История Норусовского края: жизнь чувашских крестьян под воеводским управлением (XVI-XVIII вв.)

Исторические корни и вхождение в состав России

Чувашский народ, относящийся к тюркской группе и представляющий болгарскую ветвь, сформировал свою культуру на территории Волжской Болгарии — одного из ранних государств Восточной Европы. После монголо-татарского нашествия в XIII веке часть болгарского населения мигрировала вверх по Волге, заселив земли современной Чувашии. В 1551 году Чувашский край вошел в состав Русского государства и первоначально управлялся воеводами из Свияжска. Вскоре были образованы Чебоксарский, Ядринский и Цивильский уезды. Царская администрация, упразднив прежнюю ханскую систему, ввела общероссийское воеводское управление, оставив чувашей в статусе ясачного (податного) населения. Для контроля назначались русские дворяне, которые также возглавляли отряды ясачных людей в военных походах.

Особенности управления и повседневные тяготы

Власти вынуждены были учитывать местную специфику, позволяя ясачным крестьянам выбирать старост из зажиточных односельчан. Однако судопроизводство велось исключительно на русском языке, что повышало роль и влияние переводчиков-толмачей. Особую обиду простому люду причиняли ябедники — низшие чиновники, часто злоупотреблявшие своим положением. Наиболее усердные старосты могли получить повышенное жалование или редкий статус тархана (освобожденного от податей).

В эпоху Петра I воеводские канцелярии стали проводниками государственной политики на местах, обладая широкими административными и судебными полномочиями. Согласно наказу 1719 года, воеводы должны были не только выполнять полицейские функции, но и содействовать развитию просвещения, промышленности, торговли и медицины.

Однако на практике чуваши, считавшиеся «неграмотными иностранцами», подвергались систематическим притеснениям. Их трудолюбие подтверждалось значительными объемами хлеба, вывозимого с волжских пристань, но чиновники — как русские, так и чувашские начальники — видели в невежестве народа удобный инструмент управления. Крестьяне обязаны были бесплатно предоставлять подводы чиновникам и частным лицам, а отказ карался кнутом. Сбор ясака (денежного и хлебного), налогов на пушечные запасы, рекрутские наборы и прочие поборы неизменно сопровождались вымогательством и взяточничеством со стороны сборщиков, толмачей и служилых людей. Визиты чиновников, лекарей или полицейских (от 5 до 20 человек) в деревню оборачивались для общины необходимостью их кормить, поить и давать «мзду» в 2–5 рублей с души. Особенно крестьяне боялись судебных наездов, которые могли разорить целое селение.

Обязанности воевод и бремя податей

На воевод возлагался широкий круг обязанностей: исполнение законов, поимка беглых, борьба с грабежами, противопожарные мероприятия, рекрутские наборы, размещение войск, сбор налогов и борьба с эпидемиями. Они также следили за состоянием дорог, мостов и тюрем.

Земли, обрабатываемые крестьянами, стали государственными, что влекло за собой тяжелые налоги. К концу XVIII века каждая семья ежегодно вносила 8 пудов ржи и овса, а также денежный эквивалент от продажи 20 пудов ржи. Дополнительно собирались средства на содержание чиновников. Крестьяне несли многочисленные повинности: бесплатную перевозку грузов и людей, ремонт дорог и мостов, службу на оборонительных линиях, а также принудительные работы на строительстве верфей, пристаней и городов, включая возведение Петербурга.

Произвол властей и духовенства

Незнание русских законов делало чувашей беззащитными перед произволом. Слова крестьянина, изъяснявшегося на смешанном языке, часто трактовались в пользу начальства. Жаловаться было некому, и простые люди почти всегда оказывались виноватыми, а зажиточных крестьян целенаправленно разоряли.

Рекрутские наборы были особенно доходным делом для волостного начальства. Писаря составляли списки, включая в них в 2–3 раза больше людей, чем требовалось, и неграмотные крестьяне вынуждены были платить выкуп за несуществующих рекрутов.

Значительные страдания причиняло духовенство. Смерть, особенно богатого крестьянина, становилась для священников источником дохода. Они шантажировали родственников, угрожая вскрытием тела для дознания, что по чувашским обычаям было недопустимо, и вымогали последние деньги. На свадьбах священники также могли найти мнимые родственные связи, чтобы получить дополнительный выкуп.

Лесничие распоряжались общинными лесами как своими, взвинчивая цены на строительный лес для тех, кто не давал взятку. В крайней нужде крестьяне иногда продавали членов своих семей. Известен случай 1703 года, когда крестьянин Айдар Пойгов продал своего сына Дмитрия за 20 рублей.

Даже бытовые конфликты, такие как драка односельчан, если о них становилось известно властям, карались огромными коллективными штрафами. Такова была суровая повседневность Норусовского края в XVI–XVIII веках, где иноверческое население подвергалось грубой эксплуатации.

Административно-территориальное устройство края

В 1584 году для укрепления власти и подавления восстаний был основан город-крепость Ядрин, ставший уездным центром в 1590 году. В 1719 году Ядринский уезд вошел в состав Нижегородской губернии, а в 1779 году был передан под управление Казанской губернии. К 1793 году в уезде насчитывалось 29 сел, 1 слобода, 123 деревни и 325 выселков. Ядрин описывался как торговый город на берегу Суры с собором, приходскими церквями и училищем, куда на субботние торги съезжались крестьяне и чуваши с хлебом, хмелем и другими товарами.

Другой уездный центр, Цивильск, был основан как крепость в 1584 году на месте чувашского поселения «Ҫӗрпӳ». После разгрома восставшими крестьянами в 1609 году он был отстроен заново к 1695 году. В 1708 году Цивильский уезд вошел в состав Казанской губернии.

