Вторая Крестьянская война 1670—1671 годов была подготовлена социально-экономическим развитием страны после подавления Первой Крестьянской войны и отражения польско-шведской интервенции начала XVII века и явилась ответом крестьянства и казацких низов на все усиливавшийся гнет феодалов-крепостников и феодальною государства. С 20-х годов все интенсивнее расширялось вотчинно-поместное землевладение. Дворянско-монастырская колонизация велась за счет земель черно-сошного крестьянства и ясачных людей Поволжья и Приуралья. Росла численность владельческих крестьян, усиливалась их эксплуатация вотчинниками и помещиками, увеличивались размеры государственных налогов. Соборное уложение 1649 года окончательно оформило закрепощение владельческих крестьян, которые отныне становились фактически собственностью феодалов. Продолжительная война России с Польшей из-за Украине в 1654—1667 годах, потребовавшая огромных расходов, покрываемых за счет крестьянства, а также мобилизация и поиска значительного числа русских крестьян, казаков, русских ясачных людей до крайности ухудшили положение народных масс. С каждым годом все больше крепостных крестьян убегало в юго-восточные районы, на Дон. По требованию дворян и монастырей царское правительство жесткими мерами проводило сыски беглых крестьян. Возвращало их владельцам.
Положение чувашских, мордовских, марийских и татарских крестьян было ужасно. Из-за продолжительных войн невыносимо тяжелой становилась ратная повинность (обязанность поставлять в армию одного воина с трех ясаков — примерно с шести крестьянских дворов). Не было предела произволу воевод, дворян, приказных служителей. Нерусское крестьянство изнемогало под национальным и религиозным гнетом царских властей и православной церкви. В то же время в постоянном трудовом и бытовом общении нерусские народы Среднего Поволжья и русские крестьяне края все более сближались, укреплялось единство их классовых интересов.
Накал классовых противоречий вылился в Крестьянскую войну 1670—1671 годов. Она охватила Поволжье, Заволжье и Слободскую Украину. Предводителем угнетенных масс выступил донской казак, искусный и бесстрашный военачальник Степан Тимофеевич Разин. Весной 1670 года Разин со своим повстанческим войском овладел Царицыном (ныне город Волгоград), Астраханью. В конце июля он выступил вверх по Волге. Разин обращался к народным массам с призывом уничтожать бояр, помещиков, богатых купцов, обещал передать им всю землю, установить казацкие порядки, свободу и волю. Саратов и Самара, не оказав сопротивления, перешли на сторону разинцев. В конце августа разницы подошли к Симбирску (ныне город Ульяновск), заняли острог, где размещался посад, но не сумели овладеть сильно укрепленной крепостью. Здесь собралось около 20 тысяч повстанцев. Сюда прибыли многотысячные отряды русских, чувашских и мордовских крестьян. Однако осада крепости затянулась. В это время восстали крестьяне всего Среднего Поволжья. В Чувашии на борьбу против угнетателей поднялись почти все крестьяне.
Направленный С. Т. Разиным в Присурье атаман Максим Осипов со своим отрядом прошел по Симбирско-Карсунской оборонительной черте, где к отряду присоединились крестьяне, стрельцы и казаки, с боями взял Алатырь (город находился в руках разинцев до конца ноября). К отряду Осипова здесь присоединилось много русских, мордовских и чувашских крестьян, и он достиг 15 тысяч человек. Жители Курмыша и Ядрина без сопротивления перешли на сторону повстанцев. Эти города были заняты отрядом Осипова. В них разницы продержались также до конца ноября.
В конце сентября многотысячные отряды чувашских повстанцев вступали в сражения с правительственным войком во главе с князем Ю. Барятинским, направлявшимся на выручку осажденного Симбирска. Это войско 1 октября под Симбирском нанесло поражение разницам. С. Т. Разин был тяжело ранен. Соратники доставили его на Дон.
Еще в начале сентября чувашские и русские повстанцы осадили Цивильск и предприняли несколько приступов, чтобы занять его. Для подавления разинцев, осадивших Цивильск, из Казани выступило царское войско под командованием Д. Барятинского. По пути ему пришлось выдержать три сражения с отрядами чувашских повстанцев. 23 октября Барятинскому удалось освободить Цивильск от осады. Однако после ухода войска Барятинского город вновь был осажден разницами. Лишь в конце 1670 года войска Д. Барятинского и М. Кравкова отогнали разинцев от Цивпльска.
В начале октября повстанческий отряд разинского атамана П. Шумливого занял Козьмодемьянск. В городе и во всем уезде было установлено народное управление. В Козьмодемьянске сосредоточилось до 15 тысяч повстанцев. Они долго защищались от наседавших правительственных войск.
Центром повстанцев являлось также село Сундырь (ныне город Мариинский Посад).
