Эпидемия.

Эпидемия.Ситуация Опры в Амарилло высветила уроки широко рас­пространенной практики, которая может показать, где в ва­шей жизни "резина соприкасается с дорогой". Опра так при­влекательна потому, что она реальный, живой человек, такой же хрупкий, как и все мы. Ее первоначальные реак­ции на нападки в Амарилло, те склонности, которые она время от времени демонстрировала в этот период, полнос­тью совпадают с теми, которые, как я наблюдал, проявляют самые разные люди, сталкиваясь с повседневными трудно­стями. Фактически на сегодняшний день в Америке имен­но такое поведение предстает в эпидемических масштабах, заражая жизни, цели, мечты миллионов людей, молодых и старых, искушенных и неопытных.

Разница, быть может, состоит в том, что Опра уже успе­ла развить навыки управления своей жизнью к тому моменту, когда серьезный кризис выбил ее из колеи. У вас полный упа­док сил может случиться от чего-то менее серьезного, чем су­дебная тяжба на 100 миллионов долларов и необходимость от­биваться от нападок на глазах у всего мира. Это нормально, и я помогу вам, где бы вы ни были. Не имеет значения, хотите ли вы просто улучшить вашу вполне сносную жизнь, или ваша жизнь ужасна, и вы знаете, что обязаны изменить ее. Эта кни­га построена таким образом, чтобы дать вам инструменты, ко­торые необходимы, чтобы жить целенаправленно, стратеги­чески. Если вы внимательно посмотрите на негативные стороны своей жизни и на вашу текущую жизненную стратегию, - если таковая вообще существует, - это может оказаться более чем поучительно; это может стать началом новой Стратегии Жиз­ни. Такая самопроверка - как я живу день ото дня - имеет огромное значение, поскольку вы будете отвечать и уже отвечаете за свою собственную жизнь.

Большинство людей, - и я бьюсь об заклад, что вы не исключение, - обманывают себя, не задавая себе трудных вопросов, не сталкиваясь лицом к лицу со своей истинной сущностью и поведением, а поэтому не обращаются к базо­вым проблемам собственной жизни, подрывая этим свои уси­лия достичь успеха. Моя позиция такова: позвольте осталь­ным людям ЖИТЬ в тумане самообмана. Вы снимаете шоры и имеете дело с правдой, а они пусть живут, как хотят.

 


 

Какие же стереотипы поведения, широко распрост­раненные в Америке, угрожали Опре во время ее судебного разбирательства в Амарилло? Что это за шаблоны и модели поведения, которые могут лишить вас шанса изменить свою жизнь и обрести то, чего вы хотите?

Первая всеобщая тенденция - это отрицание. Опра не желала соглашаться с тем, что такая несправедливость могла произойти именно с ней и ее персоналом. И пока это обстояло так, в ее жизни постоянно происходило нечто непредвиден­ное. Не признав эту реальность, усложняющуюся еще больше из-за ее отрицания, Опра зациклилась на том, почему все это не должно было случиться, вместо того, чтобы признать, что это уже случилось. Ее реакция была совершенно логичной, по­тому что она знала правду и понимала настоящие мотивы сво­их обвинителей. Но мир не всегда логичен. Мы часто вынужде­ны иметь дело с тем, что есть, а не с тем, что должно бы быть. Опре, например, было неприятно оказаться втянутой в эту ис­торию вообще каким бы то ни было образом. Она чувствовала, что процесс непродуктивен, и все его участники теряют время. Она никогда не оказалась бы там по своей воле. Это и была часть диалога - отрицания.

Но у вас не всегда есть выбор. Например, придя в хо­роший ресторан, вы вряд ли полезете в драку в вестибюле. Теперь предположим, что вы просто стоите в этом вестибю­ле, когда какой-то одуревший сопляк начинает задираться, - догадайтесь, что происходит? Вы ввязываетесь в драку. Что лучше: размышлять о нелогичности происходящего или при­кинуть, как поскорее утихомирить наглеца, потому что это уже происходит? Во-первых, отрицание может принять форму полной невозможности увидеть то, что есть; во-вторых, ­вызвать желание сопротивляться очевидному, потому что вам это не нравится. В любом случае, отрицание опасно. Эта обыч­ная ошибка может иметь необычайно плохие последствия.

