Особенности верстки корпоративной газеты

Чем принципиально отличается дизайн заводской газеты от дизайна любого другого издания? Очевидно, что ее оформление в любом случае строится на общих для всей прессы стандартах и принципах. И, тем не менее, форма подачи материала во многом зависит от его содержания. Поэтому заводская тематика с одной стороны связывает дизайнерам-верстальщикам руки. А с другой – дает возможность использовать приемы, нехарактерные для газет, скажем, городских, областных, республиканских.

К примеру, материалы корпоративных газет изобилуют специальными терминами, в них используются различные технические и статистические данные. Неумелое их использование приводит к тому, что публикации становятся перегруженными, непонятными многим читателям. Но когда верстальщики подходят к своей работе творчески, сухие данные превращаются в стильно оформленные таблицы, а еще лучше – в инфографику. А пояснения к используемым терминам и определениям заверстываются в различные «врезки». Все это только украшает газету.

Сегодня в Беларуси издаются около 150 многотиражек. Для примера возьмем прессу организаций, входящих в концерн «Белнефтехим». Это десять газет. Девять из них имеют формат А3, «Мозырский нефтепереработчик» выходит форматом А4. Как известно, чем меньше формат, тем меньше возможностей сделать газету красивой. Особенно сейчас, когда в прессе наблюдаются тенденция к использованию больших иллюстраций (снимков, коллажей) и крупного шрифта. Поэтому редакции, выпускающей многотиражку МНПЗ, можно только посочувствовать.

Две газеты – «Вестник Нафтана» и «Нефтяник» – печатаются в полноцветном изображении. «Трудовая слава» – в две краски. «Мозырский нефтепереработчик» и «Гродненский химик» – в одну. Остальные пять выходят в черно-белом исполнении. При этом все, кроме первых двух газет, печатаются на старом типографском оборудовании. Данный факт также не может не сказываться на оформлении и попросту внешнем виде названных многотиражек.

Однако далеко не все участники дизайнерского процесса (это и верстальщики, и фотографы, и, разумеется, редакторы) учитывают вышеупомянутый минус. И, зная весьма ограниченные возможности типографской базы, позволяют себе использовать небольшие фотоснимки с множеством мелких деталей (в том числе, коллективные фото). В итоге разобрать, что же изображено на той или иной иллюстрации, весьма затруднительно. То же касается использования градиентов и различных оттенков серого: «благодаря» старым типографиям даже неплохо сверстанные газеты на выходе получаются либо чересчур светлыми, либо, что хуже и чаще, слишком черными.

Следующий важный фактор, влияющий на дизайн корпоративного издания, таков. Структура большинства предприятий подразумевает порой весьма непростую иерархию. И нередко получается, что редактор – далеко не последняя инстанция в процессе подготовки и выпуска газеты. Главное слово часто остается за руководителями социальных отделов, заместителей по идеологической работе и т. п. Понятно, что люди эти весьма далеки от теории и практики журналистского ремесла. Что, впрочем, не умаляет их административной роли. И споры с таким руководством по поводу подачи того или иного материала, фотоснимка, таблицы, нередко ни к чему не приводят: побеждают навязанные сверху клише.