Деревня Норусова (Но(у)русова) в конце XVII века входила в Тугаевскую волость Цивильского уезда. После присоединения к России чуваши стали самовольно переселяться на новые земли, образуя выселки и околотки. Жители новых поселений сохраняли принадлежность к тем общинам и уездам, откуда прибыли.

В начале XVIII века селения Норусовского края были разбросаны по разным уездам: Свияжскому, Чебоксарскому, Цивильскому, Курмышскому. Это указывает на то, что сюда переселялись крестьяне из различных волостей. Норусовская волость в ее современном виде была образована после административной реформы Екатерины II в 1797 году.

География и заселение края

Территорию нынешнего Вурнарского района (бывшего Ядринского уезда) пересекают реки Большой, Средний и Малый Цивиль, а также Хирлеп. В XVIII веке они описывались как судоходные и рыбные. Эти реки, берущие начало из родников, были источником жизни для крестьян, на их берегах стояли почти все деревни, а 100 лет назад здесь работало 14 водяных мельниц. Промышленное рыболовство было недоступно из-за оброка, а реки весной использовались для сплава леса.

Заселение берегов Цивилей началось еще в X веке, активизировалось во времена монголо-татарского ига и особенно после вхождения Чувашии в состав России в 1551–1552 годах. Среди старейших поселений — Ямбахтино, Яндовова, Алгазино, Ишлей, село Норусово. К XVI–XVII векам около половины территории края была покрыта лесом. Рост населения заставлял общины расчищать новые участки под пашни и выселки, что власти поощряли, так как это увеличивало налоговые поступления.

Иногда общины сдавали земли в аренду купцам, которые жестоко эксплуатировали попавших к ним в кабалу крестьян. Печально известен цивильский купец П. Дементьев, дававший деньги в долг под огромные проценты.

Общая площадь земель Норусовского края в то время составляла около 9812 десятин, из которых более половины было пахотными, а значительную часть занимали леса.

Происхождение названия и история села Норусово

Происхождение названия «Норусово» вызывает споры. Одна из версий связывает его с латинским «Норик» (римская провинция), но она маловероятна, так как германцы начали переселяться в эти края лишь в XVIII веке, а село существовало уже в XVI веке. Более правдоподобна версия о переселенцах из Свияжска. Согласно толкованию В. И. Даля, «но» усиливает значение, «русь» — мир, «русский» — христианин. Таким образом, «но(у)русь» могло означать «истинный христианин — русский человек», что указывает на основание поселения русскими людьми. Со временем часть жителей переселилась в другие места, например, в деревни Шурут и Балабаш Норусовы Буинского уезда.

За 500 лет название села неоднократно менялось: Но(у)русова, Нурусова, Покровка, Покровское, Никольское, Богородское, Богородицкое, Норусово и, наконец, Калинино. Эти изменения были связаны с наименованием местной церкви. Сегодня это село Калинино Вурнарского района, расположенное в живописной местности между реками.

Окрестные деревни, топонимика и ономастика

Исследования показывают родственные связи жителей деревень Алгазино, Чиршкасы, Шоркасы, Шинеры и Хумуши с поселениями Яндоба и Ишаки. Карта 1794 года позволяет уточнить время основания некоторых деревень. Например, деревня Хумуши была основана в конце XVII века переселенцем Саваром (Семеном) из Яндобы.

Некоторые деревни, хотя и входили в состав других волостей, в быту были тесно связаны с Норусово. К ним относятся поселения Ермошкинского сельского поселения: Ярмушка (старейшая), Альменево, Пуганкасы и Муньялы. В Альменево, кроме чувашей, жили и бывшие городские бобыли из Нижегородской губернии.

Восточнее Норусово располагалось Муратовское общество, основанное крестьянином Муратом (Маратом) и состоявшее из нескольких выселков.

Названия деревень края имеют разное происхождение: от указания на новизну (Синьялы — «новая деревня»), от типа растительности (Хорн-Кукшум — «березовый Кукшум»), от имен основателей (Ярмушка), от особенностей местности (Азим-Сирма — «овраг Азима») или расположения относительно материнского села (Кивьялы — «старая деревня»).

Историю края невозможно понять без изучения местных имен и прозвищ, которые сохранили отголоски древней культуры. После христианизации исконные чувашские имена (Етриван, Охтиван, Ярмушка) были вытеснены славянскими, греческими и латинскими. Однако в быту сохранились прозвища, данные по профессии (Тимӗрҫ Ваньки — «Иван-кузнец»), по сходству с животными (Кашкӑр — «Волк»), по месту жительства, характеру или хозяйственным умениям.

Курганы, легенды и культурное наследие

На территории края сохранились курганы (около Калинино, Азим-Сирмы, Айгишей и других деревень), происхождение которых окутано легендами. Одни предания связывают их с могилами знатных людей, другие — с дорожными указателями, третьи — с братскими могилами восставших крестьян. Местная легенда рассказывает о богатыре-великане (Улыпе), который, вытряхивая землю из своих огромных лаптей, создавал эти холмы.

Культура и быт жителей Норусовского края изучались многими учеными и краеведами. Интересно, что на территории современных Вурнарского и Ибресинского районов за пять веков смешались все три этнографические группы чувашского народа: верховые (вирьял), низовые (анатри) и средненизовые. Они различались диалектами (верховые «окали», остальные «укали») и деталями традиционной одежды, но составляли единый народ с общей судьбой.

Вирьяльцы носили белые кафтаны и высокие шляпы, их женщины щеголяли серебряными украшениями. Низовые чуваши предпочитали темные кафтаны, а женщины закрывали голову длинными повязками. Несмотря на различия, всех их объединяли общий язык, песни, трудолюбие и стремление к лучшей жизни для потомков.