Второй стереотип: выдвижение первоначальных пред­положений без их последующей проверки на истинность или точность. Если вы приняли какую-то позицию, мнение или убеждение и не смогли проверить или подтвердить их, то все ваше последующее мышление, которое в других случаях име­ет смысл и логику, может привести вас к неверным заключе­ниям. Опра предположила, что, поскольку судебное дело про­тив нее так очевидно несправедливо, это непременно обнаружится и все исчезнет как дым. Она предположила, что наша юридическая система разберется и ликвидирует этот пустяк. Она предположила, что власти вмешаются и скажут нечистоплотным скотоводам, что они не могут злоупотреблять судебной системой с целью обогащения. Она вцепилась в эти предположения, потому что хотела, чтобы это было правдой. Проверь она их без лишних эмоций, ей удалось бы осознать обманчивость и нашей судебной системы, и своих предполо­жений. Но если вы доверяете себе настолько, что уверены в правомерности своих представлений, то легко закроете глаз3 на дополнительные возможности.

 


 

Третья проблема - это инерция: паралич, вызванный страхом и отрицанием. Представьте себе пилота, сидящего неподвижно в кабине потерявшего управление реактивного самолета, набитого пассажирами и стремительно теряющего высоту. Представьте, что он говорит: "Черт возьми, я не мог поверить, что это происходит с нами. Божественное вмешательство должно проявиться с минуты на минуту"; или: "Все не может быть так плохо, я прежде никогда не терпел круше­ния. Что-нибудь случится, и мы спасемся". Если вы отрица­ете некоторые вещи, потому что признать их реальность слиш­ком болезненно для вас, то однажды можете оказаться не в состоянии принять необходимые эффективные и энергичные меры по самосохранению и потерпите неудачу. Опра Уинфри была в состоянии справиться с проблемой, но сначала она должна была понять всю ее серьезность. Бы также должны уви­деть свои настоящие проблемы прежде, чем сможете эффек­тивно мобилизовать силы на их решение. Сила инерции выводит из игры ваши главные ресурсы.

Другой стереотип включает в себя обманчивую маски­ровку. Опра, как и многие из нас, может носить маску. Ее лич­ность может быть настолько гипнотизирующей, что люди забы­вают о том, что у нее тоже есть свои потребности. Порой мы проявляем присутствие духа только потому, что нуждаться в чем -либо и признавать это кажется нам проявлением слабости. Но, настаивая на жесткости, вы можете изолировать себя от спешащей к вам помощи, поскольку другие обмануты вашей демонстрацией силы, и им не удается понять ваши нужды.

Многие люди не понимают, что, выбирая поведение, вы выбираете и последствия. Выбрав продолжать сосредо­точивать свое внимание на несправедливости, Опра могла и дальше позволять драгоценному времени и энергии усколь­зать, - времени и энергии, которые могли бы быть потраче­ны на работу над проблемой вместо сопротивления ей. Та­кое поведение было ее выбором. Независимо от логического обоснования, она выбирала поведение отрицания, и, поступая таким образом, выбирала последствия: переход за ту чер­ту, где она уже не способна себя защитить. К счастью, в мо­мент драматического поворота событий она прекратила отрицать неизбежность происходящего и начала сражаться. Она выбрала действие, выбрав, таким образом, и последствия в виде своей окончательной победы.

Все эти взаимосвязанные и общепринятые ошибки в совокупности с рядом опасных обстоятельств могут вызвать катастрофу. Очевидно, что, чем больше проблема, тем серьез­нее, - если с ней вовремя не справиться, - будут негативные последствия. По мере того как вы прокручиваете свою жизнь назад, вспоминая ключевые события, вы видите, какие резуль­таты были получены, когда вы жили, отрицая происходящее, или когда принимали решения, основываясь на первоначаль­ных ошибочных предположениях. Каков был результат, ког­да вы оказались под властью инерции и, прячась за своей мас­кой, не позволили другим людям помочь вам? И возможно, самое важное: какие решения, принятые вами, привели к не­желательным результатам? Преходящими были ваши пробле­мы или глобальными?