Восставшие крестьяне Чувашии и посланные С. Т. Разиным отряды расправлялись с воеводами и приказными служителями, помещиками, монастырскими властями, богатыми купцами, чувашскими пуянами и коштанами. Для подавления восстаний в Чувашии царское правительство направило войска численностью в 4,5 тысячи человек. После занятия правительственными войсками Алатыря, Курмыша, Ядрина и Козьмодемьянска 10-15-тысячные отряды повстанцев были сосредоточены близ деревень Алгаши Чебоксарского, Большие Туваны и Яндоба Курмышского, Выла, Хочашево и Четаево Ядринского, Хоракасы, Чоллы и других Цивильского уездов. Во главе них отрядов стояли полковники и атаманы из чувашей. Их действия направлял русский атаман цивилянин Сергей Васильев. Храбрейшими были полковник Байдул Искеев (из дер. Хоракасы) и атаман Тойдемир Емайдин (из Цивильского уезда). Отряды повстанцев вступали в сражения с правительственными войсками. Наиболее крупные сражения произошли под деревнями Хоракасы, Яндоба и Сорма. Карательные царские войска вплоть до весны 1671 года подавляли повстанцев в Чувашии. Они сожгли десятки селений, казнили сотни разинцев, отбирали имущество повстанцев. Крестьянская война была подавлена в крови и огне. Сам С. Т. Разин в апреле 1671 года был схвачен на Дону карателями и 6 июня того же года казнен в Москве.
Народная память о С. Т. Разине и разницах прочно сохранилась в фольклоре. Русское устно-поэтическое творчество о С. Т. Разине очень богато и разнообразно. Оно обстоятельно исследовано видными учеными. В русских народных песнях создан поэтический образ Степана Разина — вождя бедноты, поборника народной воли. «Эти песни говорят о силе и несгибаемости народа, о его ненависти к рабству и произволу, о вере в торжество справедливости». Если в песнях о Разине, как правило, проявляется народный дух, то русские предания и легенды о нем выражают взгляды разных социальных групп общества. Часть русских преданий содержит реалистические героические сюжеты и мотивы: хождение С. Т. Разина «за зипуном», овладение им Астраханью, поход вверх по Волге, расправа с угнетателями, конфискация товаров с купеческих судов, осада Симбирска и поражение под ним. возвращение на Дон, арест и казнь предводителя Крестьянской войны и т. п. Нередко действительные факты в них сочетаются с художественным вымыслом, обрастают легендарными мотивами. Большинство русских преданий о С. Т. Разине носит легендарно-мифический характер. Он рисуется чародеем, волшебником, обладавшим сверхъестественной силой и возможностями. Впрочем, подобные легенды начали ходить о Разине еще при его жизни. Во многих преданиях говорится, что Разин ждет своего часа, чтобы явиться и творить суд и расправу над угнетателями. Другие легенды говорят о Разине как о величайшем грешнике, которого не принимает земля и который осужден мучиться до скончания века. Такие легенды возникли вследствие правительственной и церковной пропаганды. Разин был проклят церковью как антихрист, изверг, злодей, грабитель, великий грешник и предан анафеме, которая звучала в ней каждый год. Подобные легенды поддерживались помещиками, зажиточными слоями крестьянства и богатыми горожанами.
Русские крестьяне Чувашского Присурья, предки которых принимали исключительно активное участие в движении Разина, хранили в памяти много преданий о нем. Некоторые из них были записаны А. П Мельниковым летом 1891 года в Алатырском уезде Симонрской губернии (автор побывал в селениях Порецком, Ратове, Бардине, Устиновке и др.). «Самое население присурского края,— пишет А. П. Мельников-Печерский,— еще в стародавние времена образовалось из беглых, впоследствии прикрепленных к новым владельцам свободных земель. Рядом с усилением крепостного права, с возрастанием тяжелого гнета крепостничества все более и более пробуждалась жажда утраченной свободы, воскресло воспоминание о старых временах привольного житья на свободе, народная фантазия создавала целые эпопеи о прошлом, вспоминались при этом и времена Стеньки Разина и времена Пугачевщины, «когда Пугач приходил господ вешать», как говорят в Присурье... Из легенд, слышанных мной, особенно поразила меня одна необыкновенной поэтичностью и каким-то мистическим смыслом: легенда эта о Степане Разине. Где-то за Волгой, в дремучем лесу, в топком болоте, лежит гигантский труп Стеньки Разина; (Воронье слетается и клюет его, змеи сосут его кровь; долго ли лежит Стенька — неведомо, но будет время — оживет он и снова пойдет по русской земле». В этом предании явно выступает надежда крестьян на воскресение Разина п завершение начатого им дела.
А. П. Мельников-Печерский же записал предание о большом кладе на Суре, зарытом Разиным. Пока никто не знает, где это место, по скоро клад должен открыться, т. е. сделаться достоянием народа.
О С. Т. Разине и разницах возникло и сохранилось немало чувашских преданий. Они записывались как в XIX, так и XX веках. В записях почти не проявляется влияние исторических знаний. Часть чувашских преданий разинской тематики относится к реалистическим, отражающим фольклорными приемами действительно происходившие события, суть и характер народного движения. Немало зафиксировано у чувашей легендарно-мифических преданий. В значительном количестве сохранились топонимические предания.
Чувашский историк и этнограф Н. В. Никольский еще в 1911 году так обобщил содержание собранных им преданий: «Стенька Разин неоднократно бывал в Чебоксарском уезде. Прельщал чуваш обещанием больших выгод те верили ему. Держали его сторону. Спасаясь от преследований, Стенька избирал самые глухие места». В другой статье он же указал, что, согласно преданиям, «русские правители казанской области позволяли себе обижать чуваш, брать лишние подати, бить неисправных плательщиков. Этим чуваши были недовольны. Когда появились посланные от Разина, чуваши решили помогать ему людьми, деньгами и припасами. За свою помощь они были строго наказаны».
