Обряд Ана вайи.
По окончании жатвы на загоне совершался небольшой обряд «ана в?й?» («сила загона»). Жнецы , связав последние снопы, говорили: «Ана, в?йна пар, пил?ке-?ур?м а т?рлет, ?ак ана ?инчен ?ав?н чухл? тыр? пар!» («Загон, дай мне твою силу, поправь мне спину и поясницу; дай получить с этого загона столько-то хлеба!»), затем садились на снопы или на голую землю. После небольшого отдыха кто-нибудь из старших или из ребят вставал со словами: «Кам ана ??клет?» («Кто поднимет загон?»). Жнецы быстрее вскакивали и наперегонки начинали сносить снопы и класть в копны, а вставшему после всех говорили: «Эй, ана ??клекен! Ана ??клер?!» («Эх ты, загон поднял!»), т. е. порицали его в нерасторопности, подтрунивая, что он взвалил на себя огромную тяжесть — целый загон. Основной смысл этих несложных обрядов — стремление вернуть земле ее плодородную силу, отданную сурожаем, облегчить свой труд, усилить его продуктивность заклинаниями. Обряды уборочного периода чуваш имеют ряд аналогий. К этой группе обрядов весьма близко стоят зажиночные и дожиночные обряды русских, украинцев, белорусов. Завершение важного полугодового периода тяжелых земледельческих работ (с 1 апреля по 1 октября) чуваши, как и другие земледельческие народы, отмечали обрядовыми молениями и жертвоприношениями в благодарность за урожай. По верованиям чуваш, на этих торжествах будто бы незримо присутствую т и угощаются духи и боги, от которых якобы зависит и урожай, и состояние скота — и хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. Считалось, что с помощью благодарственных жертвоприношений можно снискать успехов и в будущем хозяйственном году. Первое осеннее благодарственное моление у чуваш совершалось по случаю окончания молотьбы и носило название «аван патти» («овинная каша») или «ав?н с?ри» («овинное пиво»). В день окончания молотьбы варили кашу, курицу, пекли блины, пироги и, собрав всех участников молотьбы и родственников, совершали обряд жертвоприношения. Во время обряда участники моления, по словам В. К. Магницкого, отправлялись на гумно, где около деревянного столба на току разводили огонь. После чтения молитвы, сделав перед столбом земной поклон, в огонь бросали ложку каши, предназначенной для бога — «хранителя овина». П осле этого происходило обрядовое угощение. По окончании молотьбы нашише овина оставляли необмолоченный сноп в подарок «хранителю овина». Более торжественный характер носило обрядовое моление «с?ра чуклени» («моление с пивом»), которое справлялось по окончании сельскохозяйственных работ в честь «нового хлеба и нового пива». До проведения этого обряда верующие крестьяне по возможности воздерживались от употребления нового хлеба. Описывая этот обряд, этнограф В. А. Сбоев указывает, что чувашский крестьянин «счел бы себя величайшим грешником, если бы стал употреблять новый хлеб и новое пиво, не совершив предварительно чукленья или моления о хлебе».