Как планировать бюджет, если нет постоянного заработка – 5 практических советов

Мурр, дорогие читатели!

Сегодняшняя статья посвящена всем фрилансерам и тем, кто имеет нестабильный заработок, а значит не может планировать бюджет по стандартной схеме.

Photocredit: Unsplash

Итак, правила, которые помогут чувствовать себя уверенными даже с нестабильным доходом.

1. Считаем средний доход

Для этого нужно взять сумму, заработанную за год, и разделить на 12. Такой вариант подойдет в том случае, если вы уже давно не имеете регулярного дохода.

Например, за год вы заработали 360 000 рублей. 360 000/12 = 30 000 рублей – ваш средний доход.

Если вы недавно перешли на нерегулярный доход, понаблюдайте за своим заработком несколько месяцев (4-6). И посчитайте среднее арифметическое: разделите суммарный доход на количество месяцев, за которые вы его получили.

Например, за 6 месяцев вы заработали 150 000 рублей. 150 000/6 = 25 000 рублей – ваш средний доход в месяц за полгода.

2. Считаем необходимые расходы

Мы уже считали, сколько стоит месяц жизни и говорили о том, что такое необходимые расходы.

Если кратко, то это расходы, которые не зависят от вас, то есть являются необходимыми. Если не менять уровень жизни, то сумма этих расходов будет расти и уменьшаться под влиянием инфляции и больше ничего.

  1. Еда. Сюда входят траты на продуктовые магазины, кафе, рестораны и фудкорты.

Как правило, на еду уходит 1/3 дохода. Если вы хотите тратить меньше и не чувствовать себя при этом обделенными, советую посмотреть эту статью.

  1. Жилье. Аренда/ипотека + налог на недвижимость.
  2. Коммунальные услуги. Учтите момент, что зимой и летом общая сумма платежей за ЖКХ будет различаться.
  3. Транспорт. Если вы ездите на собственном транспорте, учтите траты на бензин, обслуживание, техосмотр. Если пользуетесь общественным, просто посчитайте суммарные расходы за месяц (например, электричка + метро + трамвай).
  4. Кредиты (долги). Ссылки на статьи, в которых я рассказываю, как избавляться от долгов быстро и эффективно, оставлю внизу.

Сюда же можно отнести категорию "Аптека", поскольку рано или поздно, на лекарства тратятся все.

Photocredit: Unsplash

3. Составляем таблицу бюджета

Методов ведения бюджета много: от блокнота с ручкой или таблицы в Excel до специализированных программ и приложений. Есть очень интересная, а главное эффективная японская система ведения бюджета Kakebo, по которой живут большинство семей в Японии.

В любом случае какой бы метод вы не выбрали, придерживайтесь основных 9 правил. О них я подробно писал, поэтому не буду повторяться. Эти правила помогут сделать процесс планирования не только эффективным, но и увлекательным (что особенно актуально для семей с детьми, ведь детей тоже важно обучать финансовой грамотности).

4. Создаем 4 отдельных счета

Прежде чем приступать к этому шагу, у вас должен быть создан резервный (он же чрезвычайный фонд).

Обратите внимание: Семейный бюджет: планирование и как можно найти дополнительные доходы.

Если коротко, это то, что мы привыкли откладывать на "черный день". Более подробно, как и сколько откладывать, в этой статье. Далее создаем

1-ый счет основной

На него направляем абсолютно все доходы. То есть не только зарплату, но и налоговый вычет, возвращенные долги и т.д.

Цель этого счета наглядно показывать, сколько средств в вашем распоряжении на текущий момент.

Откройте накопительный счет или вклад до востребования. Отличие их от обычного депозита (вклада) в том, что вы сможете свободно распоряжаться средствами и дополнительно получать % на остаток. Приумножить доход таким образом нельзя (максимальная ставка не выше 8%), но так хотя бы получится частично покрыть инфляцию.

2-й счет месячные расходы

На этот счет из первого направляем средства для уплаты обязательных расходов (из 2 пункта). Удобнее всего автоматизировать процесс, чтобы не тратить каждый месяц время на одни и те же операции.

3-й счет ежедневные расходы

После того как вы вычли из общей суммы необходимые расходы, и если у вас остались свободные средства, вы можете создать отдельный счет для повседневных необязательных трат и переводить на него с 1-ого счета ежемесячно фиксированную сумму. Важно, чтобы вы не увеличивали эту сумму, если, скажем, месяц выдался "урожайным". Поскольку главная опасность нефиксированного дохода это дефицит бюджета.

4-й счет – накопления

На этот счет вы будете переводить деньги для выполнения финансовых целей. Цели могут быть какие угодно: от накопления первоначального взноса по ипотеке до отпуска и покупки машины.

Не волнуйтесь, если сначала не будет получаться выделять свободные средства для этого счета. Первые 2-3 месяца могут возникать сложности в планировании, ведь вам придется привыкать делать что-то новое (вести бюджет), а это очень непросто.
Но обязательно найдите в себе силы начать откладывать и копить, достигать целей. Иначе смысла от ведения бюджета будет мало.
Photocredit: Unsplash

А у вас стабильный доход? С какими трудностями вы сталкиваетесь, ведя бюджет, и как решаете эти трудности? Пишите в комментариях!

Обещанные ссылки

  1. 12 причин, почему не получается избавиться от долгов
  2. 7 детских шагов для избавления от долгов
  3. Метод снежного кома: как погасить долги быстрее
  4. Как погасить долги выгоднее: метод снежной лавины

#доходы и расходы #лайфхаки #ведение хозяйства #бюджет #финансовый советник #деньги и финансы

Еще по теме здесь: Хозяйство.

Источник: Как планировать бюджет, если нет постоянного заработка – 5 практических советов.