Рассмотрим вначале те чувашские предания, которые в той или иной степени раскрывают реальный образ вождя народного движения, связаны с историческими событиями Крестьянской войны.
В чувашских преданиях С. Т. Разин выступает как защитник народа, бедных крестьян. В дер. Мошкасы Чебоксарского района в 1977 году от 89-летнего Н. Ф. Федорова записано: «Разин хотел облегчения народу. Он везде побывал. Разинская война была в то время, когда суда тянули бурлаки. Не хотелось людям стать бурлаками, потому они были на стороне Разина». Являясь к барам и купцам, Разин заявлял: «Живете как в раю, сосете народную кровь. Довольно. Ваше богатство распределим между бедными, как распределяете сыновьям. Хватит быть волками»,— и делил имущество богатых между бедными.
«Степан Разин женился молодым. Монахи хотели обесчестить его жену. Поэтому он собрал отряд вооруженных людей и напал на монахов при переходе ими реки. Он разъезжал по Каспию, по Волге. Сражался против богатых, попов, монахов. Зимою жил на Жигулевских горах близ Самары. Он был простым мужиком, ненавидел монахов, собиравших по деревням налоги».
«Однажды Степан Разин со своими солдатами вечером остановился в одной деревне. У бедного крестьянина, жившего в крайнем дому, он выпросил единственную овцу и, сварив, накормил ею своих солдат. Бедняк с обидой сказал Разину:
— Добрый человек, почему так поступил: мою единственную овцу зарезал?
— Так вышло — не было выхода. Не горюй, вместо одной будет десять. Спасибо тебе,—сказал ему Разин.
Через три дня бедняку разинцы привели и оставили десять овец и двух коров, говорят».
Обездоленные люди шли к Разину. Бурлаки тянули одно судно по Волге и пели свою песню. Их песня доносилась до леса. В то время по лесу двигался Степан Разин со своими солдатами и услышал бурлацкую песню. И вышел он на волжский берег и крикнул бурлакам:
- Остановитесь! Прекратите проливать пот ради чертей-дармоедов. Присоединяйтесь ко мне. Сами будем заставлять «чертей» потеть.
Бурлаки бросили судно и вместе с Разиным пошли выжимать пот у «чертей».
По преданию, Степан Разин был самым грозным врагом царя.
Закамские чуваши рассказывали, что в их селениях бывали разинские солдаты. Они не трогали крестьян. На возвышенности близ села Большое Макушкино (ныне в Самарской области) они вырыли землянки. В одной из землянок стоял Разин со своей лошадью.
В предании, записанном М. Н. Юхмой от В. Барабанова в с. Сугуты Батыревского района Чувашской Республики, сообщается, что разинские люди появились на валу (то есть на засечной черте), проложенном от Симбирска до Саранска. Мелкие служилые люди засечной черты перешли на сторону Разина. Затем разинцы вышли на Суру. Это сообщение соответствует документальным свидетельствам.
В том же селе М. Н. Юхма записал со слов А. Семеновой другое предание. «Атаман Разин,—говорится в нем,—из-под Симбирска направлял своих казаков к чувашам, наказав: «Поднимите чувашей на борьбу, я им дам волю и землю». Один из разинских казаков прибыл в наши края. Здесь он влюбился в красавицу-чувашку. И повстанческий отряд создал, и окрестных чувашей всех поднял на борьбу за свободу, но все не возвращается к атаману. Не иначе как очень сильно полюбил он чувашку. Тем временем сюда прибыли царские войска и разгромили отряд казака. Сам он еле успел скрыться у реки Карлы. И никто не знал, где он скрывается. Лишь возлюбленная ночами ходила к нему, приносила еду. В одну ночь казак, уставший после жарких сражений с царскими ратниками, чуть задремал, положив голову на колени любимой. Их окружили враги. Казак вскочил, вытащил меч. Он понял, кто их предал: с царскими ратниками пришел отец его возлюбленной. Казак, проскочив сквозь вражеский строй, набросился на предателя. Тот не успел и крикнуть, как голова его покатилась в Карлу.
Казак сражался отважно. Царских ратников было много, но не сумели они одолеть казака и один за другим полегли от его меча. Вот свалился последний ратник, обливаясь кровью. Усталый казак направился к любимой. Но она лежала мертвой: враги зарубили ее. Убитый горем казак бросился в запруду. Ее и поныне называют Казачьей запрудой».
Предание показывает, что чувашский народ с большой симпатией относился к Разину и продолжал хранить добрую память о нем и его казаках. Взаимная любовь казака и чувашской девушки символизирует крепкую дружбу между разинскимн казаками и чувашскими крестьянами. Казак связал свою судьбу с судьбой чувашки, и без нее нет жизни для него. Предание отличается высокой поэтичностью.
В дер. Средние Татмыши Канашского района записано предание о массовом участии чувашских крестьян дер. Верхние Татмыши (ныне Аликовского района) в восстании Разина. После подавления восстания царское правительство начало преследовать повстанцев, и они вынуждены были переселиться в лесную глушь и основать здесь дер. Средние Татмыши. В селе Арабоси Урмарского района рассказывают, что из его жителей в разинском восстании участвовали 4-5 человек. Сельские жители тогда пели, говорят, песню о Степане Разине. Ее выучили те, кто сражался в войске Разина и потом вернулся домой. Теперь не помнят этой песни.
