В Норусовской стороне немало красивых деревень. Дома расположились по берегам больших оврагов, по дну которых текут небольшие речки, а вокруг сады, сады. Одна из них деревня Эпшики. Встретились мы с 77-летней Флегентовой Татьяной Арсентьевной, жительницей этого поселения, случайно. Познакомила нас её невестка, учительница чувашского языка и литературы Азимсирминской средней общеобразовательной школы Флегентова Валентина Николаевна. В течение четырех часов длился наш разговор о деревне, о людях, о прошлой и будущей жизни на этой земле. В её воспоминаниях были слезы и громкий смех, горечь и гордость, но глаза её излучали Доброту и жизнелюбие. Вот что она рассказала.
Деревню разделяет большой овраг, называемый Вата-вар (Средний овраг), по сторонам которого расположены жилые дома. Жители обеих сторон называют себя своей стороной (Хамӑр айӑкки), а соседей напротив - другой стороной (Леш айӑкки). Улицы имеют современные названия -Заречная и Малиновая. Часть деревни разделяет небольшой пруд и небольшие речушки, которые впадают в реку Хирлеп. Местность богата оврагами, урочищами, названия многих из них со временем бесследно исчезли, но некоторые сохранились. Самое известное из них — Киремет ҫырми, овраг, где люди проводили Чӳк. Одни жители говорят, что в прошлом на этом месте было небольшое поселение, другие утверждают, что первый дом в деревне Эпшики был построен около одинокой липы и большого старого дуба. Время шло, деревья не трогали даже тогда, когда у дуба появилось огромное дупло, не осмелились вырубить. В 1943 году природа сама решила судьбу этого великана, во время сильного летнего дождя и ветра дуб упал в овраг. Но песня об этих деревьях и о возникновении деревни до сих пор звучит на различных праздниках.Рядом с деревней Малти ҫырма — передний овраг, Йӗпе ҫырми (Мокрый овраг) - болотистая местность, Упӑте ҫырми - овраг, где проживал крестьянин с очень некрасивой внешностью, Ҫӗмёрт ҫырми — здесь росла черемуха, которая ежегодно цвела волшебно белыми цветами.
Название полей, урочищ этой местности связаны с жизнью и деятельностью жителей деревни. Ята тӑвайкки - косогор, где проживал крестьянин по имени Ята, Парманти улӑхӗ - заливной луг крестьянина Паромона, Вӑрӑм уй — запасное поле, часть которого выделялась отставным солдатам и молодоженам, Вӗт хурӑн вӑрманӗ — мелкая березовая роща.
В переписи 1859 года деревня Эпшики указана как выселок Ялдры, значит, сюда люди переселились из разных населенных пунктов и местностей. В августе 1897 года в деревне сгорело 40 домов, осталось только 15 хозяйств дальнего переулка. Как бы ни было страшно, горестно и трудно — люди выстояли, вновь построили жилые дома, сохранили свою деревню, которая до настоящего времени своим расположением и красотой восхищает гостей.
В конце XIX века, примерно в 100 метрах от вышеназванного дуба, крестьянин Федор Никифоров построил большой дом. У него была ветряная мельница. За это пришлось расплачиваться продолжателям рода. Сына Егора раскулачили, отобрали все, а самого с семьей отправили в Сибирь. Но он вернулся на родину, благословил своих сыновей, Ефима и Ефрема, на войну против фашизма, где оба сложили головы. Род Федора Никифорова сегодня продолжают праправнуки.
Другой род — Тарасовы. Два сына Тараса - Никита и Василий имели ветряные мельницы. Его внукам тоже пришлось пройти через муки раскулачивания, унижения. Род продолжает жить, в деревне стоит прекрасный кирпичный дом, который построил праправнук Тараса — Георгий. Такими же крепкими хозяйствами славились здесь семьи Петра Тарасова, Павла Васильева, Романа Павлова, Тихона Федорова.
Раскулачили род Павла Васильевича Васильева. Неутомимый труженик в зимнее время на свое поле вывозил до 100 возов навоза. Его земельный участок давал до 15 центнеров ржи с гектара, в пяти амбарах хлеб хранился до нового урожая. Некоторые крестьяне получали у него семенную ссуду, а часть долга возвращали навозом.
Тихон Федоров был неграмотным сборщиком налогов. В своей работе использовал существующие в округе зарубки на ореховых прутьях. Основная дубовая палка имела 55 дыр, по количеству хозяйств этой деревни. На каждую семью у него были свои прутья и свои зарубки. Значение этих зарубок понимали все жители общества. За свою работу, вместо зарплаты, он от властей получил 40 соток земли. Моя собеседница, Татьяна Арсентьевна, оказалась его правнучкой.
23 августа 1938 года 126 человек из 209, имеющих право голоса, собрались на общее собрание, где решили переименовать свою деревню Эпшики в Пушкино. Руководители сельсkoго Совета посчитали: уж слишком не звучит название их деревнини. На рассмотрение вынесли 11 названий, такие как Березовка, Орехово, Шура, Дубовки, Камышино и т.д. Из присутствующих, 81 человек с двумя воздержавшимися проголосовали за переименование. Президиум Вурнарского райисполкома поддержал решение собрания и просил ПВС ЧАССР утвердить волеизъявление жителей, переименовать деревню Эпшики в Пушкино. По неизвестной причине решение по изменению названия деревни принято не было.
В 1931 году в деревне Эпшики организовали сельскохозяйственную артель "Пучах"(Колос), но хозяйство быстро распалось, осталось только несколько дворов. Через год артель переименовали в "Победу", председателем избрали 25-тысячника Павлова, счетоводом - местного жителя Порфирия Фадеева. Дела пошли в гору. По итогам года колхозники получили хорошее вознаграждение, что побудило остальных крестьян вступить в колхоз. Во время войны все мужские должности занимали женщины, бригадирами стали Евгения Леонтьева, Анна Иванова, Матрена Герасимова. Работающие колхозники тогда получали по 300 граммов хлеба или 300 г муки в день.
В 1953 году Эпшики и Тувалькино объединились и создали колхоз имени Булганина, в 1954 году объединились с Азим-Сирмой и образовали колхоз "Коммунизм", а в 1977 году к ним присоединился Шинерский колхоз "Россия". Председателем коллективного хозяйства тогда работал Ильин Иван Ильич. В 1988 году деревни разделились на два колхоза по прежним границам. В "Россию" вошли Шинеры, Чириш-Шинеры, Шоркасы, Ишлей, а в "Искру" — Азим-Сирма, Тувалькино и Эпшики.