Концессия как решение инвестиционных проблем в коммунальной сфере

Проектом Стратегии развития ЖКХ в России до 2035 года концессия определена в качестве одного из приоритетных направлений для привлечения частных инвестиций в коммунальную сферу.

По российскому законодательству основными отраслями заключения концессионных соглашений в коммунальной сфере являются производство, передача и распределение тепловой и электрической энергии, воды, системы водоотведения, обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, а также отдельные объекты таких систем.

Значительные затраты на коммунальную инфраструктуру и уменьшение бюджетного финансирования капитальных вложений на фоне резкого сокращения доходов населения, требуют других подходов и источников финансирования. В этой ситуации необходимы частные инвестиции на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Правительству РФ стало окончательно понятно, что в отдельности ни любой бюджет, ни частник не в состоянии решить проблемы требуемых капитальных вложений в коммунальную инфраструктуру, сделать эффективной ее эксплуатацию, содержание и ремонт.

Концессия имеет ряд существенных преимуществ перед приватизацией как для инвестора, так и для публичной власти.

Основные преимущества концессии:

  • при концессии отсутствуют расходы на покупку активов, что позволяет направлять все инвестиции на капитальные вложения;
  • концессионеру на законодательном уровне гарантируется неизменность долгосрочных параметров регулирования тарифов, правил тарифного регулирования, получение валовой выручки в случае принятия нормативных актов, которые ведут к ее снижению;
  • концессия позволяет сохранить объекты в государственной и муниципальной собственности и предусматривает ответственность инвестора за выполнение мероприятий по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения, достижение показателей надежности и энергоэффективности объектов теплоснабжения.

Следует такие отметить, что концессионный механизм сейчас находится в фокусе внимания власти. Концессионное законодательство постоянно совершенствуется. Сейчас в Правительстве РФ рассматривается подготовленный Минстроем России законопроект, предусматривающий участие субъекта РФ в качестве стороны концессионного соглашения, наряду с муниципалитетом. В настоящее время концессионные соглашения заключаются в основном муниципалитетами, тогда как тарифное регулирование, утверждение инвестиционных программ осуществляется на региональном уровне. Муниципалитет в таких условиях не может дать гарантии окупаемости инвестиций. Участие субъекта РФ в концессионных соглашениях значительно расширит условия привлечения инвестиций в коммунальную сферу и повысит ответственность региональной власти.

В сфере теплоснабжения можно выделить два основных типа концессионных соглашений, которые ставят различные задачи перед разработчиками таких проектов.

Первым типом являются концессии, предусматривающие модернизацию тепловых сетей в городах с наличием крупных источников теплоснабжения в частной собственности. В таких проектах основной задачей станет оптимизация имущественных и договорных отношений в системе теплоснабжения либо с передачей всей централизованной системы теплоснабжения одному оператору, либо с выстраиванием системы договорных отношений между ЕТО и другими теплоснабжающими организациями с учетом обязательств по концессионным соглашениям. Для привлечения инвестиций в такие проекты необходимо урегулировать споры и конфликты между различными собственниками в системе теплоснабжения.

Второй тип концессий (самый распространенный) - это модернизация систем теплоснабжения в небольших городах и поселениях. Основная проблема таких концессий - поиск заинтересованного инвестора. Зачастую концессионерами в таких концессиях выступают бывшие МУП или представители малого бизнеса, которым трудно привлечь большие суммы капитала. Для привлечения инвесторов в такие проекты предусмотрены возможность проведения межмуниципального конкурса с передачей нескольких лотов одному концессионеру и поддержка инвестиционных проектов в коммунальной сфере за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, ориентированная на проекты в небольших городах и населенных пунктах (менее 250 тыс. чел.).

Одним из особо значимых технических вопросов при разработке концессионных соглашений является планирование натуральных балансов. Необходимо учитывать повышение эффективности потребления тепловой энергии (установка приборов учета, ИТП), которое ведет к падению объема полезного отпуска тепловой энергии. Данные меры должны реализовываться при условии сохранения выручки теплоснабжающих организаций, фиксации роста платежа за тепловую энергию. В рамках тарифного регулирования это осуществляется за счет адекватного планирования снижения полезного отпуска тепловой энергии, своевременной корректировки тарифов и учета недополученных доходов, возникших в результате падения полезного отпуска. Особое внимание следует уделить планированию уровня потерь, поскольку данный показатель является условием концессионного соглашения. По мере роста оприборенности фактические потери могут оказаться выше запланированного в концессионном соглашении уровня. В этом случае должен применяться механизм амнистии потерь, предусмотренный п. 90 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения». В любом случае уровень платежа за тепловую энергию необходимо планировать на приемлемом уровне.

В настоящее время самой острой проблемой, которая осложняет реализацию концессионных соглашений, является значительный объем кредиторской задолженности МУП, имеющий тенденцию к росту на фоне кризисной ситуации. Основные причины долга являются:

  • системный недоучет экономически обоснованных расходов и недополученных доходов при тарифном регулировании, в т.ч. занижение объема полезного отпуска, отсутствие амнистии потерь;
  • большой объем дебиторской задолженности потребителей и теплоснабжающих организаций, в том числе задолженность бюджета за не- отключаемых потребителей;
  • включение штрафных санкций в размер долга;
  • отсутствие приборов учета за энергоресурсы, тепловую энергию, расчет по повышенным нормативам;
  • неэффективность, в том числе высокие потери, которые не могут быть амнистированы, удельный расход топлива, превышающий установленный норматив, необоснованные административные расходы.

Многие концессионные конкурсы приостанавливаются, поскольку кредиторы открывают дела о банкротстве МУП. Это ставит под сомнение всю компанию по привлечению инвестиций в теплоснабжение на основании концессий. Вместе с тем, в большинстве случаев банкротство при отсутствии модернизации не решит проблем с долгами, поскольку эксплуатация изношенных активов принесет убытки новым собственникам. В этой связи необходимо решать одновременно проблему привлечения инвестиций в муниципальный сектор, повышения эффективности теплоснабжения при условии погашения долга.

Сфера ЖКХ — это инвестиционно-привлекательная отрасль, куда сейчас активно идут корпорации, и, модернизируя коммунальную инфраструктуру, они смогут окупать свои вложения и зарабатывать деньги. В результате удается снизить нагрузку на региональные и муниципальные бюджеты.

Но делать ставку на концессионные соглашения как на главное средство решения проблем коммунального хозяйства представляется, по меньшей мере, преждевременным. Необходимо иметь реалистические ожидания и адекватное представление о возможностях и ограничениях государственно-частного партнерства, которое должно обеспечить баланс интересов, быть выгодным для всех сторон.

#концессия #гчп #жкх #инвестиции #коммунальное хозяйство

Еще по теме здесь: Хозяйство.

Источник: Концессия как решение инвестиционных проблем в коммунальной сфере.