Деревни на грани исчезновения: что предлагает сельской экономике новая федеральная программа?

31 мая 2019 года подписано Постановление Правительства РФ № 696 «О государственной Программе комплексного развития сельских территорий на период 2020–2025 годов» (с изменениями на 30 декабря 2020 года).

Согласно постановлению, главные задачи государственной программы заключаются в следующем:

● Сохранить показатель отношения сельского населения России к общему не менее 25,3 %;

● Достичь соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80 %;

● Повысить площадь благоустроенного жилья в сельских населенных пунктах до половины от общей площади жилого фонда.

В структуре госпрограммы выделено две части – проектная и процессная

Первая часть включает в себя пять проектов:

  1. Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях.
  2. Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений.
  3. Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.
  4. Благоустройство сельских территорий.
  5. Содействие занятости сельского населения.

Вторая часть содержит три целевые программы:

  1. Современный облик сельских территорий.
  2. Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий.
  3. Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий.

Финансирование

Программа рассчитана на пять лет — с 2020 по 2025 год, за это время на достижение поставленных целей будет потрачено около 2,3 триллиона рублей.

Более одного триллиона рублей поступит из федерального бюджета, 1,05 триллиона рублей — из внебюджетных источников и 161 миллион рублей из региональных бюджетов.

Большая часть финансирования (1,2 трлн) заложена в программу «Современный облик сельских территорий». В рамках программы будут реализованы проекты сельских поселений, поступающие от активных жителей и представителей бизнеса.

Каждый населённый пункт, попавший в эту программу, получит в среднем 60 миллионов рублей, что примерно в 30 раз больше существующих дотаций. Средства будут распределяться по итогам конкурса, которые подведёт комиссия Министерства сельского хозяйства.

Направления конкурсных проектов:

● социальная инфраструктура;

● финансовые услуги;

● инженерно-транспортная инфраструктура;

● физическая доступность товаров;

● государственные услуги.

В обновлённой программе должно увеличиться финансирование сельхозпредприятий, что отличает её от более ранних стратегий.

Что происходит на самом деле?

Министерство сельского хозяйства предложило уменьшить финансирование программы — от 2,3 триллиона рублей останется всего полтора. В ближайшие три года будет потрачено всего 241,5 миллиардов из этой суммы. Хотя ещё недавно в Минсельхозе предлагали увеличить объём программы до трёх триллионов рублей. Изменения произошли из-за общего сокращения федерального бюджета на ближайшие годы. Изменены цели проекта, связанные с улучшением жилищных условий и уменьшением разницы доходов городского и сельского населения. Показатель по миграции жителей из сельской местности не изменился — к 2025 году его должно быть не меньше четверти от населения страны.

В 2020 году по госпрограмме было выделено 35,9 миллиардов рублей, что меньше, чем было запланировано ранее, из-за этого Минсельхоз скорректировал целевые показатели программы. За год было реализовано 132 проекта развития территорий, некоторые из которых включали в себя строительство жилых домов. Минсельхоз предлагает продлить программу до 2030 года.

Что ждёт сельские поселения в будущем?

В 2021 году на развитие сельских территорий будет потрачено более 210 миллиардов рублей из федерального бюджета.

Ситуация в сельской местности очень неоднородная. Только 18 регионов из 85 можно назвать благополучными. Это в основном регионы Поволжья и Центральной России. Существенные проблемы есть в 29 регионах, преимущественно расположенных на севере и в Сибири.

Несмотря на общее «вымирание» деревни, сельские территории впервые в истории современной России обогнали города по естественному приросту населения. Однако экономический спад по всей стране не позволяет рассчитывать на дальнейшее повышение рождаемости даже при увеличении «материнского капитала». Ситуация требует срочные меры со стороны государства, чтобы демографические показатели не перешли в устойчивое падение.

Автоматизация процессов в сельскохозяйственных работах уменьшает количество рабочих мест в сёлах, усугубляя и без того тяжёлую ситуацию с занятостью населения и уровнем доходов. Для управления процессами нужны всё более и более квалифицированные работники, что требует крупные инвестиции в образование и дальнейшее привлечение кадров к работе.

Обратите внимание: Из-за запрета на экспорт кругляка китайцы закрывают приграничные доки.

Село должно конкурировать с городом по уровню доходов и качеству жизни, иначе вместо приезда новых специалистов продолжится отток рабочих в города.

Фермеры тоже не в состоянии способствовать развивать сельскую экономику. Они занимают некоторые направления, неинтересные крупным производителям. Однако зависимость от дотаций, а также низкая эффективность сбыта и правовые ограничения на объединение производства, приближают положение фермеров к обычным семейным хозяйствам.

Кроме крестьянско-фермерских хозяйств, одной из попыток поддержать фермеров была организация сельскохозяйственной кооперации. Эта стратегия не получила должного развития по ряду причин. По данным на 2017 год в сельскохозяйственных производственных кооперативах (СПК) состояли только 0,4 % от всех владельцев личных подсобных хозяйств. Согласно законодательству РФ, СПК считаются коммерческими из-за выплачиваемых дивидендов. Их могут создавать только физические лица и лица, ведущие личное подсобное хозяйство. Фермеры под эти категории не попадают. В результате в 2017 году появилось всего 7862 новых СПК. Это около 4 % от организаций, зарегистрированных в той отрасли.

Одним из источников развития сельских территорий в такой ситуации становятся временные жители. Это туристы и дачники, приезжающие из городов на короткое время. Они так же требовательны к транспортной и рекреационной инфраструктуре, как и местные жители. Они готовы оставлять деньги в местной сфере услуг, что увеличивает инвестиционную привлекательность места.

Зарубежный опыт

В Израиле сложилась практика при которой развитие сельских территорий преимущественно поддерживается в районах с небольшим населением. Таким образом повышается деловая активность и качество жизни.

Строительство новых жилых районов в сельской местности в США привело к росту экономической активности и улучшению демографической ситуации. Жители городов переселяются за город, а рядом с новыми заселёнными территориями появляются рекреационные объекты, которые находятся изолированно, на большом удалении от развитых территорий.

В России формируется обратная ситуация – производства чаще всего размещают в уже развитых районах, что увеличивает разрыв в развитии территорий.

Как попасть в программу?

Главное условием для участия в программе по финансированию — разработка по ряду программ: комплексного развития транспортной инфраструктуры (Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2015 года №1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов»), комплексного развития коммунальной инфраструктуры (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов») и комплексного развития социальной инфраструктуры (Постановление Правительства РФ №1050 от 01.10.2015 «Об утверждении требований к программам развития социальной инфраструктуры»). Сельские поселения должны разработать качественные планы развития для получения федеральной поддержки.

#деревни и села #социальные проблемы #коммунальное хозяйство #2025 #новые технологии #муниципальные образования

Еще по теме здесь: Хозяйство.

Источник: Деревни на грани исчезновения: что предлагает сельской экономике новая федеральная программа?.