Основные старообрядческие течения и их проживание

Всем привет! Сегодня я продолжаю писать цикл статей на тему старообрядчества, которую активно изучала в годы студенчества. Об этом я писала здесь. Чтобы не утомлять читателя перейдём к сути вопроса.

После церковной реформы патриарха Никона 1653 года, значительные изменения произошли в жизни старообрядцев. Во-первых, изменилось место жительства. Не согласные с церковной реформой старообрядцы расселились на дальних территориях Российской империи,чтобы скрыться от преследования гражданских и церковных властей. Для укрытия прекрасно подходили болотистые и лесные, непроходимые местности. На новых местах жительства старообрядцы основывали свои общины и пытались подстроиться под жизнь местного населения. Другие климатические условия заставили общину приспосабливаться к новым реалиям жизни.

Во-вторых, случился раскол в религиозных убеждениях. Если в середине 17 века наблюдалось религиозное единство, то к концу века старообрядчества разделяется на 2 течения поповское и беспоповское. Основное отличие заключается в том, что поповцы стали принимать австрийское священство, а тех, кто отказывался назвали беспоповцами. Религиозный раскол среди старообрядцев способствовать образованию новых центров жизни общин. Последователи поповщинского толка расселились на территориях Нижегородской, Вятской, Московской и Ярославской губернии. Беспоповцы стали слиться на территориях Ярославской, Костромской, Владимирской и Олонецкой губерниях.

В Ярославской губернии проживали поповцы и Беспоповцы. Беспоповский толк распался из-за религиозных убеждений: вопрос молитвы за царя, брачный вопрос и ведения образа жизни. Беспоповцы подразделялись на: бегунов, поморцев, федосеевцев, филипповцев, спасовцев, брачников, безбрачников и нетовцев. Все старообрядческие общины вели открытый образ жизни и поддерживали контакты с односельчанами кроме бегунов. Причина закрытого образа жизни заключалась в идеологии. Они категорически отказывались поддерживать отношения с "миром Антихриста": не платили податей, не служили в армии, не имели паспортов и денег. Но течение должно было как-то существовать (а кушать хочется всегда) и бегуны подразделялись на тех, кто жил мирской жизнью (пристанодержатели) и избранных (странствующих). Избранными считались те старообрядцы, кто полностью отказывался от мирской жизни и рвал все родственные связи и по старости уходил к своим единоверцам. Хозяин дома единоверец, обязан был предоставить такому путнику дом и еду, а тот взамен на него работал. Такой жизненный уклад нередко приравнивают к монастырскому.

Нетовцы или спасовцы являлись одним религиозным течением. Они считают, что благодать улетела на небо и не может быть общественного богослужения и спасительных тайн.

Обратите внимание: Выбираете агронавигатор? Основные характеристики на которые стоит обратить внимание при выборе системы агронавигации.

К церкви на показ проявлял положительное отношение, однако в тайне считали её еретической. Для них характерен скрытый образ жизни.

Федосеевский и филипповский толк в отличии от нетовцев не признавали браки. Для них было принято сожительство друг с другом. Брак требовалось подтвердить документально и законным брак считался только тот, что заключён православной церковью.

Мы разобрали основное отличие толков теперь перейдём к их распространению в Ярославской губернии. Статистикой расселения и учётом старообрядцев занималась братство святителя Димитрия Ростовского. Основная цель братства заключалась в борьбе с расколом. По данным этого братства на 1886 год на территории Ярославской губернии проживал 9670 старообрядцев всех толков и 1037037 никониан (новообрядцев). Основные места проживания старообрядцев были на территориях Рыбинского, Ростовского, Мологского и Даниловского уездов. Самой зараженной недугом раскола местностью было село Вятское и соседние территории Даниловского уезда. По данным дореволюционного исследователи К. Д. Головщикова на 1890 год число старообрядцев в Вятской волости составляло 394 человека, в Бухаловской волости - 200, Никольской на Козьме - 122, Хабаровском - 110, Бабинской - 75, Середской - 69, Захарьевской - 63 Троицкой - 40.

Вятские баниСереда

Несмотря на небольшие цифры братство печатает большое количество брошюр и листовок антистарообрядческого содержания. Всего на эту местность было издано 31303 экземпляров на сумму 1449 рублей 49 копеек. Тираж по тому времени считался достаточно крупным и его активно поддерживало государство, которое стремились искоренить старообрядчество. Братство святителя Димитрия финансово помогало сельским школам Даниловского уезда. Это объяснял ось тем, что развитие образования у бережёт крестьян от вступления в ряды старообрядцев. Кроме финансовой помощи братство проводило богословские беседы. На них хотели переманить старообрядцев и оставить в православии как можно больше крестьян. Было проведено 3 беседы, но они не дали должного результата. Чтобы остановить рост старообрядчества братство издало указ от 11 августа 1888 года "О запрете посылать маленьких детей на заработки в другие города и местности, а особенно в трактир".

Подводя итоги, хочется отметить, что для всех старообрядцев была характерна трезвость и домовитость. Они не употребляли алкоголь, кофе, не нюхали табак. Запрет на табак старообрядцы объясняли, тем что до церковной реформы правительство запретило употреблять "эту проклятую траву". Постоянные гонения со стороны государства проявили в раскольниках такие черты как упорство, трудолюбие, домовитость, аккуратность в быту и личных отношениях. Хорошая адаптация выстроила с односельчанами хорошие отношения, но об этом я напишу в другой статье.

#историяроссии #старообрядцы #религия #хозяйство #развитие

Еще по теме здесь: Хозяйство.

Источник: Основные старообрядческие течения и их проживание.