Родился в 1922 году в деревне Якимово Чебоксарского района Чувашской АССР. По национальности русский. Член КПСС с 1944 года. Учился в Чебоксарском аэроклубе. В Советскую Армию призван в мае 1940 года и зачислен в военное авиационное училище штурманов. В Великой Отечественной войне с января 1942 года. Первый боевой вылет совершил под Ленинградом. Воевал в 75-м гвардейском Сталинградском Краснознаменном, ордена Суворова штурмовом авиаполку в должностях летчика, командира звена и заместителя командира авиаэскадрильи в составе 1-й воздушной армии. За годы войны совершил 350 успешных боевых вылетов. За мужество и отвагу в боях награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского и орденом Отечественной войны I степени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года М. П. Карпееву присвоено звание Героя Советского Союза.
В настоящее время М. П. Карпеев продолжает службу в рядах Советских Вооруженных Сил.
В авиацию он пришел после окончания Чебоксарского аэроклуба по путевке Ленинского комсомола. В 1940 году окончил военное авиационное училище летчиков. А в ноябре следующего года получил направление на фронт, под Ленинград.
Здесь в составе полка ночных бомбардировщиков младший лейтенант Карпеев выполнил первое боевое задание. Он летел в составе четверки По-2.
Вот гудит, содрогается воздух от мощного рева мотора. Скрываются в вечерних сумерках бомбардировщики.
Перед мысленным взором Михаила Поликарповича предстал его командир полка, который лично сам тренировал новичка над аэродромом, выжидая наиболее благоприятную обстановку. Наконец командир разрешил ему боевой вылет.
Через несколько минут небо заволокло. Надежно прикрытая облаками группа оставляет позади линию фронта, выходит на контрольный ориентир. Отсюда до цели несколько минут лета. Карпеев едва успел заметить скопление вражеской пехоты и техники у переправы, как возле самолета начали рваться вражеские снаряды.
Леденеющий холодок стиснул на мгновение грудь, только на мгновение. Группа делает разворот. На головы фашистов полетели бомбы, из пулемета хлынул смертоносный дождь. Горят автомашины, бронетранспортеры. Замолкла разбитая зенитная батарея. И так три захода на цель, три поединка со смертью.
Оставшиеся на аэродроме летчики и техники с волнением смотрят на запад. Бомбардировщики возвращаются с задания. Авиаторы вытягивают головы, устремляя свои взгляды к горизонту, где показались «Поликарповы».
— Идут, идут!—воскликнул один из техников, потирая от волнения руки.
— Раз, два, три,— вслух считает он.— Но где же четвертый?
— Кажется, кого-то сбили,— говорит кто-то упавшим голосом.
Через минуты показывается и четвертый экипаж — экипаж, впервые участвовавший в боевом вылете.
Младший лейтенант Карпеев совершил посадку. Вот он стоит в кругу товарищей и, обращаясь к своему технику, говорит с нескрываемым восхищением:
— В машине живого места нет, а все-таки дотащил до аэродрома...
На войне было немало событий, которые глубоко врезались в памяти Михаила Поликарповича. Семьдесят восьмой боевой вылет, совершенный 2 февраля 1942 года, для него стал вторым днем рождения. Тогда он в составе группы вылетел на бомбежку вражеской танковой колонны. При подходе к цели противник открыл ураганный огонь. И старший группы решил зайти на цель с юго-запада с малой высоты.
Покуда самолеты проходили над лесным массивом, мимо небольшого населенного пункта, далеко в стороне вспыхивали бортовые огни и ракеты. Это были ночные истребители фашистов, которые разыскивали наших самолетов.
— Не там ищете!—усмехнулся Карпеев и подумал: «Все-таки мы правильно поступили, повернув на юго-запад...»
Да, в тот период свое основное внимание противник обращал именно на восток и север. Поэтому на юго-западе зенитный огонь был намного реже. Приглушив мотор, Кэрпеер со своими друзьями подкрался в район сосредоточения танковой колонны, все время беспокоившей наши наземные части.
Михаил Поликарпович отлично положил серию бомб но площади расположения танков и автомашин. И только тут наши бомбардировщики были обнаружены. Правда, сразу в самолет Карпеева вцепилось около десятка прожекторов. Все исчезло с глаз летчика, кроме приборной доски. Самолет швыряло из стороны в сторону. Грохот разрывов пересиливал привычный гул мотора.
Уже при отходе от цели, во время атаки немецких истребителей, Карпеева тяжело ранило. Силы покидали воздушного бойца, но он уверенно дрался за жизнь. С великим трудом ему удалось прорваться через линию фронта и посадить свой самолет.
Около пяти месяцев Карпеев пролежал в госпитале. Дни тянулись томительно долго. Жадно вслушиваясь в радиосводки, Михаил с тоской думал о своих друзьях-однополчанах. Он знал: на бомбардировщиках ему больше не летать. Но все равно, на чем бы ни летать, лишь бы на фронт.
С первых дней августа 1942 года Карпеев снова в боевом строю. Теперь командование использовало его для связи со штабами. За короткий период он совершил более ста боевых вылетов.
Только в небе Ленинграда он совершил шестьдесят три боевых вылета на бомбардировку войск противника, пять вылетов для связи с партизанами, доставки им продовольствия и разведку войск противника.