 


 

Вы могли видеть людей, которые, казалось, слепо шаг­нули навстречу беде, и спросили себя тогда: "О чем они вооб­ще думали?" Надеюсь, прочитав эту книгу, вы посмотрите на свою жизнь и удивитесь тому, как вообще могли думать то, что думали, не видеть того, чего не видели, и поступать так, как поступали. Ваша задача (или, по крайней мере, ее часть) состоит в признании того, что именно эти стереотипы и шаб­лоны поведения сделали с вашей жизнью и мечтами: сохранились ли они, по-прежнему ли сильны, или же стереотипы эпидемического поведения тайно свирепствуют в вашей жиз­ни, позволяя проблемам гнить, отравляя ваши желания?

Даже в повседневной жизни мы видим драматичес­кие примеры того, как мечты умирают вследствие нашего нежелания видеть проблемы. Возможно, это родители, не желающие поверить, что их сын употребляет наркотики, пока он не умрет от передозировки. Женщина, отрицающая, что у нее рак груди, пока опухоль не станет неподдающейся лечению. Супруг или супруга, наивно верящие, что его или ее партнер работает в ФБР и ездит в командировки исклю­чительно по выходным. В каждом из этих случаев резуль­тат один и тот же. Проблемы и сложности почти никогда не решаются сами по себе; положение дел не улучшается, если не обращать на них внимания. Единственное, что может быть хуже, чем иметь ребенка, употребляющего наркотики, серьезную болезнь или супруга-донжуана, - это столкнуть­ся с проблемой, но не осознавать ее или, что еще хуже, знать о ней, но притворяться, что ее нет.

Эта книга не предназначена для пассивного чтения. Вы увидите, что она интерактивная и предполагает постоянное взаимодействие с читателем: ключевые принципы в более поздних главах основываются на темах, проработанных в бо­лее ранних главах, и весь материал книги приглашает вас играть в ней активную роль.

Задание №1. Ваше первое задание - бросить вызов сво­им убеждениям прямо сейчас, перечислив в порядке зна­чимости пять наиболее важных вещей, в которых вы не смогли полностью признаться себе. Это требует нового мышления. Вы можете подумать: "Как я могу отрицать то, что знаю?" или "Если я отрицаю нечто, то как увидеть это, чтобы записать?" Я сказал о новом мышлении. Задайте себе какие-нибудь из тех трудных вопросов, о которых вы не стали бы думать. Запишите их, потому что вы будете обращаться к ним позже. Что ваше сердце ощущает как проблему, которую вы не признаете, или, по крайней мере, потому что она болезненна?


Советую вам постоянно вести записи по мере того, как бу­дете работать над этой книгой. Я предлагаю вам завести сво­его рода дневник - тетрадь, где вы сможете делать "домашние задания", появляющиеся по мере нашего продвижения. Можно взять блокнот или тетрадь со спиралью, где страни­цы скреплены и поэтому остаются вместе. Этот дневник очень личный и должен быть доступен только вам, обращай­тесь с ним именно так - это даст вам свободу и возможность быть совершенно честным.

Держу пари: что бы ни включал в себя ваш список, это, хотя бы отчасти, результат вашего собственного поведения. Я подозреваю, что основное различие между вашими пробле­мами и ужасными трагическими ситуациями, о которых мы слышим по радио или читаем в газетах, - это результат, а не поведение, которое привело к этому. Разве стереотипы ва­шей жизни и мысли героев более трагических историй не одни и те же? Вы слишком быстро вели машину по соседней улице; вы оставили детей без присмотра, убегая "на мину­точку" в соседнюю комнату; вы сами сидели за рулем, когда ехали домой с вечеринки, в то время как осторожность должна была подсказать вам, что следует посадить за руль кого­-нибудь другого; вы пренебрегли осторожностью во время случайной сексуальной связи; вы фальсифицировали данные при уплате подоходного налога. В "шокирующих историях" люди часто делают то же самое. Но из-за иного, трагического результата они попали в тюрьму, или похоронили ребенка, или заболели СПИДом.

Может быть, в вашем случае вождение автомобиля в нетрезвом виде и не привело к чьей-либо смерти, в отличие от человека, которого показывают по телевидению и кото­рый сделал то же самое, да к тому же сбил ребенка. у вас не проверяют отчетность, а у соседа проверили. Ваши дети все еще в порядке, когда вы приходите домой. Но это не зна­чит, что ваше поведение или ваш выбор лучше, - вы просто вышли сухим из воды. Но если вы раз за разом из рук вон плохо управляете своей жизнью или вообще отказываетесь управлять ею, - вы играете с огнем. В следующий раз вы можете и не выйти из положения так просто, как думаете.

