В начале XVIII столетия территория современной Чувашии была разделена между Казанской и Нижегородской губерниями. К этому времени здесь уже сформировались три уезда: Чебоксарский, Цивильский и Ядринский. Петровские реформы установили трёхуровневую систему управления: губерния, провинция, уезд. С 1728 по 1775 год ключевой фигурой на местах был воевода, который осуществлял власть через свою канцелярию. Её возглавлял подьячий — чиновник, имевший право скреплять документы. Сама канцелярия делилась на структурные подразделения: столы и повытья. Срок полномочий воевод менялся: с 1730 года — два года, а с 1760 — пять лет. В 1775 году должность воеводы была упразднена, а их канцелярии ликвидированы.
Статус крестьян и налоговые реформы
В результате указов Петра I в 1719–1724 годах около 80% ясачных чувашей были переведены в разряд государственных крестьян — самое низшее сословие в России. Норусовский край стал казённым, и здесь никогда не было крепостного права, дворовых или церковно-монастырских крестьян. Пётр Великий провёл масштабные реформы, ужесточив налоговое бремя. Для этого была начата перепись податного населения, известная как «ревизские сказки». Подворный налог сменился подушной податью, которую обязано было платить всё мужское население. Крестьяне также платили дополнительные сборы: за бани, лесные пасеки и даже за священные места — Киремети. Срок солдатской службы увеличился до 25 лет, а цены на соль были непомерно высоки.
Административные преобразования и переписи
В 1708 году была образована Казанская губерния, просуществовавшая до 1920 года. В 1775 году, согласно новому закону «Об учреждениях для управления губерниями», провинции были ликвидированы. Губернии стали называться наместничествами, а уезды — округами. В 1781 году вся территория Чувашии вошла в состав Казанского наместничества, однако эти нововведения не прижились. Уже в 1797 году были восстановлены прежние названия «губерния» и «уезд». Тогда же, 7 августа, в России была введена новая волостная система самоуправления для крестьян. Именно 16 августа 1797 года была официально основана Норусовская волость в новых границах, включившая множество поселений.
В России с 1719 по 1859 год прошло 10 ревизий (переписей), фиксировавших всё население. К сожалению, по Норусовской волости сохранились документы только 8-й, 9-й и 10-й ревизий. Первая перепись состоялась 17 июня 1719 года. Ранее, в 1717 году, была проведена Ландратская перепись, материалы которой хранятся в Российском государственном архиве древних актов.
Быт и устройство чувашских деревень
Путешественник Иван Лепехин в 1769 году так описывал чувашские поселения: деревни строились не улицами, а «кучею», каждая была обнесена оградой из жердей (околицей), чтобы скот не выходил на пашни. Дворы огораживались тыном или забором, а избы стояли посреди двора, без пристроек. Русские часто называли любую беспорядочную застройку «чувашской», однако это было не хаотичное, а осознанное расселение родственников одного клана или рода. Так росли многие деревни Норусовского края, например, Ермошкино, сохранившее эту систему до начала XX века.
Новые поселенцы сначала осваивали лесные поляны, затем корчевали и выжигали участки под пашню и жильё. Глава семьи занимал обширный участок, а его взрослые дети и внуки строили дома внутри той же ограды. Поселения часто получали имя основателя. Со временем, по мере ослабления родственных связей, семьи выселялись на новые места, образуя околотки или выселки. Именно так сформировались шесть деревень Норусовской стороны: Синьялы, Мачамуши, Кумбалы, Хумуши, Ослаба и Кивьялы.
Изначально чувашские дома строились без окон, с дверью на восток. Свет проникал только через дверной проём. Позже появились маленькие окна, затянутые бычьим пузырём. Окно воспринималось как граница между безопасным внутренним миром и враждебным внешним, что породило множество суеверий.
