Обрядом “сара чуклени”.
Обрядом «сара чуклени» завершается круг сельскохозяйственных обрядов с земледельческим культом в основе. Но с этим аграрно-религиозным обрядом тесно сплелись осенние поминальные празднества. В старинных этнографических материалах указывается, что после моления об урожае нового хлеба чуваш и справляют «автан с?ри» («петушиное пиво») по случаю поминовения усопших. От других общих годовых поминок (весенних— «?урта кун?» и «кал?м », летних-— «? им?к») осенние поминки отличались более сложными поминальными церемониями и изготовлением из дерева изображения покойника — «юпа» (буквальн о— «столб»). В обрядовых действиях, связанных с «автан с?ри», центральное место занимало, изображение покойника. Сам обряд начинался непосредственно с изготовления «юпа», которое происходило в лесу. Последнее, быть может, свидетельствует о древнем обычае хоронить умерших в лесу, пережитки которого зафиксированы этнографами среди финно-угорских народов Поволжья. В лес отправлялись не просто за материалом, необходимым для «юпа», а ехали целой свитой с большим запасом обрядовых кушаний — с целью изготовить в лесу изображение покойника и привезти его домой для участи в похоронной трапезе. Н а «юпа», который должен был символизировать покойника, у верхнего основания делали глубокие зарубки, а иногда вырезали глаза, нос, рот. С. И. Руденко, на основании своих личных наблюдений у чуваш-язычников, утверждает, что на некоторых «юпа» имеется изображение женских нагрудных украшений («сурпан ?акки») или девичьих нашейных украшений (« м?й ?ыххи»). Последние, на его взгляд, должны были подчеркнуть принадлежность «юпа» замужней женщине или девушке. После изготовления «юпа» в лесу же в честь него совершали трапезу у костра. С читая, что «юпа», символизирующий покойника, принимает участие в этой трапезе, для него делали специально м аленькие стулья, столик и мостик. Совершив этот обряд, «юпа» везли домой, где, обходясь с ним ,как с покойником, одевали на него платье умершего, уклады вали на постель и совершали обрядовые действия, аналогичные действиям при похоронах. В о время общественных поминок выражение горя по умершим соединялось со всяческими увеселениями (песней, пляской и т. д.), сопровождавшимися игрой на музыкальных инструментах. Похарактеру поминальных церемоний можно заключить, что они вы раж али не только почтение и заботу об умерших, присутствую щ и х незримо на поминках, но и рассчитаны были на их заклинание, чтобы добиться их покровительства в семейном бы ту и в земледельческих работах. Поминальные обряды, каких похоронные, сопровождались плачами-причитаниями. В них выражались глубокая скорбь по поводу кончины усопших, стремление оберечь ж ивы х от смерти. В содержании похоронных песен обращает на себя внимание преобладание мотивов реалистического восприятия жизни над религиозномистическими.