Вы живете, принимаете решения и управляете сво­ей жизнью не в безвоздушном пространстве. Это происхо­дит в контексте, который называется миром. При нынеш­нем состоянии мира наивность или взгляд на жизнь сквозь розовые очки, вероятно, приведет вас к проблемам, кото­рые вам не нужны. Вы живете не в сказочной стране, пото­му что ее нет на свете. В наши дни, слыша, что люди ис­пользуют в разговоре слово кока, скорее всего, они говорят вовсе не о безалкогольном напитке. Пригласив свою лю­бимую искупаться ночью в незнакомом водоеме, вы може­те оказаться в тюрьме за вторжение в частные владения или начнете светиться в темноте оттого, что плескались в месте сброса ядовитых отходов, которое, как вы считали, было вполне чистым. Сходите на прогулку в парк после наступления темноты - и вам, возможно, не придется про­вести эту ночь в своей постели (вам нравятся больничные халаты?). Ах да, прежде чем вы уйдете из дома, не забудь­те написать на руке свое имя; надежнее все же написать его на ноге - тогда, если вам придется дать кому-нибудь отпор, вероятность смазать написанное меньше.

 


 

Мир изменился, он жесток, в этом нет сомнений. Жаль, что мои слова звучат так цинично, но вы знаете, что я прав. Этот мир радикально отличается от того, который знали наши родители, дедушки и бабушки. Если и существовала когда­-то сказочная страна, то теперь-то уж ее точно нет. Мчась с головокружительной быстротой в новое тысячелетие, мы живем в самом стремительно меняющемся обществе в исто­рии человечества. Наш мир - ракета, которая летит быст­рее, чем мы успеваем ею управлять.

Конечно, у вас есть проблемы. Не нужно быть докто­ром психологических наук, чтобы понимать: фактически по всем параметрам человеческого существования Америка в разной степени ухудшает показатели. Уровень разводов в США оценивается некоторыми авторитетными источника­ми в 57,7%, а средняя продолжительность вновь заключен­ных браков составляет лишь 26 месяцев. 62% американцев страдают избыточным весом. Каждая четвертая женщина подвергалась сексуальным домогательствам. Стремительно растет количество самоубийств. Каждый шестой из нас хотя бы раз в жизни переживает серьезную, подрывающую здо­ровье депрессию, поэтому выпуск антидепрессантов и ус­покоительных препаратов превратился теперь в индустрию, приносящую многомиллиардные прибыли.

Насилие широко распространено не только на улицах, но и дома. Каждый год наше общество становится свидете­лем почти 40 миллионов преступлений: 74% из нас являют­ся жертвами посягательств на нашу собственность, 25% ста­ли жертвами насилия. Наши дети также идут явно не в ту сторону. Подростки в возрасте от 14 до 17 лет совершают примерно 4000 убийств в год. Каждый год директора свыше 57% государственных начальных и средних школ заявляют силам правопорядка по крайней мере об одном преступном инциденте. И возможно, самая печальная статистика: к мо­менту перехода в восьмой класс 45% американских детей уже пробовали алкоголь, а 25% - наркотики.

Как члены общества мы упускаем это из виду. Когда дело доходит до управления своими эмоциями и обучения детей тому, как справляться с жизнью, мы не контролируем ситуацию, но отчаянно притворяемся, что это не так Мы ста­рательно притворяемся: "Я в порядке. Я смогу это пережить. У меня все будет хорошо", потому что боимся осуждения. Но это неправда, и нам лучше начать менять этот мир, человека за человеком, жизнь за жизнью, иначе только Богу известно, что принесет нам новое тысячелетие. Жизнь, с которой вам следует начать, - ваша собственная. Если вы хотите быть победителем, а не очередной жертвой, вы може­те этого добиться, только соберитесь с духом, потому что это нелегко.

 


 

В каждой церкви, которую я когда-либо посещал, люди, переживающие настоящие проблемы, скорее прятали их, чем искали поддержки, а те, кто не прятал, получали свою пор­цию вины, осуждения или отчуждения. Мы скрываем свои проблемы и осуждаем тех, кто не хочет или не может их спря­тать. Люди, это не работает, - совсем не работает! Мы забыли основополагающие принципы жизни вообще и совместной жизни в частности и поэтому постоянно их нарушаем.