89-летний житель дер. Мамалаево Вурнарского района Тихон Савватеев в 1976 году, ссылаясь на рассказ своего отца, сообщал, что в Кюстемерском лесу стояло войско Степана Разина. Разницы ходили по домам богатеев. Говорят, они бедных не трогали, знали, что у них ничего нет. Как появлялись в деревне, разницы заставляли богачей заколоть для них корову, выставить 50—60 ведер пива. Другое предание сообщает, что у дер. Кюстюмеры (ныне Вурнарского района) на берегу Малого Цивиля произошла жестокая сеча между войсками Разина и паря. Погибших героев похоронили под курганам. Близ дер. Первые Тойси (ныне Цивильского района) было сражение между войском Степана Разина и царским войском. Погибшие похоронены под курганом. В том же районе в дер. Тиньговатово, по преданию, во время восстания Разина происходили бои. На поле битвы жители находили наконечники стрел. Под дер. Сормвары Аликовского района в местности Сава тавайкки (Кладбищенский склон) также было сражение. На этом месте находили разные предметы и черепа людей. На поле Салтак-касси близ дер. Еряпкино (ныне Алькеевского района Татарстана) было сражение разинцев с царскими войсками. Здесь находят остатки старинного оружия.
В преданиях, записанных И. Ешелиным в дер. Аксарино Канашского района Чувашской Республики от 97-летнего Михаила Еремеева, рассказывается об Атке и Тинкеле, возглавлявших отряды чувашских повстанцев; о крестьянах дер. Аксарино Тимерзе, Тимбулате и Иыпыхе, участвовавших в составе разинских отрядов в занятии городов Курмыша и Ядрина; об Энеше, вместе с другими повстанцами громившем богачей под городом Козьмодемьянском; Пинюке, принимавшем участие в бою с карателями под деревней Козловкой; Шерке, захваченном царскими ратниками в плен под Цивильском и отпущенном, вместе с тремя другими пленными, чтобы склонить чувашских повстанцев к прекращению восстания, но в родной деревне рассказавшем о том, как били угнетателей в Ядрине.
Близ дер. Аниш-Ахпердино (ныне Канашского района) в лесу имеется овраг Хамал дырми. У этого оврага, по преданию, жил Разин. У него были солдаты. Они ночью приходили в деревни и разоряли богатеев. Однажды один чуваш из Аниш-Ахпердина, предок Игнатьевых, пошел в лес и неожиданно встретился с Разиным и его беременной женой. Разин велел чувашу не рассказывать сельчанам о нем и подарил ему дорогие котлы. Как родился сын, Разин сделал этого чуваша кумом. Разинские котлы были еще в деревне до недавнего времени, но теперь их нет: наверное, порастерялись и побились.
Чувашские крестьяне верили, что дело Разина будет продолжено со временем другим героем.
От чувашей Самарской области записано такое поэтическое предание: «В Жигулях есть особенно высокая гора, называемая Молодецким курганом. По преданию, этот курган приглянулся Степану Разину, и он сделал ему памятный подарок. Это было в то время, когда Разина ранили в боях с царскими войсками под Симбирском и товарищи увозили его в низовья реки. Проезжая мимо Жигулей, Разин пришел в сознание и, увидев горы, спросил соратников:
— Что это за горы?
— Жигули!—ответили те.
Разин попросил друзей пристать к берегу. Товарищи осторожно свели его на берег и под руки повели на вершину горы. Здесь Разин ранеными руками еле вынул из кармана золотую трубку, оглядел товарищей и сказал:
— Видите, друзья, заветная эта трубка никогда не расставалась со мной, даже в самые жестокие битвы она всегда была при мне. Сегодня я вздумал расстаться с ней. Я хочу подарить ее Жигулям, закопаю на самой вершине. Когда меня не станет, пусть кто-либо достойный найдет ее и продолжит дело, начатое нами!
Выслушав слова атамана, товарищи выкопали яму вблизи тропы, и Разин бросил туда золотую трубку. Затем все распрощались с горой, сели на челны и поплыли к Дону, в родную сторону.
Когда товарищи отплыли от берега довольно далеко, то оглянулись назад и увидели, что вершина горы курилась синим дымком. Это курилась золотая трубка Степана Разина».
В чувашском фольклоре, как и в русском, представлены предания о Разине — волшебнике. Многие из них народны по содержанию и духу.
В селе Троицком (Кнв-Сурьял) Мало-Яушевской волости Ядринского уезда С. В. Кузнецов в 1913 году записал следующее предание: «Разин был волшебником, мог ехать на лодке по суше, пешком ходить по воде, жить под водой. Поэтому его никто не мог разыскать. Если бы разыскали, то должны были казнить его. Так рассказывают старики». От чувашей Сызранского уезда Симбирской губернии записано такое предание: «Разин был великий чародей, который, желая переплыть через Волгу, расстилал войлок на воду и переплывал реку».
В легендарных преданиях выражается мысль о том, что Разин жив и со временем выступит против угнетателей еще грознее: «Говорят, Стенька Разин жив. Его живого запрятали в пещеру. Стеньке Разину нет смерти. У проходящих он узнает: «Перед иконой ставите восковые свечи из жира?» Если начнут ставить свечи из жира, Стенька Разин станет громить сильнее прежнего, говорят».