Упорядочение застройки и власть общины
Властям не нравилась такая «хаотичная» застройка. В середине XIX века Казанская губерния приняла решение о составлении планов сёлам и деревням Чувашии. Планы предусматривали чёткое расположение дорог, кладбищ, жилых кварталов с указанием ширины улиц (не менее 12 сажен) и переулков (6 сажен). Кладбища должны были находиться не ближе 250 сажен от жилья. Планы для Норусовского края составляли техники Ядринской земской управы, утверждались на сельских сходах, а затем в губернии. Этими планами пользовались даже при Советской власти, благодаря чему в деревнях появились прямые широкие улицы.
После утверждения планов место для строительства дома нужно было согласовывать с волостной управой. Например, в 1906 году нескольким крестьянам деревни Толды-Бурдасы отказали в выделении земли, так как они не получили согласия сельского общества.
Религиозная политика и просвещение
После присоединения к России жизнь чувашей не улучшилась. Их насильно христианизировали, уничтожали священные места — Киремети, отнимали земли. Ситуация немного изменилась при Екатерине II, которая отменила монастырскую власть на местах, разрешила исповедовать традиционные верования и открывать школы для малых народов. В 1769 году в Петербурге была напечатана первая чувашская грамматика, а в 1800 году — книга «Кеске катехисис» на чувашском языке.
Крестьяне стремились дать детям образование, но возможностей было крайне мало. В 1741–1758 годах в Казани действовала одна чувашская школа, где обучалось около 50 детей. Ученики жили в бедности, но многие успешно заканчивали обучение и поступали на службу в церкви или в Казанскую духовную академию. Знания оценивались не баллами, а характеристиками: «Добро», «Годится», «Надежден» и другими.
Крестьянские восстания и социальный протест
Тяжёлое положение крестьян, рост налогов и повинностей не раз приводили к масштабным восстаниям. В 1670–1671 годах чувашский край поддержал восстание Степана Разина. Крестьяне расправлялись с воеводами, приказными служителями и богачами. В Норусово повстанцев возглавляли Изинбай Кормаев, Байдимир Амелке и Адубай Иштубай. Восстание было жестоко подавлено, но память о Разине жила в народе, превратившись в легенды о богатыре, борющемся с угнетателями.
Новая волна протеста поднялась в XVIII веке в связи с насильственным крещением, ростом налогов и эксплуатацией. В 1774 году Норусовский край оказался в эпицентре Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва. Восставшие захватывали сёла, расправлялись со священниками и богачами. Под Норусово, у холма Шоркасы, произошло сражение между пугачевцами и зажиточными жителями волости. Место той битвы до сих пор называют «Огненным полем» (Вутлăуй). Ещё одно сражение состоялось между деревнями Мачамуши, Синялы и Кукшум. Восстание было подавлено царскими войсками с крайней жестокостью.
Социальный бандитизм и народные легенды
В краю всегда находились те, кто, отчаявшись, уходил в лес и занимался разбоем. В народной памяти такие разбойники часто представали как благородные мстители, грабящие только богатых. Легенды передавались из поколения в поколение, например, история о Пахоме Швецове из деревни Большие Алгаши, который со своей ватагой грабил богачей и священников. В 1822 году он был пойман и казнён в Курмыше. По легенде, Пахом спрятал в лесу клад, который может найти только особый избранник.
Власть, в свою очередь, распространяла пугающие легенды, изображая Пугачёва свирепым чародеем и злодеем, навечно заточённым в горе.
Тяготы крестьянской жизни: голод и повседневность
Жизнь государственных крестьян Норусовского края была невероятно тяжёлой. Несмотря на то, что земля могла давать урожай до 11 центнеров с гектара, неурожаи случались каждые 3–4 года, приводя к голоду. Особенно страшным был голод 1733–1734 годов, унёсший жизни почти четверти населения. В голодные годы люди питались листьями липы и крапивы, дети и старики умирали от истощения.
Крестьянская жизнь была подчинена строгому ритму, установленному общиной и традициями. Все вопросы решались на деревенских сходах, где выбирали старосту и других ответственных лиц. Труд и отдых чередовались согласно неписаным законам, а работа в праздничные дни строго осуждалась. Выжить в деревне мог только тот, кто с детства учился тяжело и упорно трудиться, перенимая «крестьянскую хватку».