Я убежден, что фундаментальные принципы жизни, которые управляют нашим миром и определяют результаты нашего поведения, не изменились. Обстоятельства игры, ко­нечно, меняются, но результаты определяются именно основ­ными принципами жизни. Понятно, что жизнь в неведении или сознательное игнорирование этих законов создали огром­ные проблемы, и общество уже не надеется найти ответы, а кто-то отчаянно ищет руководства и знаний о человеческом жизненном опыте. Рассчитывать на поддержку общества ­значит пытаться утолить эту жажду ответами, часто вредны­ми, глупыми или и теми и другими одновременно.

Если вы хотите знать, почему мы как общество выш­ли из-под контроля, подумайте, какого рода "ответы" нам сейчас предлагают. Что касается психологии, то я не в вос­торге от нее в том виде, в котором она практикуется сегод­ня: она слишком неопределенна, слишком абстрактна и субъективна. Возможно, это и хорошо, если вы живете в баш­не из слоновой кости и можете позволить себе разглаголь­ствовать о неоднозначных и абстрактных составляющих жизни. Но не думаю, что это именно то, чего вы хотите, и именно то, что вам нужно. Вы живете в реальном мире и имеете дело с реальными проблемами, которые требуют реального реше­ния. Вам нужно не просто проникнуть в суть И понять свои проблемы, вам нужно изменить ситуацию, и изменить ее пря­мо сейчас.

Подумайте также об индустрии "самосовершенствова­ния", которая преобладает в нашей культуре. На самом деле она имеет очень мало общего с самосовершенствованием, и гораздо больше - с подсчетом чужих денег. Она в значитель­ной степени безответственна, ленива, хитроумна, политичес­ки корректна и, кроме всего прочего, является ходовым това­ром, часто - ценой правды. В речах наших "гуру", кажется, есть все, не хватает только глаголов - слов, обозначающих действие. Вам нужно наскрести денег, чтобы заплатить за квартиру и пристроить своих детей в школу вместо тюрьмы, а они хотят, чтобы вы играли с вашим "внутренним этим", или "внутренним тем", или с самим собой; возможно, слова подобраны плохо, но они вполне отражают суть дела.

 


 

Вам продают "самосовершенствование" точно так же, как и все остальное: "это легко"; "всего пять простых шагов"; "вы не можете не добиться успеха, потому что вы такой замечатель­ный"; "вы получите результаты быстро, быстро, быстро" ... Но мы платим высокую цену - и не только деньгами - за этот раз­вращающий поток "психологических" мыльных пузырей. Я го­ворю "развращающий", потому что вместо того, чтобы сорвать с нас наши оправдания, встряхнуть нас, чтобы мы занялись своей реальной жизнью, эти "психологические" мыльные пузыри пре­доставляют нам целый новый набор оправданий. Результат: рас­тет раздражение и растут проблемы.

Наша современная "популярная" психология на самом деле имеет слишком много общего с узаконенными массовы­ми волнениями и беспорядками: всевозможные психологические термины используются так часто, что морочат нам голову и затмевают те случаи, когда это действительно оправдано. Матери, которая отчаялась справиться с поведением своего плохо воспитанного чада, говорят, что ее ребенок "гиперактив­ный" и "вовлечен в негативные способы привлечения внима­ния к себе". Оскорбительное поведение ученика в классе обыч­но объясняется "дефицитом внимания" со стороны преподавателей. Если вы колетесь, нюхаете наркотики или пьете до бесчувственного состояния, то страдаете от "пробле­мы злоупотребления субстанциями". Когда одинокая женщи­на среднего возраста, уверенная, что в ее жизни упущено не­что очень важное, берет в руки книгу по психологии, которая обещает, по меньшей мере, ответить на все ее вопросы, эта кни­га рассказывает ей, что причина ее тоски заключается в ее ино­земном происхождении в одной из предшествующих инкар­наций. Говорите им то, что они хотят услышать: это не их вина, они - жертвы. Что удивительно, так это то, что мы активно участвуем в этой игре, заглатывая все эти иллюзии. Вы, веро­ятно, думаете, что если бы корабль и в самом деле тонул все быстрее и быстрее или уходил все дальше и дальше от верного курса, кто-нибудь в конце концов встал бы и сказал: "Эй, вы заметили, что это не работает?"