В чувашском фольклоре представлены широко распространенные в русских исторических преданиях темы «Разин— благородный разбойник, грабивший только богатых» и «Разин — мученик, страдален». В Чебоксарском уезде в 1905 году записано предание о том, что Разин был грозным и злым атаманом разбойников, волшебником, которого не поражало никакое оружие. Разин нашел в народе много сторонников, принимал к себе всех. Его сообщники почитали его главой (вождем), подчинялись ему беспрекословно. Устраивая на горах по волжским берегам стоянки, он с товарищами грабил богатые расшивы и лодки на Волге. Он жив и поныне.
«Каждую полночь к Стеньке Разину прилетает крылатый змей (дракон) и из его сердца сосет кровь, говорят. До полудня Стенька Разин лежит мертвый, а в полдень оживает, говорят. В полночь, как змей прилетит и высосет кровь из сердца, опять лишается жизни, говорят».
В предании, записанном Ф. П. Павловым в 1904 году в дер. Александровское Шуматовской волости Ядринского уезда, под именем Разина выступает отважный волшебник-чуваш. «В старину здесь жили татары и русские. Они, наверное, обижали чувашей. Тогда наш (слова покойного Григория Никитина, старика 70 лет) старик Разин отогнал их за реку Суру. Он был упрям, часто судился. В суд обычно заходил, запачкав лапти в навозе. [В другом варианте: «Разин был человек отчаянный, начальников не уважал, не почитал и не боялся их».] Он был волшебником, никто ничего не мог сделать с ним. Русские из ненависти несколько раз пытались убить его, но никак не могли поймать. Тогда они обратились к другому волшебнику: как можно одолеть Разина? Тот посоветовал: в Большом киремете33 имеется мост, по которому должен проехать Разин; натяните через этот мост веревку из конского хвоста, тут он и поймается. Так и поступили. Разина словили и повесили. Старика Разина похоронили на Бараньей горе. Могила заметна и теперь Большекиреметинский мост и поныне называется Разинским. Покойный Григорий Никитин говорил, что Разин — его родственник, родной брат его прадедушки».
Предание это весьма примечательное: чувашским крестьянам так близок был Степан Разин, что они превратили его в отважного чуваша, боровшегося против угнетателей.
Сам С. Т. Разин на территории Чувашии не был. Не «имеется документальных свидетельств о его пребывании в чувашских селениях Симбирского, Самарского и Пензенского краев. Однако во многих чувашских селениях бытуют легендарные топонимические предания о местах пребывания С. Т. Разина, о его штабах, пещерах, землянках, укреплениях, курганах, холмах, городках и о кладах, зарытых им или разинцами.
Так, по преданию, Разин бывал в чувашском селе Плим-Гора Пензенского края. В урочище Камака сийё (Верх печи) стояли его палатки. Недалеко от дер. Бай-деряково Сызранского уезда Симбирской губернии имелась Разина гора с каменной пещерой. Близ чувашского села Борискино-Игарь Бугурусланского уезда Самарской Губернии, «в урочище, называемом Варламовым по имени Варлама — есаула Стеньки Разина, говорят, существует тайник, устроенный Стенькой Разиным; в тайнике этом, по народному поверью, скрыты неисчислимые богатства». Под дер. Султангулово Похвистневского района Самарской области имеется холм Степана Разина. Там стоял Разин со своими солдатами. Вынужденные спешно покинуть холм, разинцы не увезли свои деньги, а зарыли их в 12 бочках. Под селом Городищи Буинского уезда Симбирской губернии, по народному преданию, стояло войско Разина и оно зарыло там клад. Восточнее дер. Юлдуз Верхнеуслонского района Татарстана, согласно преданию чувашей дер. Канаш, имеется землянка Разина. А под дер. Старый Чувашский Адам (ныне Алексеевского района Татарстана) в лесу, в овраге Радии хыдё, тайно жили участники разинского восстания после его поражения. Они поддерживали связи с жителями деревни, некоторые из них даже поселились в ней.
Подобных преданий больше зафиксировано на территории Чувашской Республики. По записям В. К. Магницкого, на урочище Хола дочё (Городища) при дер. Тури Выла Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Аликовского района Чувашской Республики), «по сказаниям чувашей, был Стенька Разин и зарыл на нем 40 бочек с золотом. Многие пытались отыскать этот клад, но тщетно».
Согласно записям 1900 года, в трех верстах от села Тогаева Чебоксарского уезда и в двух верстах от Волги, «среди корабельной дубовой рощи, в глубоком овраге, в местности, называемой Каснарка, были, как говорят старожилы, пещеры Стеньки Разина», а в Цивильском уезде «на одном из ручейков, впадающих в Кошелейку, находится, по народному мнению, клад, зарытый Стенькою Разиным».
«О временах Стеньки Разина, о местах его стоянок,— писал крестьянин дер. Большие Крышки Воскресенской волости Чебоксарского уезда Ф. Алексеев Н. В. Никольскому в 1905 году,—и ныне часто рассказывают чуваши. Говорят, места его стоянок имеются и в наших окрестностях. В 17 верстах от нас, в лесу на волжском берегу, на горе Карманту, у оврага, есть остатки пещеры. Там же у мощного ключа имеется каменная водопойная колода, куда по трубе стекает ключевая вода. И колода, и труба очень старые, покрытые мхом. Стенька Разин со своими друзьями пил из этого ключа. Они же поставили и колоду. Здесь они спрятали под землей много денег, для сбережения денег похоронили живьем девушку. Пожив здесь, Стенька Разин со своими сообщниками переехал вниз по Волге к деревне Новородионовка, повыше Козловки, и .здесь прожил некоторое время. Говорят еще, он долго жил на Каме, у города Елабути».
