В деревне проживают несколько родов, которые все радости и трудности преодолевают вместе. Один из них — род Упаҫҫи (имя крестьянина) объединяет более 17 дворов.
Мирному присоединению чувашей к России царское правительство придавало огромное значение, понимая, что именно это предрешит судьбу Казанского ханства. Об этом довольно много преданий и легенд сложили люди. Это событие нашло отражение и в преданиях крестьян деревни Хорн-Кукшум: «...Чуваши нашей местности об Иване Грозном отзывались хорошо. Царь любил чуваш, приглашал их в Москву, в свой дворец, сажал с собой за стол, беседовал с ними, угощал, одарял их хорошими красивыми лошадьми, провожал домой гостей с почестью, одевая их в богатые русские одежды. Они были чувашскими князьями, влиятельными людьми. После этого чуваши тоже стали уважать русских, помогали войсками и за что много терпели от татар».
В архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук имеется документ, написанный в начале прошлого века дьяконом Кукшумской церкви Яковым Стекловым. Он на примере деревни Хорн-Кукшум, раскрыл всю картину жизни и деятельности крестьян Норусовского края. Вот что он пишет (приводится в некотором сокращении):
« Чуваши черноватого, желтоватого типа, похожи друг на друга. Высоких среди них встречается мало, они худощавые. Это объясняется тем, что они много работают, но пищу употребляют обыкновенно скудную. Цвет волос у большинства населения черный, уши средней величины, глаза карие, есть и серые. Волосы носят короткие. Женщины встречаются красивых больше, чем у русских крестьян. Физически женщины отличаются от других окружающих их народностей, они могут выполнять все домашние работы, пахать, косить. Детей они тоже растят в особых уходах, и они не отличаются от русских. Зрение у них острое, очков не носят, даже 70-80-летние старушки свободно вышивают. К холоду все выносливые, никогда не окутываются в теплую одежду. В самые сильные морозы женщины бегают по деревне в одной рубашке. Среди них мало силачей, но они выносливые.
Наша деревня расположена по речке Цивиля, на правой луговой стороне, на низменном месте. Почва для хлеба незавидная, песчаная. Рожь, овес, ячмень, полба, горох, чечевица, пшеница плохо родятся. Без удобрений ничего не получается, сила удобрения действует только два года, а на черноземах до пяти лет. Яровой сев происходит весной 15-25 апреля (по старому стилю. — Авт.), картофель — с 1 мая,до Николины дня, о кормовых травах крестьяне этих мест понятия не имеют. Садов нет, в огородах растет картофель, лук, капуста, репа, огурцы, морковь и др. Но это садят немного, только на пробу и для детей. В деревне растут ветлы, березы, осины.
Лес от деревни находится в 15 верстах, грибы, ягоды не собирают, только в урожайные годы собирают орехи и везут их на железнодорожную станцию. От губернского центра 150 верст, от уездного города Ядрина 60 верст, от приходской церкви 1,5 версты, от станции железной дороги 35 верст. Базарное село Норусово в 5 верстах и считается самой большой. На базар приезжают торговцы из Цивильского, Курмышского, Цивильского, Ядринского уездов.
Домашние животные —лошадь, корова, овцы и свиньи. Состоятельные семьи имеют 2-3 лошадей, без них нет жизни крестьянину, без лошади невозможно жить ни одного дня. От коровы получают молоко, сыр, масло, уйран. Почти у всех по одной корове, редко по 2-3. Овец держат до 15, кто держит 3-4 свиней, считаются обеспеченными. Коз не держат. У кого нет черной избы для скота или теплова хлева, то телят, то ягнят зимой держат в избе, где живут сами.
Полезными считают и диких животных — оленей, лосей, лисиц и зайцев. Хищными — медведей, волков, крыс, мышей, кротов, полевых блох, моль и ржаных червей. Медведи часто нападают на лошадей, особенно на жеребят, разоряют пчельники. Ржаная червь подтачивает озимые.
Весна приходит с днем Благовещения Пресвятой Богородицы (14-15 апреля), с этого дня тает снег. На сенокос выходят после Казанской (8 июня). Уборка хлеба зависит от лета, бывает рано, после 1 июля, но чаще после Ильина дня, после 20 июля. Уборка хлеба происходит быстро, к 1 сентябрю. После 1,сентября убирают картофель, коноплю. Когда заканчивают жатву, серпы оставляют в поле, в 2-3 снопах. Через день их собирает старший из семейства. Крестьяне очень быстро завершают обмолот.
Снег и морозы бывают 20-25 сентября, но быстро сходят и до 25 октября слякоть. Зимой редко бывает холодно, 10-15 градусов.
Сходы бывают сельские, общественные, церковноприходские и волостные. Деревенские сходы собирают для объявления указов от власти и выборам пастуха. Сельские общественные собирают, когда выбирают старосту, сборщика податей, только 2 раза в год. Церковноприходские сходы собираются один раз в год около церкви в первых числах декабря на выборы церковной старосты и утверждения средств на содержания причты. На сходах никогда не бывают посторонних, женщин и детей.
В деревне три родословия. Первая — род Илюковых (Илюк таврашӗ). Он переселился сюда от Ишаковской стороны. Это племя самое большое, богатое и занимается пчеловодством. Второе и третье племена не сохранили имена своих предков. Они тоже-были пчеловодами и переселились в лес со своими пчельниками.
Около деревни река Хирлеп впадает в Цивиль. Говорили, если вода Хирлепа весной течет очень шумно, то жди тяжелого лета.
Баню имеют почти каждое семейство. Пища — ржаной хлеб, каша из полбы и ячмень, щи, картофельный суп, гороховый и овсяной кисель, кислое молоко, уйран, яйцо. Употребляют больше баранину и свинину. Кур, гусей и уток — по осени».
Люди в деревнях не только умели работать, но и умели радоваться, проводить каждый день с определенной целью. Несмотря на полную христианизацию, не забывали старые обряды своих предков. Так, в деревне Хорн-Кукшум молодые люди перед пасхой собирались на поминальник. Перед началом лицо и руки намазывали сажей, один из них в руках держал метлу, собранную из нескольких берез. С ними ходили музыканты. Войдя в дом, парень с метлой начинал подметать пол, потолок и со словами «всё нечистое в доме очищу» заодно и «метелил» домашних. Хозяева быстро включались в веселье, угощали гостей, не забывая одаривать гостинцами на Чӳк. Так проходили все дворы. После выходили на широкое поле, разводили костер, угощали всех собравшихся блинами, яйцами и поминали Сереч.
Школа в деревне Хорн-Кукшумы открылась в 1892 году. Основателем был студент Казанской миссионерской школы Стеклов. К этому времени дети учились у единственного грамотного крестьянина Якова Кузьмина, за что он брал с каждого ученика по 20 копеек в год. В настоящее время в начальной школе обучаются 20 мальчиков и девочек. Бывший ученик этой школы Владимир Владимирович Тимофеев подарил детям компьютер, отличников премировал именными стипендиями по 500 рублей каждого. Сельский клуб здесь работает с 1935 года. В 1930 году крестьяне организовали сельскохозяйственную артель "Красноармеец". Здесь прошло детство Александрова Станислава Алексеевича (Убасси), родившегося 15 февраля 1953 года, кандидата филологических наук, генерального директора ОАО «Чувашпечать».