И так, я говорю это. Я кричу об этом. Нам нужна новая стратегия жизни, очень нужна. Может быть, на ру­беже веков говорить так не модно или не вполне коррект­но, но я не слишком забочусь о том, чтобы предложить вам туманные философские концепции, продемонстриро­вать яркое ораторское искусство, дать повод для сплетен или быстрое и скороспелое решение вопроса, какой должна быть жизнь или почему ее следует изменить. Я заинтересован в том, чтобы у вас была ясная, основанная на знаниях страте­гия победы - за счет преодоления ваших проблем, стерео­типов, шаблонов поведения и препятствий позволяющая получить то, чего вы хотите в этой жизни для себя и тех, о ком заботитесь.

 


 

Означает ли для вас "победа" восстановление отношений с любимым человеком, хорошую работу, благополучную семей­ную жизнь, здоровье, стройное тело, внутренний мир и спокой­ствие в душе или какую-то иную значимую цель, - вам нужна стратегия, чтобы достичь ее, и руководство по созданию такой стратегии. Почему вы должны слушать меня? По одной причи­не: я и не предполагаю, что вы замените моим мнением свое соб­ственное, вовсе нет. Подвергните сомнению каждое мое слово, но сначала выслушайте меня. Я изучал законы, в соответствии с которыми строится жизнь, собран их вместе и собираюсь объяс­нить их, надеюсь, доступно.

Мне выпала честь в течение многих лет создавать стра­тегии достижения успеха тысячам клиентов, людям из всех сфер общества, находящимся в самых разнообразных затруд­нительных положениях, которые только можно себе предста­вить. Я брался за их проблемы точно так же, как и собираюсь взяться за ваши: концентрируясь на результатах в реальном мире, а не на намерениях. Существует целая наука о том, как жить стратегически. Не знать ее в нашу сложную эпоху равно­сильно неграмотности. Я не делал этого за них, я делан это вме­сте с ними, и таков мой план в отношении вас.

Так кто же я, собственно, такой? Уверен, что за исклю­чением выбора профессии и направления жизни, моя исто­рия во многом похожа на вашу. Мои родители выросли в бед­ности, в детстве собирая хлопок в Техасе. Их воспитали добросердечные, но необразованные родители. Когда после возвращения со Второй мировой войны мой отец заявил, что найдет в колледж (он имел льготы как демобилизованный), ('('О семья открыто посмеялась над ним за желание "поиграть 11 студента", растрачивая свою жизнь на чтение книг вместо того, чтобы получить настоящую работу. Тем не менее, хотя и нашими жертвами, он заработал степень доктора наук в области психологии и вел частную практику на протяжении двадцати пяти лет. В 1995 году он не смог оправиться до кон­ца от сильной болезни и умер одним воскресным утром, ког­да учил в своей церкви. Моя мать, на которой он был женат пятьдесят три года, имела среднее образование и работала время от времени. Она с любовью воспитывала меня и трех моих сестер, постоянно жертвуя собой: она была по-настоя­щему благородной женщиной.

 


 

Во время моего обучения в средней школе мы с отцом, оторванные от остальной семьи, пока он продолжал свою прак­тику, жили в квартирах, где часто не было никаких бытовых удобств, потому что мы не могли их себе позволить. Будучи тогда поверхностным и озабоченным собственным статусом человеком, я стеснялся своей бедности и еще не знал доста­точно, чтобы понять, что это не важно. Среди своих друзей­-подростков я был единственным, не имевшим ни элегантной одежды, ни машины, ни денег, ни перспектив. Моим воспита­нием занимались мало, и, если бы не занятия спортом, я бы, наверное, никогда не закончил среднюю школу. Как и многие семьи, мы жили от зарплаты до зарплаты, разъезжали на ста­рой колымаге и тратили массу времени, добираясь до места без нее. Но мы любили друг друга, держались вместе и остава­лись увлеченными жизнью.