Согласно преданию, записанному в селе Туруново Буинского, уезда Симбирской губернии в 1908,году, Разин побывал и в районе этого села. Однако здесь клады зарывались не Разиным, а людьми, опасавшимися его.
Немало топонимических преданий разинской тематики записано в советское время, В поле села Большие Яльчики Яльчикского района в двух местах имеются Хула тупи (Городской холм, Городище). В народе говорят, что там при Разине была устроена крепость. Близ дер. Трехизб-Шемурша Шемуршинского района сохранились разинские окопы. В восьми километрах от дер. Новые Выселки (Паснапус) Алатырского района, в 24-м лесном квартале, стоял Степан Разин. Он здесь устроил хижину из полубревен. Хижина была высотой в 4, шириной в 8 метров. Чтобы она была незаметна, сверху ее покрыли землей. Один столб хижины стоит еще поныне. Свою лошадь он привязывал к стоявшему недалеко от хижины дереву с прикрепленным к нему железным кольцом. Дерево это живо по настоящее время, кольцо вросло в него, но край кольца виднеется. По преданию, урочища Имени, Яшпа-лат, Эхетер на землях деревень Верхние и Нижние Татмыши Аликовского района названы по именам героев разинского и пугачевского времен. В том же районе в окрестностях дер. Большие Токташи имеется местность Разин варё (Долина Разина). В Красночетайском районе на Суре близ дер. Питишево имеется Стенькаразинский мыс. Оказывается, говорится в предании, Степан Разин был и в этих местах.
Однажды он остановился на мысу. Говорят, он сковал золотым обручем дуб, стоявший в 300 метрах от мыса. Дуб и сейчас стоит, велик он. Люди продырявили его в нескольких местах, надеясь найти золотой обруч, но не нашли,. Около села Александровское Ядринского района есть овраг Разин кодди (Разинский переход). У дер. Нижние Сунары того же района за речкой Юрбаш имеется холм, известный под названием Разин кёперри (мост Разина). Когда Разин приходил сюда войной, он зарыл в этом холме золото и серебро в большом котле. Говорили: если Разин узнает о приближении кого-либо к холму, то его казнит. Поэтому никто близко не подходил к этому холму. Лишь дикие бараны и козы паслись там. По-другому этот холм называется Така сарчё (Бараний холм) . Разин кёперё также имеется под селом Шуматово (ныне Советское) в овраге Пуху, близ дер. Кильдишево Ядринского района. Под городом Цивильском, около дер. Красная Горка, в земле находят человеческие скелеты. По преданию, они остались от времен восстания Разина. Под дер. Липсеры Цивильского района на Цивиле имеется место Сар дуле (Войсковая дорога). Она из камней: Разинские солдаты подходили к Цивилю с камнями в руках и бросали в это место, чтобы можно было перейти реку. Под селом Яндашево (ныне в черте г. Новочебоксарска) в овраге Распой дырми «в старину жил Разин со своим штабом. Сельские жители говорят, что в том овраге он зарыл золото в 40 сорокаведерных бочках». «В лесу близ Чиршкасов (ныне Чебоксарского района), говорят, жил Стенька Разин. Там была пещера. У него было много денег, говорят. Они грабили богачей. Потом он вышел на Волгу. Выкрал, говорят, персидскую княжну». «Стенька Разин разъезжал среди чувашей, говорят. Он мог плавать на рогоже. Он, говорят, спрятал золото в Горящую гору. Когда горит гора, это виднеется не всем, и горит только в отдельные дни. Это место находится на Цивиле, в одной-двух верстах выше его устья».
Близ дер. Нижние Ирх-Сирмы (Мариинско-Посадского района), там, где ныне ферма, говорят, стояли солдаты Степана Разина. Теперь это место раскопано — искали золото. Под землей обнаружили подобие каменной будки. Там солдаты хотели разделить между собой деньги, но командир не согласился. Тогда солдаты убили его, похоронили, обернув в лошадиную шкуру. Вместе с ним положили и деньги, сказав как будто: «Вечно охраняй эти деньги!» В том же районе близ дер. Ельниково есть овраг, где похоронен князь-немец. Он жил около Козловки. Его отогнал Разин, а солдаты Разина-догнали и убили в овраге. Коляска князя простояла в овраге лет пятьдесят. В трех километрах от дер. Карабаши Мариинско-Посадского района, на волжском берегу, в лесу, имеется холм Карманту. Здесь, по преданию, была стоянка Степана Разина. И поныне там видны ямы, оставшиеся от землянок разинцев. Здесь, на горе, Разин пробыл некоторое время. Отсюда с вершин деревьев, говорят, виднелась Казань. Есть и вариант этого предания: «Недалеко от Карабаш, в лесу, на берегу Волги есть гора, называемая Разин сарчё (Гора Разина). На ней при Разине стоял огромный дуб. С его вершины разинские солдаты в бинокли смотрели в сторону Казани, видели ее. Оставляя это место, солдаты Разина в одной землянке поместили девушку с солдатом, оставили для них бочку золота, сказав: «Если сумеете выбраться — будете жить, если нет — погибнете». Дверь в землянку заперли на замок, говорят. Неизвестно, выбрались молодые люди из землянки или нет.
