История д.Буртасы

«Бурдасы, речки Буртасы на левой а от неё от вершка Енгирея на правой и по обе стороны от вершка Вострикея», — так писали об этой деревне в 1793 году.

Считается, что основателями этих деревень были пересе­ленцы из деревни Буртасы (Пӑртас) нынешнего Урмарского района. Историки убеждают, что там проживали не чуваши, а буртасские племена, близкие к эрзе (мордве). Со временем бур­тасы исчезли, растворились среди чувашского, мордовского на­селения. Крестьяне всегда искали лучшие земли для жизни. По берегам реки Средний и Малый Цивиль часто ходили охотники и рыбаки. Некоторым приглянулись эти глухие лесные места. До­говорились и подальше от основных дорог основали новое посе­ление. С одной стороны - богатые земли, с другой — крестьяне хотели хоть на неопределенное время освободиться от государ­ственной подати и налогов. Так появились три поселения. Первое расположилось в лесу и получило название Шалды-Бурдасы (Шал­ти Пӑртас), второе - на опушке леса - Толды-Бурдасы (Тулти Пӑртас), а третье - на речке Сурнары (Энтриялӗ). В архивных документах Буртасы впервые встречаются в 1719 году, тогда де­ревни входили в состав Свияжского уезда Чекурской волости, затем Цивильского уезда Тугаевской волости в сотне Янибека Янц(ч)урина. С 1797 года были в составе Больше-Абызовской, с 1890 по 1927 годы - в Норусовской волости Ядринского уезда.

Переселение крестьян имело определенные причины. Во-первых, большие подати и налоги не давали дышать, во-вто­рых, не желание язычников принимать новую «русскую веру»,поэтому со всей своей родней покидали обжитые места. При этом они сохраняли свою языческую веру. Недалеко от дерев­ни, за рекой Малый Цивиль у оврага Девяти домов (Тӑхӑр пӳрт ҫырми) имеется место жертвоприношения и проведения Чӳк.

Со дня основания деревня Буртасы объединила в себе 5 по­селений. Несколько легенд и преданий связаны с возникновением этого большого поселения. Будто в старину жители села Абызово подняли крестьянский бунт. После его подавления, спасаясь от репрессий, самые активные крестьяне переселились на новые места. Один из них, по имени Пуртас поселился на поляне в лесу, около небольшой речки. Со временем к нему присоединились дру­гие молодые семьи, имеющие силу и средства на выкорчевку лес­ных делянок для пашни.

Другая легенда гласит, что когда-то крестьянин деревни Буртасы Патша Михали (Михаил Царев) около оврага, под на­званием Киремет, построил свою усадьбу и устроил пчельник (пасеку). Его сыновья выросли, стали семейными и подальше в лесу подняли свои дома. Так образовалась деревня Шалды-Бурда­сы, расположенная далеко в лесу. А старое поселение, где про­живал Михаил, начали называть Толды-Бурдасы. Недалеко от этих деревень, в нынешнем Урмарском районе было другое по­селение, Бишево (Энтри ялӗ), которое часто беспокоили раз­бойники. Однажды они сожгли всю деревню. Люди ушли, добра­лись до своих бывших односельчан, обратились к буртасовцам принять их в свое общество. Крестьяне на сходе решили земля­ков принять в свое общество, разрешить им на левой стороне реки Сурнары основать новое поселение и назвать его Энтриялӗ (деревня Андрея). В государственных документах деревню записа­ли по месту расположения поселения, около реки Сурнары. Кра­еведы утверждают, что в переводе с марийского языка это слово означает «желто-песочный берег». Значит, можно предположить, что в этих местах в старину ходили черемисы (марийцы).