За этот период он лично уничтожил и повредил: танков— 15, автомашин с войсками и грузом—27, подавил огонь до 40 точек зенитной артиллерии, вызвал до 50 очагов пожара, разрушил до 20 жилых домов, уничтожил 9 орудий полевой артиллерии, самоходных орудий— 4, повозок до 20 и истребил до двухсот вражеских солдат и офицеров. Кроме того, восемь раз летал на фотографирование расположения войск противника.
Характеризуя его боевые дела, командир полка писал:
«...В воздушном бою с противником — бесстрашный, мужественный, над полем боя действует грамотно, несмотря на сильное противодействие , умело маневрируя среди зенитных разрывов, снижаясь до бреющего, в упор расстреливая технику и живую силу противника.
На боевое задание летает с большим желанием и выполняет их на «хорошо» и «отлично». В сложной воздушной обстановке не теряется, а всегда принимает правильное решение. Летает в качестве ведущего пары и группы. В бою умело руководит своим ведомым...»
Когда в дивизию поступили новые самолеты «ильюшины», Карпеев попросился перевода в штурмовой авиаполк. Для переучивания потребовалось всего несколько дней. И снова начались боевые будни.
26 июня 1944 года в штаб 75-го гвардейского Сталинградского Краснознаменного, ордена Суворова штурмового авиаполка поступила радиограмма: «Группой штурмовиков нанести бомбовой удар по вражеским эшелонам, находящимся на железнодорожной станции Тюлочино». Это особо ответственное задание было поручено группе гвардии лейтенанта Карпеева.
И вот вылет. Внизу оккупированная территория, укрытая покрывалом ночи. Ни одного огонька. Наконец, группа достигла намеченного района. Но где же эти таинственные вражеские эшелоны? Карпеев делает круг, второй... Никаких признаков!
— Товарищ командир, левее нас замелькал огонек,— доложил штурман.
Тут же вниз полетела осветительная авиабомба. Недалеко от разрушенного станционного здания стояли три эшелона с боевой техникой. Группа вышла на боевой курс и сбросила на цель серию бомб. На станции вспыхнуло несколько очагов пожара. Большая часть вагонов была уничтожена. За этот вылет Михаил Поликарпович награжден Наркомом путей сообщения значком «Почетному железнодорожнику».
Через два дня Карпеев ведет группу на штурмовку артиллерийско-минометных позиций противника в район Орши. На маршруте к штурмовикам пристроились истребители сопровождения. Противник, вероятно, издалека заметил приближение групп. Еще на подходе к линии фронта в воздухе повисли черные хлопья — разрывы зенитных снарядов. «Батарея среднего калибра»,— подумал Карпеев.
Сделав небольшой поворот, Михаил Поликарпович перевел машину в пикирование. Навстречу быстро понеслась земля. Вначале он видел только зловещие вспышки; потом все яснее стал различать контуры орудий на огневых позициях. Увеличиваясь в размерах, они попали в светящееся кольцо прицела. Пора! Реактивные снаряды и бомбы, шквалы пулеметно-пушечного огня обрушивается на врага. То же делают и другие экипажи штурмовиков. После третьего захода батарея полностью была подавлена.
О последующих боевых делах Михаила Карпеева командир полка гвардии подполковник Стрельцов в наградном листе писал:
«...5 января 1945 года Карпеев фотографировал полосу обороны противника в районе Куссен. Боевую задачу выполнил на «отлично». Даже при противодействии зенитной артиллерии и истребителей противника он не свернул с заданного курса. На обратном маршруте пушечно-пулеметным огнем и эрэсами поджег две автомашины и создал очаг пожара... За успешное выполнение боевого задания тов. Карпеев заслужил благодарность от командования...
12 января 1945 года вторично выполнял задание по фотографированию вражеских позиций с четырьмя фотоаппаратами на одном самолете. Карпееба прикрывали пять самолетов Ил-2 и двенадцать Як-8. Проявляя исключительное мужество и отвагу, под интенсивным огнем зенитной артиллерии, на сильно поврежденном самолете он продолжал выполнять боевую задачу, не уклоняясь от курса, без маневра. Задачу выполнил отлично и самолет привел на свой аэродром.
14 января 1945 года, выполняя боевое задание по уничтожению танков противника, тов. Карпеев точным попаданием бомб поджег один танк и подавил три точки зенитной артиллерии, истребил до десяти вражеских солдат...
21 февраля 1945 года в составе шести Ил-2 произвел бомбометание и штурмовку артиллерийских позиций противника в районе Хоенфорт, в результате уничтожил 2 полевых орудия и до пяти вражеских солдат.
11 марта 1945 года... юго-западнее Кенигсберга тов. Карпеев со своим ведомым прямым попаданием бомб поджег баржу...»
За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Михаил Карпеев награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны I степени. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Мужественный летчик-коммунист показал образец беззаветного служения Родине, большевистской стойкости и умение разить врага без промаха.
Кончилась война. Карпеев остался в кадрах Советских Вооруженных Сил.
После окончания Военно-воздушной академии Михаил Поликарпович Карпеев работает на командных должностях. Весь свой богатый опыт и знания отдает делу подготовки молодых летчиков.
А. Николаев