Впоследствии здесь многие рыли землю в поисках золота, но не нашли. Солдатские вещи находили». И другое предание сообщает, что здесь же, около дер. Карабаш, Степан Разин был со своим войском. Он с Волги поднимался на гору по каменной лестнице. Тропку, по которой он ходил, называют «Тропой Разина». Она есть и сейчас. Чуваши из дер. Средние Бокаши (ныне Мариинско-Посадского района) участвовали в восстании Разина. В 12 верстах от деревни, на берегу Волги, в лесу, имеются каменные корыта. Они устроены Степаном Разиным, чтобы поить лошадей. В Козловском районе, на Криушской дюне на правом берегу Волги, значительное время жил Степан Разин. Он «со своим народом» сюда поднялся по Волге на лодках. Разницы здесь оставили немало вещей. Там находят остатки оружия, ножи, человеческие черепа и кости. Под дер. Ярабайкасы (ныне Моргаушского района) в старину было много озер. Разницы, прибыв сюда, остановились у озер и жили в землянках. На этом месте недавно нашли остатки их оружия, в частности, копья. В Кошлаушском лесу (ныне в Вурнарском районе) в болотистой местности Иёт емми после поражения Разина прятались его повстанцы. Степан Разин бывал и в районе дер. Шоркистры (ныне село Урмарского района). В одном овраге он оставил своих людей. Они с течением времени, вырубив участок земли, основали поселение. Близ дер. Чураккасы Моргаушского района в Вошнарском лесу есть балка, выходящая к Волге. Люди часто наблюдали, как в этой балке ночью пламенем горит золото. Там, говорят, Степан Разин зарыл много золота. В дер. Торханы записано короткое предание о том, что Разин плавал по рекам на войлоке. Но зимой его поймали и утопили в проруби в Суре.
Согласно преданию, на Хула выранё (Городище) в старину был городок. Здесь пребывал Разин. Войско городка сопровождало его в пути. Там, где имеются три продолговатых вала, варили пищу воины Разина. Здесь же закопано его сокровище. На кладбище Кие сава, расположенном севернее Вурмар, во времена Разина хоронили покойников из дер. Чирши. У дер. Ямаши Красночетайского района имеется возвышенное место под названием Киремет самси (Киреметев мыс). Оно изрыто ямами. По преданию, здесь помещался штаб Степана Разина. Покидая это место, он зарыл там 40 бочек золота. В полуверсте от дер. Кюстюмеры Вурнарского района находится городище Хола дырми (Городской овраг). По преданию, городок был выстроен Константином Еразиным, сподвижником Степана Разина. В городке имелся погреб с подъемной дверью, где Еразин хранил оружие. Курган близ дер. Орбаши Аликовского района, согласно преданию, был насыпан по приказанию Разина. Во время сражения разннское войско защищалось на этом кургане. С Разиным связывается и курган под дер. Малые Ямаши Ядринского района. Близ дер. Васькино (бывш. Янасалы) Моргаушского района имеется холм с пешерой. Там схоронен Степан Разин. Пещера близ сельца Засурского района сохранилась со времен Разина.
Приведенные топонимические предания в какой-то мере отражают исторические события. В тех местах, о которых говорится в преданиях, действовали разинцы, происходили сражения, погибали повстанцы, хотя сам Разин там не был. В преданиях этой группы все же преобладают легендарные, иногда мифические сюжеты и мотивы. Тем не менее топонимические предания свидетельствуют о почитании чувашскими крестьянами С. Т. Разина и разинцев. Жителям каждой чувашской деревни хотелось видеть, что защитник народа побывал и в их местах. С именем Разина чувашские крестьяне связывали мечту о привольной жизни и, вероятно, полагали, что разинские «клады с несметными богатствами» со временем откроются и станут народным достоянием.
В чувашском фольклоре представлены и предания, отрицательно оценивающие Разина и его сподвижников. Так, в 1912 году дьячком Я. Свекловым в дер. Хорн-Кукшум (ныне Вурнарского района) было записано, что как будто чуваши рассказывают, что Степан Разин был разбойником, совершал величайшие злодеяния, был великим чародеем, плавал по Волге на скатерти, что "за совершеняые злодеяния бог его наказал тем, что до сих пор жив и лежит в ущелье одной... горы пустынной местности в страшных предсмертных муках и никак не может умереть". Согласно преданию, записанному псаломщиком чувашского села Ерилкнно Бугурусланского уезда А. Липатовым в 1911 году, Разин пять лет прожил в Байтугановском лесу. В мясной суп, который варила жена Разина, попала змея. Разин поел этого супа и стал волшебником и разбойником, способным перелетать с места на место. Смерть его не берет, до сих пор жив и пребывает среди моря на острове («тинёс варринче пуранать»). Он часто обращается к мореходам с вопросом: «Скоро ли настанет конец света?» Со светопреставлением он получит освобождение, а пока живет в тяжких страданиях, потому что его сосет змея. Он не может ни умереть, ни выздороветь.