Не получи я специальную "спортивную" стипендию как футболист, я, наверное, никогда бы не пошел в колледж и, наверное, не написал бы эту книгу. Я стал психологом, но обнаружил, что мне больше нравится разработка стратегий достижения целей, чем психотерапия, поэтому я начал со­здавать свои группы и встречаться с другими, чтобы обучить людей тому, как изменить свою жизнь и добиться успеха, ис­пользуя десять принципов жизни. Я не тратил время на рас­суждения о том, почему люди, предприятия или клиенты делают то, что они делают, если это не могло изменить ситуа­цию. Вместо этого я фокусировал свое внимание на том, что­бы помочь им построить план движения вперед и выбраться из сложных жизненных ситуаций.

 


 

Совершенно очевидно, что этот подход приводит нас к решению гораздо быстрее, чем все остальные, так как ставит в центр внимания реальные проблемы. Слишком часто пробле­мы отодвигаются в сторону, потому что заниматься ими боль­но и кажется, что легче не делать этого. Я говорю "кажется", потому что боль при решении проблем острая и легко диагно­стируемая. Если же пытаться избегать проблем, возникает столь же глубокая, но менее заметная боль. Вот признаки того, что и вас захватила эпидемия неуправляемой жизни:

• вы расстроены тем, что зарабатываете слишком мало денег;

• вы способны на большее, чем занимаетесь;

• увязли в рутине и не получаете того, чего хотите;

• сами себе надоели;

• тихо терпите вялую и скучную жизнь или брак;

• устало, словно зомби, тащитесь вверх по карьерной лес­тнице; ваша работа не приносит вам радости и не дает вам возможность в полной мере реализовать ваши спо­собности;

• все ваши попытки достичь поставленных целей терпят неудачу;

• вы живете автоматически - без страсти, без планов, без цели;

• вы живете в мире фантазий, где считаете себя пулене­пробиваемым, тогда как в действительности ваши дей­ствия приводят к неимоверному риску;

• живете в зоне комфорта, которая не создает лишних про­блем, но приносит слишком мало желаемого и слишком много нежеланного;

• живете в одиночестве, оставив надежды на лучшее;

• ваше материальное положение оставляет желать лучше­го; вы не можете справиться с постоянными финансовы­ми проблемами;

• живете с постоянным чувством вины, разочарования или в депрессии.

 


 

 

Просто принимать подобные трудности - плохая практика. Эта книга о том, как, действуя стратегически, достичь лучшего. У вас есть и способности, и право сделать это. Но сначала вы должны выйти из прежнего сценария вашей жизни и перестать быть частью этой эпидемии. Вы должны исключить поведение, которое можно назвать навязчивой идеей "теории относитель­ности", свойственное нам как нации. Эйнштейн, наверное, и не подозревал, как общество может приложить его научные идеи к социальной практике. Американцы действуют так, будто все относительно; больше не существует ничего безусловного. Нет ни хорошего, ни плохого; нет правильного или неправильного, нет нормы, к которой следует стремиться. Все лишь результат компромисса. Вспомните, как часто вы говорили или слышали подобные комментарии:

"Ладно, мы все делаем относительно хорошо".

"Это не то, чего я действительно хочу, но что тут сделаешь?"

"Я стараюсь, но это очень трудно ".

"Ладно, не так уж плохо мы и работаем, если учесть, что нам пришлось пережить ".

Такая идеология соблазнительна: когда нет четких стандартов и требований, нет ясных сроков - всегда можно сделать вид, что ты не проигравший, даже если и не получишь того, что хочешь. Когда все настолько неопределенно - легче спрятаться. Такое мышление - соблазнительное настолько, насколько это вообще возможно, - миф. На самом деле, все просто и ясно: вы либо выигрываете, либо проигрываете. Мы живем в мире конкуренции, где результаты определяются четкими принци­пами жизни, о которых я и хочу рассказать вам.

Такова жизнь. Следующие несколько недель, месяцев и лет пройдут независимо от того, сделаете ли вы что-нибудь с обстоятельствами своей жизни или нет. Эти недели, меся­цы и годы пройдут независимо от того, воспользуетесь ли вы принципами жизни или нет.

Я прошу вас прямо сейчас принять решение, что вы больше не будете жить по старой поговорке: "неведение ­это счастье", к несчастью, позволяющей вашим решениям и поступкам вызывать в вас скорее боль и страх, чем мир и радость. Принципы жизни, ответственность, сложные про­блемы и их решение, может быть, не совсем то, о чем вы хо­тите услышать, но это - ваш единственный выход.