущего Русского государства с его более развитой экономикой и культурой дало возможность чувашам, как и другим народам Поволжья, перейти к более высоким формам ведения хозяйства, приобщиться к передовой культуре русского народа. После присоединения к России началось более тесное общение с русскими, завязывались и крепли узы дружбы обоих народов. Дружба с русскими людьми, совместная борьба против внутренних и внешних врагов, тесная экономическая связь, естественный культурный обмен — все это способствовало более бы строму развитию материальной и духовной культуры чувашского народа. Однако вхождение в состав многонационального Русского государства не освободило чувашский народ, как и другие национальные меньшинства России, от угнетения. Царизм, будучи угнетателем и палачом самого русского народа, вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции по отношению к «инородцам» проводил колонизаторскую политику, стремясь насильственными методами русифицировать их. Одним из орудий национально-колониальной политики царизма в Среднем Поволжье, в частности в Чувашии, являлась христианизация. Христианство было для царизма наилучшим идеологическим оружием в борьбе за упрочение своей власти в национальных областях, в борьбе за утверждение феодально-крепостнического гнета. На протяжении всей своей многовековой истории христианство верно служило господствующим классам — сначала рабовладельцам, затем феодалам, а впоследствии буржуазии. Социальные принципы христианской религии оказались вполне приемлемы и для русского царизма. Эти принципы с убийственной меткостью охарактеризовали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Сразу ж е после присоединения Чувашского края царское самодержавие начало усиленно заботиться об утверждении там своей власти. Значительная часть земель чувашских крестьян была у них грабительски отнята и роздана русским землевладельцам — служилым людям, а также монастырям и церквам. Было развернуто строительство городов-крепостей, где сосредоточивалось военно-служилое население (даты основания: Алатырь — 1552, Чебоксары — 1555, Тетюши— 1558, Цивильск, Ядрин— 1584, Козьмодемьянск— 1583). Миссионерско-церковные деятели в специальных журналах, рассчитанных на духовенство, открыто заявляли о подлинном значении городов-крепостей, построенных на землях нерусских народов Поволжья. Вот как писал о сооружении города Цивильска один из придворных историков-лакеев казанского архиепископа: «Основан этот город среди чувашских и черемисских селений с той целью, чтобы с т р а х о м в о е н н о й с и л ы у д е р ж а т ь в п о в и н о в е н и и эти дикие в то время народности и устранить возможность подобных гибельных народных возмущений в будущем (имеется в виду восстание нерусских крестьян 1572 г. — П. Д.), а вместе с тем распространять свет христовой веры в среде языческой». (Разрядка наша.— П. Д.) В колонизации Среднего Поволжья царское правительство важную роль отводило православной церкви: перед ней стояла задача обратить местное нерусское население в христианскую веру. Центром деятельности церковников была выбрана Казань, где в 1555 г. была учреждена епархия. Для насаждения христианства все средства признавались хорошими — и обман, и хитрость, и применение военной силы. Правда, в «Наказной памяти» Ивана I V первому казанском у архиепископу Гурию предписывалось путем предоставления ряда льгот склонить население к добровольному крещению, «страхом их ко крещению не приводити». Архиепископу вменялось в обязанность воздействовать на нерусские народности «кротостью», а «жестокостью с ними не говорити». Эта лицемерная «кротость и любовь» на первоначальном этапе христианизации народов Поволжья была продиктована политической обстановкой в недавно присоединенном крае. Если учитывать многократные мятежи, организованные в Чебоксары в 1682 г. Кремль. Гравюра из книги голландского путешественника Витзена. 1552— 1557 гг. и в последующее время реакционными феодалами с целью отторжения территории Поволжья от Руси и передачи ее под протекторат турецкого султан а, то станет понятным, почему царизм не решался на этом этапе применять насильственно-административные меры при крещении. Казанская епархия стала одной из активнейших помощниц царизма в осуществлении его захватнической колониальной политики на территории бывших Казанского и Астраханского ханств. Казанский архиепископ являлся особо доверенным лицом московского правительства и имел широчайшие полномочия — вплоть до контроля за деятельностью " «Акты Археографической экспедиции», т. 1, № 241, стр. 259—261. воевод и отмены их судебных решений. Активная колонизаторская и миссионерская деятельность казанского архиепископа по обращению нерусских народов в православие вознаграждалась царизмом крупными пожалованиями. Уже спустя десять лет после своего основания казанский архиерейский дом оказался в числе крупнейших феодалов Поволжья. Его земельные владения, бортные угодья тянулись от Казани до Камского устья, по рекам Волге, Каме, Казанке, Меше и другим.