В Бугульминском уезде Самарской губернии в 1911 году псаломщиком села Старо-Семенкино И. Ивановым изложено на русском языке такое чувашское предание антиразинского толка: «На южной стороне села Семенкина, верстах в пяти, есть гора, называемая Кивриште тавё (Гора Кивриште). На этой горе против средней мельницы существует заваленный землею подвал. В этом подвале находится сорок бочек звонких монет. Деньги эти посредством грабежа приобретены Стенькой Разиным, который жил здесь со своими товарищами. Стенька Разин летал отсюда для грабежа во все места России на белой кошме-самолетке. Замечательным его грабежом считается то, что он из московского большого собора похитил золотые вещи... Все эти вещи и по сне время находятся в этом подвале. Подвал этот открывается один раз в сто лет, на пасху в полночь...
По мнению чуваш. Стенька Разин в настоящее время живет на острове Ледовитого моря. За его грехи бог велел ему питаться песком, а для утоления жажды лизать камень. В каждую ночь тело его истребляют разные гадины. Днем он опять полнеет».
Предания эти в основном являются заимствованиями из русского антиразинского фольклора.
Тем же псаломщиком И. Ивановым записано предание, неодобрительно характеризующее чувашских участников разинского движения. В нем говорится, что основателями чувашских Сел Семенкино и Ерилкнно были два богача-язычника Сымук и Ериле. Оба в молодости были разбойниками в шайке атамана-мордвина Кашбулата, вначале
служившего у Стеньки Разина. Когда поймали Разина, Кашбулат завладел его казной и с некоторыми товарищами скрылся. На разинские деньги он нанял себе помощников. Жил он в местности, где позднее возникла деревня Казбулат Бугульминского уезда. Однако солдаты накрыли Кашбулата, убили его и некоторых его помощников. После этого Сымук основал деревню Семенкино, Ериле — Ерилкино.
К этой же группе можно отнести бытующие в некоторых закамских чувашских селениях предания о том, что чуваши из-под Симбирска убегали на восток, опасаясь Разина. «В Астрахани вода горит, Стенька Разин по Волге поднимается»,—говорили они и убегали. Так, Сергей, Тихон, Ягур, Микли и Абрись из деревни Сабакай под Мелекессом двинулись в восточном направлении и в современном Октябрьском районе Татарстана основали деревни Салдакаево и Абриськино. Так же объясняет предание возникновение села Малая Хомутерь Ульяновской области.
Антиразинский дух приобрело и анахроническое предание, записанное псаломщиком А. Липатовым в 1911 году. В нем вместо монголо-татарских завоевателей, возможно, хана Батыя, поставлен Разин: «Чувашский народ существует с глубокой древности. Тогда он был сильным, храбрым народом. Во времена, когда Стенька Разин уничтожал народы, из чувашей многие погибли. У чувашей был свой царь, и он, говорят, в то время, испугавшись, сбежал».
Если сравнивать количество и состав чувашских исторических преданий об иге монголо-татарских феодалов и Казанском ханстве, о мирном вхождении Чувашии в состав России или о Е. И. Пугачеве и пугачевцах, с одной стороны, и преданий о С. Т. Разине и разницах, с другой, то приходится констатировать, что последних зафиксировано гораздо меньше, а по тематике, сюжетам и мотивам они беднее. В преданиях слабо отразилось, как многотысячные отряды чувашских повстанцев во главе с атаманами и полковниками из чувашей действовали в Чувашии и прибыли под Симбирск на помощь Разину, как долгое время осаждали разницы Цивильск, как они занимали Алатырь, Курмыш, Ядрин, Козьмодемьянск, как восставали почти все чувашские селения. Сравнительно немного сохранилось преданий о Разине и в мордовском фольклоре. Конечно, не все предания разинской тематики еще записаны. Однако не этим, по-видимому, объясняется малочисленность реалистических народных повествований о Разине.
Как видно из приведенного обзора, в чувашских разинских преданиях почти нет многосюжетных сказаний. Мало фабульных произведений с яркими образами и сюжетами. К ним можно отнести лишь предания о разинском казаке и Разине-чуваше. Большинство преданий представляет собой короткий рассказ с элементарным художественным обобщением или топонимическое повествование. Значительно количество легендарных преданий о Разине-волшебнике, наделенном сверхъестественной силой и возможностями.
Ряд чувашских преданий о Разине и разинцах имеет историческую основу. В них Разин показывается защитником народа, отнимавшим добро у богатых и помогавшим бедным, или же изображается «благородным разбойником». К Разину шли крестьяне, бурлаки. Разин жив, но за свои деяния подвергается страданиям, мучениям. Он может вернуться и сильнее прежнего громить угнетателей. В чувашских преданиях широко представлена тема о разинских местах, о его кладах.
Таким образом, рассмотренные предания фольклорными приемами своеобразно отражают исторические события и факты. Однако для них характерна значительность легендарных и фантастических мотивов и сюжетов.
Многие чувашские предания имеют самостоятельное происхождение, хотя по сюжетам и мотивам нередко совпадают с русскими и отчасти мордовскими, а некоторые позаимствованы из русского фольклора.Большинство рассмотренных преданий разинской тематики относится по идейно-тематическому содержанию к истинно народным и свидетельствует о том, что чувашские крестьяне хранили добрую память о С. Т. Разине и разиницах, положительно оценивали борьбу своих предков против жестокого гнета, а некоторые даже считали Разина родным, чувашским героем. Чувашские крестьяне, как и русские, верили в приход Разина — освободителя, избавителя от гнета, притеснений и насилия эксплуататоров. Истинно народные предания о Разине воспитывали поколения крестьян в духе стремления к свободе, воле.